Interested Article - Дукас, Стратис

Стратис Дукас ( греч. Στρατής Δούκας османской Малой Азии 1895 - Афины 26 ноября 1983 ) — греческий писатель, художник и теоретик искусства .

Биография

Стратис Дукас родился в 1895 году на островках Мосхонисиа, недалеко от малоазийского города Кидониес ( Айвалык ), населённых в то время исключительно греками и расположенных напротив острова Лесбос .

Дукас окончил гимназию в Кидониес ( Айвалык ) и впоследствии, в 1912 году, продолжил учёбу на юридическом факультете Афинского университета . Здесь он поселился вместе с земляком и будущим художником и писателем Фотисом Кондоглу , с которым был связан дружбой с гимназических лет. Дукас прервал учёбу с началом Первой мировой войны. После Национального раскола , вступил в 1916 году добровольцем в «Движение Национальной обороны». Принял участие в боях в Македонии . После капитуляции Болгарии и Османской империи, принял участие в малоазийском походе греческой армии (1919—1922), где был ранен. Был награждён серебряным крестом За храбрость .

После Малоазийской катастрофы , был демобилизован в 1923 году. Проявил интерес к внедрению в континентальную Грецию восточных ремёсел, в частности гончарного производства Кютахьи и восточного ковроткачества. Одновременно, после того как Дукас сдружился, кроме Кондоглу, с художником Папалукасом и скульптором Халепасом , он начал проявлять интерес к изобразительному искусству. Однако его работа, как художника, незначительна.

Дукас сотрудничал с газетой « Македония », а также другими газетами македонской столицы . Его поездки, в качестве журналиста, дали ему, кроме прочего, материал для «Истории одного пленного», повествования-документа, которое сразу принесло ему в 1929 году признание, как одного из самых значительных писателей своего поколения. С началом греко-итальянской войны 1940—1941 годов вновь вступил в греческую армию офицером.

В годы тройной, германо-итало-болгарской, оккупации Греции, вступил в ряды греческого Сопротивления . В этот же период он стал членом Коммунистической партии .

После войны был советником (1949—1953) и генеральным секретарём (1953—1960) «Общества греческих литераторов».

Был гоним в годы военной диктатуры (1967—1974). Последние годы своей жизни провёл в доме престарелых .

«История одного пленного»

Греческий писатель и историк Фотиадис, Димитрис пишет, что Дукас родился в том же эолийском треугольнике, что образуют Митилини , Мосхонисиа и Айвалык , где родились современные ему писатели Венезис, Илиас и Миривилис, Стратис . Фотиадис пишет, что у всех трёх писателей основой и источником творчества являются Первая мировая война и Малоазийская катастрофа " . В одной из своих поездок в Пиерию , в качестве корреспондента « Македонии », Дукас, совершенно случайно, в таверне, выслушал и записал историю беженца из Малой Азии . За стаканом вина беженец рассказывал всё, что он пережил на своей Родине, «до того как её сделали турецкой кемалистские четы». Беженец (Николас Казакоглу) был в числе десятков тысяч из греческого гражданского мужского населения, отправленных турками в рабочие батальоны вглубь Анатолии после Резни в Смирне , где большинство из них было истреблено в ходе маршей смерти . Николасу удалось бежать и добраться до своей деревни, которую он нашёл опустошённой. Не найдя другого выхода, Николас переоделся и, отправившись в регионы, населённые мусульманами, стал выдавать себя за турка. Николас стал батраком у турецкого землевладельца и длительное время ему удавалось сохранить в тайне своё происхождение. Бежавший вместе с ним односельчанин был опознан и обезглавлен. Когда землевладелец предложил Николасу выдать за него свою племянницу, что могло раскрыть его христианское происхождение, Николас бежал. Ему удалось добраться до Эгейского побережья и переправиться на Лесбос . Выслушав, а точнее подслушав, и записав историю, Дукас поднялся и попросил беженца расписаться, подтверждая этим, что его история правдива. Тот, дрожащей рукой, расписался: Николас Казакоглу. Эпизод стал «событием в литературной истории Греции». Греческий писатель Костас Акривос пишет, что перечитывая «Историю одного пленного», у него постоянно возникает недоумение: Что внёс в повествование Николаса Казакоглу Стратис Дукас? Что внесла литература в повествование беженца, кроме спасения повествования, и совершенно случайно? И, наконец, чему обязана литература Истории и как та возвращает свой долг? . В результате Акривос написал свой биографический роман о жизни Дукаса — «История одного путника» (2006). В «Истории одного путника» Дукас (как Казакоглу) рассказывает о своей жизни корреспонденту, который знал Дукаса и написал множество очерков о нём: Георгию Пилихосу.

Димитриос Дзиовас, профессор кафедры новогреческих исследований университета Бирмингема , считает, что «История одного пленного» Дукаса является классическим образцом народной речи и повествования и действует как связующее звено с мемуарами Макриянниса . В «Истории» Дукаса прослеживаются следы вековой устной традиции, ведущей своё начало от Анабасиса Ксенофонта , от древних трагедий, описаний мучеников церкви и народных сказок. «История» утвердилась в сознание критиков и читателей, без предварительного объёма критической и академической литературы, утвердив одновременно Дукаса как литература, поскольку, как считает Дзиовас, другие его труды не смогли бы ему обеспечить столь почётное место.

«История» Дукаса — один из самых коротких и активных рассказов тех, кто не смог вовремя покинуть малоазийский берег в 1922 году. Рассказ сфокусирован на борьбе за выживание пленного Николаса Казакоглу, без особых ссылок на исторические события, оставляя, однако, впечатление, что это деталь широкой драмы. «История» — эпизод эпоса и одновременно личная история, которая помогает проявить голос рассказчика. Но Дукас лишь создаёт видимость своего неучастия в пересказе «Истории». В действительности, немного корректируя часто нехарактерный для греческого языка синтаксис рассказа беженца из Анатолии , а также некоторые факты повествования беженца «для развития Истории», Дукас превратил рассказ Казакоглу в роман .

Другие работы

Проза

  • Про себя — Εις εαυτόν (1930)
  • Письма и разговоры — Γράμματα και συνομιλίες (1965)
  • Путник — Οδοιπόρος (1968)
  • Связь — Δεσμός (1970)
  • Серьги- Ενώτια (1974)
  • Маленький брат — Ο μικρός αδελφός 1972.
  • Мемуары десяти друзей — Ενθυμήματα από δέκα φίλους μου 1976.
  • Двенадцать месяцев — Οι δώδεκα μήνες 1982.
  • Теплица — Θερμοκήπιο 1982.

Биографии

  • Яннулис Халепас, новая биография — Γιαννούλης Χαλεπάς, νέα βιογραφικά (1952)
  • Яннулис Халепас, каталог его работ — Γιαννούλης Χαλεπάς, κατάλογος των έργων του (1962)
  • Жизнь одного Святого (Халепас) — Ο βίος ενός Αγίου (Χαλεπάς (1967)
  • Иконографический эпос Восточной Церкви — Το εικονογραφικό έπος της Ανατολικής Εκκλησίας 1948
  • Художник Спирос Папалукас — Ο Ζωγράφος Σπύρος Παπαλουκάς (1966)

Трактаты

  • Предположения и решения касательно проблем связанных с жизнью и творчеством Яннулиса Халепаса — Υποθέσεις και λύσεις πάνω σε προβλήματα της ζωής και του έργου του Γιαννούλη Χαλεπά. (1970)
  • Отзывы и суждения — Μαρτυρίες και κρίσεις 1972)

Альбомы

  • Рисунки Стратиса Дукаса, 1979.

Память

Афинский муниципалитет Зографу где писатель жил многие годы создал Музей Стратиса Дукаса, где выставлены рукописи и рисунки Дукаса.

Литература

  • Βαφόπουλος Γ.Θ., Σελίδες αυτοβιογραφίαςΑ΄, σ.237-238. Θεσσαλονίκη, 1970.
  • Ζερβού Θεοδώρα, «Στρατής Δούκας: Δεν εννοώ τέχνη χωρίς βίωμα, χωρίς ζωή», Διαβάζω74, 27/7/1983, σ.64-70 (συνέντευξη).
  • Κόντογλου Φώτης, Κριτική για την Ιστορία ενός αιχμαλώτου, Ελληνικά Γράμματα, 4/5/1929.
  • Κόρφης Τάσος, «Δούκας Στρατής», Μεγάλη Εγκυκλοπαίδεια της Νεοελληνικής Λογοτεχνίας6. Αθήνα, Χάρη Πάτση, χ.χ.
  • Κόρφης Τάσος, «Η έντεχνη χρήση του λαϊκού λόγου και ο Στρατής Δούκας», Καταθέσεις όψεως, σ.36-39. Αθήνα, 1982.
  • Κόρφης Τάσος, Βιογραφία Στρατή Δούκα 1895—1986. Αθήνα, Πρόσπερος, 1988.
  • Κόρφης Τάσος, «Στρατής Δούκας», Η μεσοπολεμική πεζογραφία • Από τον πρώτο ως τον δεύτερο παγκόσμιο πόλεμο (1914—1939)Γ΄, σ.322-342. Αθήνα, Σοκόλης, 1992.
  • Μητσάκης Κάρολος, «Στρατής Δούκας», Νεοελληνική πεζογραφία• Η γενιά του ’30, σ.41-44. Αθήνα, Ελληνική Παιδεία, 1977.
  • Παπαγεωργίου Κώστας, «Δούκας Στρατής», Παγκόσμιο Βιογραφικό Λεξικό3. Αθήνα, Εκδοτική Αθηνών, 1985.
  • Πεντζίκης Νίκος-Γαβριήλ, «Το βασιλόπουλο που δεν βλέπει ούτε ακούει», Κοχλίας, 1/1947, σ.11-12.
  • Πολίτης Φώτος, Κριτική για την Ιστορία ενός αιχμαλώτου, Ελεύθερο Βήμα, 10/5/1929.
  • Τσιάμης Μήτσος Ν., «Στρατής Δούκας (Ο συγγραφέας της Ιστορίας ενός αιχμαλώτου», Μορφές του Αιγαίου ΙΙ, σ.12-19. Αθήνα, Παπαδήμας, 1990.
  • Χριστιανόπουλος Ντίνος, Στρατής Δούκας. Θεσσαλονίκη, ανάτυπο από το περιοδικό Διαγώνιος, 1969 (το ίδιο στο Συμπληρώνοντας κενά: Σολωμός — Καβάφης — Καββαδίας — Δούκας — Λαούρδας • Φιλολογικές μελέτες, σ.167-241. Αθήνα, Ρόπτρον, 1988).
  • , Στρατής Δούκας, ο πρώτος διδάξας - Στοιχεία Ζωής 1978 σ.15-22, Στρατής Δούκας-ένας ‘’πρωτοπόρος’’ αναπολεί την ‘Κιουτάχεια. Περ. Κεραμικά Χρονικά, τ. 22/1981 σ.12-15, Από την πρώτη έκθεση Κεραμικής στη Θεσσαλονίκη του 1927 μέχρι το Μουσείο..., Περ. Κεραμικά Χρονικά, τ. 26/1982 σ.17-18, Στρατής Δούκας ‘’Αυτό δεν θα το υπέγραφε ούτε ένας δούλος..." , Περ. , τ. 4/1993 σ. 31-35, Η ‘’Παληά Αθήνα’’ , Περ. , τ. 5/1994 σ.34-36, Για το "Θερμοκήπιο" του Στρατή Δούκα, Χάρη Πάτση, Μεγάλη Εγκυκλοπαίδεια της Νεοελληνικής Λογοτεχνίας , τ.3 σ.331

Ссылки

  1. . Дата обращения: 23 октября 2013. 2 мая 2013 года.
  2. Παγκόσμιο Βιογραφικό Λεξικό, τόμ. 3, σ. 305 , Εκδοτική Αθηνών Α,Ε. 1985
  3. . Дата обращения: 23 октября 2013. 17 февраля 2017 года.
  4. . Дата обращения: 23 октября 2013. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  5. Δημήτρης Φωτιάδης, Ενθυμήματα ΄Β, εκδ.Κέδρος1983, σελ.98
  6. . Дата обращения: 23 октября 2013. 7 февраля 2012 года.
  7. . Дата обращения: 23 октября 2013. 23 мая 2015 года.
Источник —

Same as Дукас, Стратис