Interested Article - Султан Ибрагим Мирза

Мирза Али . Продажа ишака. Миниатюра из рукописи «Семь престолов» Джами. Специалисты полагают, что на этой миниатюре художник изобразил Султана Ибрагима Мирзу в виде юноши, гарцующего на роскошном, сером в яблоках, коне. В момент создания миниатюры Ибрагиму Мирзе было 16 лет.

Султан Ибрагим Мирза (апрель 1540 23 февраля 1577 ) — сефевидский принц, художник, поэт и покровитель искусств.

Миниатюра из «Розового сада» Джами, созданная при патронаже Ибрагима Мирзы ок. 1554 года. — одна из самых загадочных, поэтичных и сложных для однозначной интерпретации. На ней изображён поэт-суфий в павильоне, над которым витают ангелы, изливающие из чаш божественное вдохновение. Другой человек не может попасть в этот мир — дверь закрыта. Исследователи отмечают противоречие между роскошными апартаментами и суфием, находящимся в них, так как суфиям присуща скромность и простота в быту. Собрание Артура Саклера, Вашингтон.

Ибрагим Мирза был внуком шаха Исмаила I , сыном принца Бахрама Мирзы , и племянником шаха Тахмаспа I . Подобно иным представителям династии сефевидов, он проявлял свою склонность к искусству самыми разными способами — сочинением стихов, занятиями каллиграфией и живописью, покровительством музыкантам, литераторам, поэтам, художникам и каллиграфам, а также содержанием на свои средства китабхане — библиотеки, которая была на Востоке не только средоточием книг и мастерской по их переписке и иллюстрированию, но и местом, где собирались и общались лучшие умы города.

Образование Ибрагим Мирза получил при дворе шаха Тахмаспа I, который, по свидетельству историков, проявил в этом деле своё участие. В 1554 / 55 году Тахмасп назначил его губернатором Мешхеда — одного из крупнейших городов государства. Официальный ферман предписывал шестнадцатилетнему принцу вести контроль всех правительственных, финансовых и прочих важных дел. Ибрагим Мирза прибыл в Мешхед в марте 1556 года . Примерно в это время он обручился со старшей дочерью шаха Тахмаспа Гоухар Султан Ханум; их свадьба состоялась весной 1560 года . В 1563 году он оставил Мешхед, и отправился губернаторствовать в Ардебиль. По пути в Ардебиль Ибрагим Мирза опрометчиво отпустил шутку по поводу своего нового назначения, которая дошла до Тахмаспа, вызвав его гнев. В итоге, вместо Ардебиля он был отправлен губернаторствовать в маленький городок в Хорасане . Эта опала не продолжалась слишком долго — в 1566 году Ибрагим Мирза был опять посажен губернатором в Мешхед.

Две миниатюры из "Дивана" Султана Ибрагима Мирзы. 1582г. Музей Ага Хана, Женева. На левом листе изображена традиционная сцена "восседающего правителя" в окружении придворных. Э. Велч идентифицировал правителя в беседке как султана Ибрагима Мирзу.

Приблизительно через два года он вновь попал в шахскую немилость после того, как неудачно попытался приютить опального сына Тахмаспа Султана Мухаммада Мирзу. На сей раз, Ибрагим Мирза был понижен в должности и отправлен из Мешхеда в небольшой городок Сабзавар. Только в декабре 1574 года он был вызван из Сабзавара в новую сефевидскую столицу — Казвин , где шах назначил его главным распорядителем церемоний («ешик-агасы-баши»). После смерти шаха Тахмаспа ( 1576 ) Ибрагим Мирза был вовлечен в политическую борьбу, развернувшуюся вокруг трона, поддержав Исмаила II, который назначил его на высокую должность хранителя шахской печати («мохрдар»). Однако вскоре последовала опала — Исмаил II , подозревая, возможно не без оснований, Ибрагима Мирзу в заговоре с другими сефевидскими принцами, своим указом предал всех казни ( 23 февраля 1577 года ). Ибрагиму Мирзе на тот момент было 37 лет.

Султан Ибрагим Мирза с самого начала своего губернаторства в Мешхеде выступал как покровитель искусств, проводя множество времени в компании поэтов, музыкантов, композиторов, каллиграфов и художников. При его дворе служили поэт , и музыканты Султан Махмуд Тунбараи и Касим Кануни из Герата . Крупнейшим результатом его патронажа в искусстве явилась рукопись «Хафт ауранг» (Семь престолов) поэта Джами , создававшаяся в 1556-65 годах. В ней 28 превосходных иллюстраций, созданных лучшими персидскими художниками того времени (ныне в Галерее Фрир, Вашингтон ). Другой манускрипт, дошедший до наших времен, — «Накш-э-бади» , в котором всего две миниатюры, созданные во время пребывания в Сабзаваре ( 1574 , Топкапы Сарай, Стамбул ). Колофоны обеих рукописей сообщают, что они были заказаны в китабхане Ибрагима Мирзы, эти надписи свидетельствуют о том, что независимо от того, были ли это хорошие или плохие времена для Султана Ибрагима Мирзы, его страсть к искусству не уменьшалась. Документы донесли до нас только девять имён мастеров, работавших в его китабхане: каллиграфы , , (который был китабдаром, то есть главой китабхане ), , и , и художники-иллюминаторы — , Шейх Мухаммад , и Али Асгар .

Кроме того, сам Ибрагим Мирза имел репутацию одаренной творческой личности, проявлявшей себя как в области создания манускриптов (говорят, что он с успехом занимался каллиграфией, рисунком, орнаментировкой страниц, и даже переплетом), так и в поэзии — он писал стихи на фарси и тюрки . Несколько тысяч строк сочиненных им касыд и газелей после его смерти были объединены в «Диван» (Сборник), две копии которого дошли до наших дней (одна в Библиотеке Гулистан, Тегеран, другая — в коллекции Садруддина Ага-хана , Женева ).

Литература

  • Кази Ахмед. Трактат о каллиграфах и художниках. — М.—Л., 1947.
  • M. Dickson and S. C. Welch, The Houghton Shahnameh. — Cambridge, Mass., 1981, — Vol. I.
  • M. S. Simpson. «The Production and Patronage of the Haft Awrang by Jami in the Freer Gallery of Art» — Ars Orientalis 13, 1982, pp. 93-119.
  • Архитектура в исламском искусстве. Сокровища коллекции Ага-Хана. Каталог выставки. Гос. Эрмитаж, СПб, 2011, стр. 172-73, 222-23.
Источник —

Same as Султан Ибрагим Мирза