Interested Article - Марецек, Макс
- 2020-04-27
- 2
Макс Марецек ( англ. Max Maretzek ; 28 июля 1821 , Брюнн — 14 мая 1897 , Нью-Йорк ) — американский оперный импресарио, дирижёр и композитор чешского происхождения.
Биография
Учился музыке в Вене , в 19 лет закончил оперу «Гамлет». В 1840-е гг. работал в Париже , где был дружен с Берлиозом и Мейербером , затем возглавлял хор лондонского театра Ковент-Гарден . В 1848 г. переселился в США.
На протяжении десяти лет Марецек возглавлял — и как дирижёр, и как генеральный менеджер — оперный театр в Нью-Йорке (гастролируя с ним также в Мексике и на Кубе ). Получив в своё распоряжение очень слабый оркестр и сомнительных певцов, Марецек изыскал возможность приглашать на свою сцену заметных солистов ( Анджелину Бозио , Генриетту Зонтаг , ). Руководитель с диктаторскими наклонностями, он прославился эксцентричными выходками — например, однажды Марецек в ходе генеральной репетиции поссорился с оркестрантами и уволил весь состав оркестра за сутки до премьеры новой оперы («Марии ди Роган» Доницетти ), за ночь набрал новых музыкантов, в 7 утра приступил к репетициям и вечером сыграл премьеру. Не менее причудливы были используемые Марецеком приёмы менеджмента: для того, чтобы поднять интерес публики к выступлению певшей прежде в Англии Терезы Пароди , он распустил накануне её приезда слух о её романе с герцогом Ланкаширским. Деятельность Марецека в целом была скорее успешной, но в финансовом отношении раз за разом приводила к провалу и разорению, от которого Марецек всякий раз чудесным образом оправлялся.
В 1858 — 1860 гг. Марецек работал в Филадельфии , затем вернулся в Нью-Йорк, в 1867 г. заново отстроил сгоревший театр и к 1872 — 1873 гг. достиг наивысшего успеха, собрав блестящую труппу в составе Паулины Лукка , Клары Луизы Келлог , Ильмы ди Мурска и Энрико Тамберлика . Однако и конкуренция — прежде всего, со стороны братьев Мориса и Стракошей — становилась всё острее, выливаясь, в частности, во вздувание гонораров ведущим певцам до астрономических сумм. В результате в 1875 г. Марецек фактически вышел в отставку. За 27 лет своей американской карьеры Марецек осуществил (в качестве импресарио или дирижёра или того и другого) американские премьеры более 20 опер, в том числе « Травиаты », « Риголетто », « Силы судьбы » и « Трубадура » Верди , «Африканки» и «Пророка» Мейербера и др.
В дальнейшем Марецек работал как музыкальный педагог , завершил и в 1879 г. сам поставил свою оперу «Сонная лощина» ( англ. Sleepy Hollow ). В 1883 г. выступил в одном из нью-йоркских театров как приглашённый дирижёр. 12 февраля 1889 г. в ознаменование 40-летия американской работы Марецека в Метрополитен-опера был дан торжественный концерт с участием дирижёров Теодора Томаса , Антона Зайдля , Франка ван дер Стукена , Вальтера Дамроша и Адольфа Нойендорфа .
Крупнейший американский музыкальный критик Гарольд Шонберг , называя Марецека « Солом Юроком своего времени», констатировал:
Ни один другой импресарио не мог сравниться с неукротимым Марецеком по числу новых произведений и новых «звёзд», принесённых в Америку.
Автобиографии
Макс Марецек опубликовал две автобиографические книги — «Crochets and Quavers» ( 1855 ) и «Sharps and Flats» ( 1890 ).
Примечания
- ↑
- ↑ Maxmilian Maretzek // (чеш.) — 2004.
- ↑
Ссылки
- // American Heritage Magazine, February 1976, Volume 27, Issue 2. (англ.)
- 2020-04-27
- 2