Шумов, Анатолий Петрович
- 1 year ago
- 0
- 0
«Искусство шумов» ( итал. L’arte dei Rumori ) — манифест, написанный Луиджи Руссоло в 1913 году. Выполнен в форме письма, адресованного Франческо Балилле Прателле . Руссоло посетил оркестровый концерт футуристической музыки, организованный Прателлой в Римском оперном театре , и был впечатлён услышанным; вследствие этого ему пришла идея создания нового искусства, название которого вынесено в заголовок манифеста.
В своём тексте Руссоло проводит краткий экскурс в историю музыки, дабы проследить, как рассматривался и использовался человеком звук начиная со звука домузыкальных времён, полученного из, например, натянутой тетивы.
Руссоло утверждает, что шум возник в XIX веке, с изобретением машин. До этого момента мир был полон либо приглушённых звуков, либо тишины. Если исключить штормы, водопады, землетрясения и ураганы, то природа беззвучна: эти звуки, способные прервать тишину, не слишком продолжительны и недостаточно разнообразны.
Вначале звук был воспринят первобытными людьми как таковой, отдельный от прочего; результатом концепции звука стала концепция музыки. Музыка начиналась с простых элементов, были задействованы простые инструменты, однако восприятие звука было очень трепетным: он считался причастным к божественному и использовался для обрядов и ритуалов. Греческая музыкальная теория была основана на математических законах Пифагора. Развитие и изменение греческой тетрахордовой системы произошло в Средние века. Это была эпоха григорианских пений . Руссоло отмечает, что звук продолжал рассматриваться «в его развитии во времени».
В то время как гармонии — одновременного звучания разных звуков — не существовало, пишет Руссоло, тяга к ней присутствовала. Она возникала постепенно; со временем появились и сложные, постоянные диссонансы , характерные для современной музыки. Поначалу музыка стремилась быть прозрачной, но постепенно звуки начали соединяться различными способами, а музыка — усложняться; в музыке современной ему эпохи Руссоло указывает на сочетание несочетаемых, резких звуков; он называет это приближением к «звуку-шуму».
Руссоло связывает музыкальную эволюцию с умножением числа машин, обращая внимание на то, что речь идёт не только о крупных городах — и за городской чертой обилие машин повлекло за собой такое многоголосие шумов, что «чистый звук, с его незначительностью и монотонностью, больше не вызывает никаких чувств». Музыка же развивается в направлении сложных полифоний с целью вызывать чувства, и, что отмечается особо, с целью подготовки к созданию музыкального шума. Те сочленения звуков, которые показались бы человеку из XVIII века вопиющими и неугодными для прослушивания, для современного человека могут показаться приемлемыми и даже скучноватыми. Согласно с тем, как жизнь наполняется шумом, современному человеку требуется «ещё большее разнообразие акустических возбуждений», чтобы не оставаться равнодушным к музыке.
Руссоло говорит о замкнутом круге, по которому ходит современная музыка в попытках создать что-то качественно новое: на деле любой оркестр состоит из пяти базисных элементов: струнные, щипковые, деревянные и металлические духовые и перкуссия. Мнимое новаторство музыкантов упирается в стену ограниченного количества тонов. Выбор должен быть сделан в пользу многообразия шумов, а не хорошо знакомых наборов звуков.
Мы, футуристы, глубоко любили гармонии великих мастеров и наслаждались ими. На протяжении многих лет Бетховен и Вагнер потрясали наши сердца и щекотали наши нервы. Теперь мы пресыщены и находим больше удовольствия в сочетании звуков трамваев, карбюраторных моторов, экипажей и шумной толпы, чем на репетиции, например, «Героической» или «Пасторальной».
Колоссальность современного оркестра Руссоло ставит рядом со скудными, по его мнению, возможностями, призывая покончить с «чистопородной скучной музыкой, слушая которую мы постоянно ждём сенсации, которая никогда не случается». Новая музыкальная реальность должна состоять из разнообразия шумов, образцы которых можно найти в человеке, в природе, в городе; это будет не простая их имитация, а сочетательная работа художника.
Руссоло приводит перечень шумов, которые он называет фундаментальными, для последующего воспроизведения их музыкантами с помощью механизмов: