Награждённые Звездой 1939—1945
- 1 year ago
- 0
- 0
Подноволоки (Поднаволо́к) — деревня в Милославском районе Рязанской области . Входит в Горняцкое сельское поселение .
Поднаволо́к, как село Истобенское, упоминается в писцовых книгах XVI века. В то время оно входило в состав Верденского разъезда, Пехлецкого стана и располагалось на южной засечной черте , у границ Русского царства . Основную массу населения составляли: засечные сторожа , стрельцы , рейтары , казаки , однодворцы и крепостные крестьяне (как правило, достаточно малое число). Крестьяне занимались «обслуживанием» воинских людей и жили с ними фактически под одной крышей.
1859 | 1897 | 1906 | 2010 |
---|---|---|---|
529 | ↘ 488 | ↗ 688 | ↘ 56 |
Духовным центром для всего населения данной местности была церковь, возведенная в честь Великого Чудотворца Николая. Когда впервые она была построена, сказать очень сложно, однако, опираясь на упомянутые ранее писцовые книги, составленных государевым человеком, боярином и воеводой Третьяком Григорьевичем Вельяминовым с товарищами в 1594—1597 годах, а также на ряд других источников, можно все же приблизительно означить временные рамки.
В 1900 году вышла книга Василия Николаевича Сторожева — «Писцовые книги Рязанского края XVI—XVII веков», в основу которой лег указанный выше труд Вельяминова.
В данной книге читаем:
За Сенькою за Ивановым сыном Новикова — жребий в деревне Новиковой на Истобенском верху под наволоком... За Никифором за Евсиным сыном Иванова — жребий в селе Истобенском в Истобенской поляне...
Автор (Т. Г. Вельяминов, так как В. Н. Сторожев лишь свел воедино его записи и отпечатал их в новом формате) четко указал, что Истобенское — село, а село, как известно — это поселение, в котором есть церковь. Таким образом, на 1594 год церковь уже существовала и можно предположить, что построена она была во второй половине XVI века. Именно во второй половине XVI века, по указу царя Ивана IV Грозного , в диком поле, возводится ряда городов-крепостей, таких как Шацк и Козлов , что приводит к многократному усилению южного пограничья Русского царства. Рязанские земли, многие сотни лет остававшиеся форпостом, автоматически перешли в разряд тыловых. Граница теперь — Тамбовская земля.
Приобретение статуса тыла усиливает приток населения, а также повышает уверенность в том, что можно основывать капитальные помещичьи хозяйства, без страха быть разоренными татарскими набегами. Все эти факты дают основания полагать, что именно в это время и была построена церковь.
Сама церковь впервые упоминается в окладных книгах, учиненных в 1676 году, при преосвященном митрополите Рязанском и Муромском Иосифе . Книги данные легли в основу колоссального труда знаменитого Рязанского историка и священнослужителя — Ивана Васильевича Добролюбова . Долгих 7 лет создавал он свои . По итогам, в свет вышло издание из IV томов, в коих он скрупулезно описал каждую церковь, с их приходами, которая существовали на землях Рязанской губернии с XVI по XIX века. Интересно еще и то, что в книгах имеются не только сухие статистические данные, но и интересные факты о местности, особенностях быта людей того или иного селения.
Необходимо сказать, что второй том вышел в 1885 году на 373 страницах и включил в себя описания церквей и монастырей: города Пронска и уезда, города Скопина и уезда, а также города Ряжска и уезда. Итак, приход села Иоанн Васильевич описывает следующим образом:
В 16½ версте от уездного города. Село Истобенское, Поднаволока тожъ, в качестве села упоминается в окладных книгах 1676 года, где при бывшей в том селе церкви Великого Чудотворца Николая показано три двора поповых. Церковной пашни десять четвертей в поле, а в дву потому же, сенных покосов сорок копен. В приходе - в селе Поднаволоке и деревнях: Новиковой, Рыковой, Юмашеве, Микулиной, Мокшеевой, Курбатове, Растягайне и Бухвостовой - считалось девяносто один двор помещиков, шестнадцать дворов задворных слуг, сто двенадцать дворов крестьянских, двенадцать дворов бобыльских и всего двести тридцать шесть дворов.
...существующая ныне [1886 год] в том селе деревянная церковь, того же храмонаименования, с приделом Дмитриевским, построена по благословенной грамоте, данной архиепископом Симоном 6 июня 1791 года.Она находится в расстоянии 15 сажений от прежней бывшей церкви...
Из той же книги И. В. Добролюбова известны имена священнослужителей: Алешинский Иван Дмитриевич, Измайлов Иван Ильич, Кивотов Иван Васильевич, Соколов Василий Григорьевич. Последним священником стал Борецкий Федор Иванович. Действовала церковь вплоть до начала Великой Отечественной войны . Была разобрана по приказу председателя колхоза, однако еще в конце XX века месте церкви явно просматривалось её каменное основание.
Интересную легенду старожилы рассказывали ещё в конце XX века. Старики рассказывали, будто бы на Чертовой горе в старые времена стояло несколько домов, и будто бы в них обитали лихие люди-разбойники. Было это ещё в те времена, когда ни села ещё не было, ни деревень в округе. И сказ шёл, что все золото, которое они добывали грабежами, закапывали они в гору Чертову. Кроме денег, по рассказам закопана в гору и золотая карета. Подобную легенду можно найти в «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» И. В. Добролюбова:
В полуверсте от церкви находится урочище, именуемое "Чертовою горою", в которой, по народному преданию, сохранен клад, к отрытию которого и деланы были попытки, не увенчавшиеся впрочем успехом. Не здесь ли находилось упоминаемая в Ряжских писцовых книгах 137 и 138 годов деревня Чертовая, которая, вместе с деревней Новиковой того же Никольского прихода, состояла в числе вотчин боярина Ивана Никитича Романова ? Близь этого урочища лет восемь тому назад найдена была кубышка с серебряными монетами с именем Михаила Феодоровича, которая тогда же и была продана кому-то в городе Скопине.