Interested Article - Гэм, Рита
- 2021-02-28
- 1
Рита Гэм ( англ. Rita Gam ), имя при рождении Рита Элинор Маккей ( англ. Rita Eleanore MacKay ; 2 апреля 1927 года — 22 марта 2016 года ) — американская актриса театра, кино и телевидения, карьера которой охватила период 1950—1980-х годов.
Наиболее значимыми картинами в карьере Гэм стали « Вор » (1952), « » (1954), « » (1954), « Царь царей » (1961), « » (1962), « Клют » (1971), « » (1971), « » (1971).
Гэм была номинирована на премию « Золотой глобус » как самый многообещающий новичок за роль в фильме «Вор» (1952) и завоевала приз « Серебряный медведь » как лучшая актриса за фильм «Выхода нет» (1962).
Гэм была первой женой знаменитого кинорежиссёра Сидни Люмета и подружкой невесты на свадьбе Грейс Келли и Князя Монако в 1956 году .
Ранние годы жизни и начало карьеры
Рита Гэм родилась 2 апреля 1927 года в Питтсбурге , Пенсильвания , США, её имя при рождении — Рита Элинор Маккей . Отцом будущей актрисы был выходец из Эльзас-Лотарингии Милтон Маккей, а матерью — еврейка из Румынии . Отец умер, когда Рите было четыре года. Через год мать снова вышла замуж за еврея из России Бенджамина Гэма, и Рита взяла фамилию отчима . Вместе с родителями Рита вскоре переехала в Нью-Йорк , где выросла и окончила среднюю школу , намереваясь заняться искусством .
Карьера в театре
Первоначально Гэм стала работать манекенщицей, но уже в 20-летнем возрасте получила роль в бродвейском спектакле «Флаг рождён» (1946). Режиссёром спектакля был Лютер Адлер , а главную роль в нём играл Марлон Брандо . Спектакль поставила Американская лига за свободную Палестину, и вскоре некоторые из её членов сформировали Актёрскую студию , одним из членов-основателей которой стала Гэм . Её следующий спектакль «Временный остров» (1946) не произвёл впечатления на критиков и был закрыт после шести представлений. «Комедия насекомых» (1947) с Хосе Феррером также не принесла успеха, закрывшись через две недели . Зимой 1948—1949 годов Гэм играла в спектакле «Молодой и честный» .
После десятилетнего перерыва в 1958 году Гэм вернулась на сцену, сыграв в спектакле «Туннель любви», а в июле 1961 года принимала участие в гастролях Актёрской студии по Южной Америке . В 1963 году Гэм была ведущей актрисой Театра Миннесоты в его первый сезон . Позднее она играла с Гигом Янгом в хитовой бродвейской комедии «Девушка в моём супе» (1967—1968) .
Ещё через тридцать с лишним лет Гэм сыграла Марию Васильевну Войницкую в бродвейской постановке пьесы Чехова « Дядя Ваня » (2000) с участием Дерека Джекоби и Лоры Линни , а затем была продюсером бродвейского спектакля «Нахлебник» (2002) по И. С. Тургеневу , главные роли в котором исполнили Алан Бейтс и Фрэнк Лангелла .
В 2003 году она участвовала во внебродвейских сценических чтениях «Ум и мудрость» ( англ. Wit & Wisdom ) .
Карьера в кинематографе
Гэм начала карьеру на телевидении в 1950 году ещё до своего дебюта в кино, сыграв в нескольких эпизодах первых телесериалов, которые снимались в прямом эфире. В июне 1952 года популярный обозреватель Луелла Парсонс написала: «Рита Гэм, которую описывали как Хеди Ламарр телевидения, собирается играть главную роль в паре с Рэем Милландом в фильме „ Вор “. Продюсер предложил ей настолько привлекательный контракт, что она не смогла устоять» . Действительно, в 1952 году она впервые появилась на большом экране в шпионском фильме нуар независимой компании Harry Popkin Productions «Вор» (1952) . Как написал современный киновед Брайан Бакстер в The Guardian , «реклама описывала фильм как уникальный в своём роде». Этот шпионский фильм эпохи Холодной войны сценариста и режиссёра Расселла Рауса был звуковым, но полностью без слов. Раус удачно справился с задачей, не используя слов, титров или любого письменного текста на экране. У фильма хорошая музыка и звуковые эффекты, но нет речи — слов прохожих на улице не слышно, а общественные объявления переданы даже менее внятно, чем обычно. Такой экспериментальный подход создал жуткую атмосферу изоляции главного героя, учёного, который передал секреты русским и его разыскивает ФБР . Гэм, которая указана в титрах просто как Девушка, является последним персонажем, который буквально закрывает перед ним дверь, оставляя его в полной изоляции . В сентябре 1952 года журнал « Лайф » напечатал её фото на обложке, назвав «молчаливой и сексуальной» звездой, которая «может выразительно показать себя и без слов». Как написал журнал, «всего за несколько мгновений на экране Гэм, не произнеся ни единого слова, совершает потрясающий кинодебют» . Эта роль принесла Гэм номинацию на « Золотой глобус » как самому многообещающему новичку .
В октябре 1952 года после успеха фильма «Вор» Гэм переехала в Лос-Анджелес , где заключила долгосрочный контракт с кинокомпанией Metro-Goldwyn-Mayer .
В декабре 1952 года Гэм отправилась во Французское Марокко , чтобы сниматься в своём первом фильме на MGM , приключенческой мелодраме « » (1953), где получила заглавную роль . В этой картине Корнел Уайлд сыграл прогрессивного марокканского правителя, а Мел Феррер — его французского придворного врача, который спасает от смерти прекрасную арабскую танцовщицу Саади. Это вызывает гнев местной колдуньи, которая насылает проклятье на всех, кто вступит с девушкой в контакт, в то время, как и правитель, и доктор начинают проявлять к девушке романтический интерес .
В октябре 1953 года студия MGM отстранила Гэм от работы после её отказа играть главную женскую роль в комедии с Дином Мартиным и Джерри Льюисом « » (1954), а затем отдала её в аренду . В конце 1953 года Гэм улетела в Мюнхен для съёмок в шпионском триллере Twentieth Century Fox « » (1954) с Грегори Пеком и Бродериком Кроуфордом в главных ролях . В этом фильме, действие которого происходит в послевоенном Берлине , Пек сыграл полковника американской разведки Стива Ван Дайка, который ведёт сложные переговоры с русскими о возвращении похищенного американского капрала. Гэм была в этом фильме преданной секретаршей Стива, которая помогает боссу разоблачить русскую разведчицу, скрывающуюся под маской его доверенного осведомителя .
В том же году на студии Universal Pictures вышел исторический приключенческий фильм Дугласа Серка « » (1954) с Джеком Пэлансом в роли предводителя гуннов Аттилы , «который сеет хаос в христианской империи». В этой картине Гэм сыграла вторую по значимости женскую роль Кубры, дочери Аттилы, которая передаёт важные сведения его врагам-христианам, за что Аттила её убивает .
В дальнейшем кинокарьера Гэм пошла на спад. После ухода с MGM она стала работать как фрилансер на других студиях, однако, по свидетельству The Telegraph , её «карьера шла не в том направлении, как ей хотелось» . В 1954 году в Баварии Гэм снялась в биографическом, музыкальном фильме « » (1955), который режиссёр Уильям Дитерле поставил для студии Republic Pictures . Фильм рассказывал о жизни и творчестве композитора Рихарда Вагнера , а Гэм играла в нём «ключевую роль Козимы Вагнер , дочери композитора Ференца Листа и жены Вагнера» . Далее последовал независимой приключенческий романтический фильм « » (1956), действие которого происходит в 18 веке. Главный герой картины, художник из Бостона ( Скотт Брейди ) приезжает в отдалённый уголок штата Нью-Йорк . Там он влюбляется в дочь вождя ирокезов Ониду (её играет играет Гэм) и настолько втягивается в местную жизнь, что остаётся с Онидой, расставшись со своей светской девушкой, которая в одиночестве возвращается в Бостон . В том же году в вестерне студии « » (1956) группа бандитов пытается осуществить рейдерский захват земель владельца ранчо Мигеля Дельмонте, направляя киллера ( Брайан Кит ), чтобы убить его. Однако киллер влюбляется в сестру Мигеля Фелисию, которую, по мнению The Telegraph , «хорошо сыграла Гэм». После этого киллер решает пощадить семью, что в итоге приводит к его собственной гибели .
Затем Гэм отправилась в Италию , где в итало-французской комедии с Альберто Сорди « » (1959) сыграла роль американской кинозвезды, которая приезжает на Французскую ривьеру в поисках очередного мужа . В том же году она снялась в главной женской роли в итальянском биографическом фильме « Ганнибал » (1959) с Виктором Мэтьюром в заглавной роли знаменитого полководца. В этой картине Гэм была дочерью римского сенатора, с которой у Ганнибала начинается роман .
По возвращении в Голливуд Гэм сыграла честолюбивую злодейку Иродиаду в библейской драме Николаса Рэя « Царь царей » (1961) на студии MGM .
Год спустя Гэм сыграла в философской драме « » (1962), поставленной по пьесе Жана Поля Сартра « За закрытыми дверями » . Фильм рассказывает о мужчине и двух женщинах, которые оказываются запертыми в комнате без окон и зеркал, понимая, что это их ад, где они останутся навечно . За исполнение женских ролей в фильме Гэм и Вивека Линдфорс в 1962 году на Берлинском Международном Кинофестивале разделили приз « Серебряный медведь » . Однако, как отметил обозреватель Брайан Баксер в газете The Guardian , «к сожалению, эта награда ничем не помогла кинокарьере Гэм, и она была вынуждена уйти на телевидение» .
Лишь в 1971 году Гэм вернулась в большое кино, сыграв второстепенную роль жены пропавшего бизнесмена в «отличном криминальном триллере» Алана Дж. Пакулы « Клют » (1971) с Джейн Фондой и Дональдом Сазерлендом в главных ролях . В том же году она исполнила роль второго плана в чёрной комедии Отто Премингера « » (1971), которая была сатирой на нравы американского общества . Гэм также исполнила небольшую роль старой подруги героя Грегори Пека в вестерне « » (1971) .
Три года спустя Гэм появилась в эпизодической роли в криминальной комедии Ивана Пассера « » (1974), а затем отправилась в Пуэрто-Рико для съёмок в «по-настоящему странном фильме» « » (позднее фильм был переименован в « Сад смерти ») с Джо Даллесандро в роли зловещего ландшафтного садовника, который превращается в дерево и учится общаться с другими растениями, одновременно убивая своих прежних работодателей .
Ещё через четырнадцать лет Гэм сыграла в криминальном хоррор-триллере « Искажения » (1987), а затем фильме ужасов с Тони Кёртисом « Полночь » (1989), и, наконец, и в канадско-японском фильме о бойкоте Московской Олимпиады « » (1996) . В 1997 году Гэм была комментатором в документальном фильме « », а в 2001 году появилась в телевизионном документальном фильме-биографии, посвящённом её подруге, актрисе Шелли Уинтерс .
Карьера на телевидении
В общей сложности с 1950 до 1983 года Гэм сыграла в 66 эпизодах 53 различных телесериалов, среди них «Семейное дело» (1966), «Макмиллан и жена» (1973), «Мэнникс» (1974) и «Досье детектива Рокфорда» (1979) .
Позднее она была продюсером и ведущей документального телефильма «Мир кино: Индия» (1992) из серии фильмов о кинобизнесе в разных странах, а также продюсером сериала о путешествиях канала PBS под названием «Мир красоты» ( англ. World of Beauty ) .
Актёрское амплуа и оценка творчества
Как отмечено в The Telegraph , «Гэм была высокой, экзотичной, красивой брюнеткой, которая успешно выступала в кино, на телевидении и в театре на протяжении почти шести десятилетий» . Гэм начала актёрскую карьеру на Бродвее , сыграв в 1946—1949 годах в четырёх спектаклях . В 1952 году Гэм привлекла к себе внимание своим голливудским дебютом в фильме « Вор » (1952), «в котором не произнесла ни слова» .
Благодаря очарованию и экзотической внешности Гэм часто брали на роли в эпических и экзотических фильмах, таких как « » (1953), « » (1954) и « Царь царей » (1961) . Её последующие голливудские роли были по большей части неблагодарными, и потому Гэм уехала в Европу в поисках достойных работ. Её игра в фильме по пьесы Жана Поля Сартра « » (1962) принесла актрисе несколько фестивальных наград . На протяжении карьеры её партнёрами были такие звёзды, как Грегори Пек в фильмах « » (1954) и « » (1971), Джек Пэланс и Джефф Чандлер — в « » (1954) и Виктор Мэтьюр — в « Ганнибале » (1959). Она также играла Иродиаду в фильме « Царь царей » (1961), а позднее — в триллере « Клют » (1971) с Джейн Фондой и Дональдом Сазерлендом .
Однако, как отмечено в « Нью-Йорк Таймс », «одну из главных своих ролей Гэм сыграла в реальной жизни в качестве подружки невесты на сказочной свадьбе своей бывшей соседки по комнате Грейс Келли » .
Отношения с Грейс Келли
В 1954 году после подписания контрактов с Metro-Goldwyn-Mayer Гэм и Грейс Келли сняли на двоих квартиру в Голливуде, став близкими подругами вплоть до смерти Келли в 1982 году . В мае 1955 года Келли познакомила Гэм со «своим принцем», а несколько месяцев спустя попросила Гэм быть одной из подружек невесты на своей свадьбе с Князем Монако Ренье III , которая состоялась 19 апреля 1956 года . Как написал Бакстер, «вероятно, самая известная роль Гэм пришла в реальной жизни в качестве одной из подружек невесты на свадьбе Грейс Келли и Князя Монако Ренье в 1956 году» . Гэм давала многочисленные интервью об этом событии и о дружбе с Келли, а также выступала с комментариями в документальных фильмах об актрисе, таких как « » (1987) . При этом, как отмечено в The Telegraph, Гэм рисовала образ актрисы, «сильно отличающийся от того, который распространялся в средствах массовой информации». Келли, по её словам, совсем не была модницей, и на самом деле она предпочитала простые блузки и юбки .
Литературная деятельность
В 1972 году Гэм опубликовала книгу «Красивая женщина» англ. The Beautiful Woman . В 1986 году вышла автобиографическая книга Гэм «Актриса актрисе» ( англ. Actress to Actress ) , а в 1988 году — книга «Актёры: чествование» ( англ. Actors: A Celebration ) , в которую вошли интервью с такими звёздами, как Джек Леммон , Джереми Айронс и Дерек Джекоби .
Личная жизнь
Гэм была замужем дважды. В 1949 году Гэм вышла замуж за Сидни Люмета , который в то время был лишь подающим надежды режиссёром. В 1955 году они развелись, детей у пары не было . В 1956 году Гэм вышла замуж за президента издательского дома Viking Press и исполнительного редактора литературного журнала Томаса Генри Гинсбурга. В июле 1957 года у пары родилась дочь Кейт Т., а в 1958 году — сын Майкл. Брак закончился разводом в 1963 году . Дочь актрисы Кейт Гинсбург стала кинопродюсером, которая в 1990—2000 годах работала в компании Мишель Пфайфер Via Rosa Productions ; а сын Майкл Гинсбург стал писателем .
Смерть
Рита Гэм умерла 22 марта 2016 года в возрасте 88 лет в больнице Лос-Анджелеса от дыхательной недостаточности . У неё остались дочь Кейт Гинзбург, сын Майкл Гинзбург и три внучки .
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
с | Хотите верьте, хотите нет | Believe It or Not | 1 эпизод | |
1951 | с | Отбой | Lights Out | девушка |
1951 | с | В ловушке | Trapped | 1 эпизод |
1951 | с | Телетеатр Сомерсета Моэма | Somerset Maugham TV Theatre | 1 эпизод |
1951 | с | Опасность | Danger | разные роли (2 эпизода) |
1951 | с | Видео-театр «Люкс» | Lux Video Theatre | Лиа |
1952 | ф | Вор | The Thief | девушка |
1952 | тф | Приключения Фу Манчу | The Adventures of Fu Manchu: The Zayat Kiss | |
с | Театр камео | Cameo Theatre | 1 эпизод | |
с | Криминальный фотограф | Crime Photographer | 1 эпизод | |
с | Чарли Уайлд, частный детектив | Charlie Wild, Private Detective | Лиза | |
1953 | ф | Саади | Saadia | Саади |
1954 | ф | Ночные люди | Night People | Рикки Кейтс |
1954 | ф | Знак язычника | Sign of the Pagan | Кубра |
1954 | с | Телевизионный час «Моторолы» | The Motorola Television Hour | Анна |
1954 | с | Альманах | Omnibus | 1 эпизод |
1954 | с | Программа Джека Бенни | The Jack Benny Program | разные роли (2 эпизода) |
1955 | ф | Волшебное пламя | Magic Fire | Косима Лист |
1955 | с | Телевизионный театр «Форда» | The Ford Television Theatre | Мими |
1955 | с | Телевизионный театр «Крафта» | Kraft Television Theatre | 1 эпизод |
1956 | ф | Могавк | Mohawk | Онида |
1956 | с | Первый ряд в центре | Front Row Center | Анна Дизи |
1956 | с | Театр кинорежиссёров | Screen Directors Playhouse | Лотти |
1956 | с | Первая студия | Studio One | Рейн |
1957 | с | Шоу Стива Аллена | The Steve Allen Show | комедиантка |
1958 | ф | Барон Сиерры | Sierra Baron | Фелиция Дельмонте |
1958 | с | Шоу месяца «Дюпона» | The DuPont Show of the Month | 1 эпизод |
1958 | с | Театр в кресле | Armchair Theatre | Элси |
1959 | ф | Лазурный берег | Costa Azzurra | Рита Элдмонт |
1959 | ф | Ганнибал | Annibale | Сильвия |
1960 | с | Час «Ю.С. Стил» | The United States Steel Hour | Полли Чалмерс |
1961 | ф | Царь царей | King of Kings | Иродиада |
1962 | ф | Нет выхода | No Exit | Эстель |
1964 | с | Фестиваль | Festival | Елена |
1964 | с | Путешествие на дно океана | Voyage to the Bottom of the Sea | Детта |
1966 | с | Шоу Джекки Глисона | The Jackie Gleason Show | Росита |
1966 | с | Семейное дело | Family Affair | Луиз Маршалл |
1968 | с | Скрытые лица | Hidden Faces | Мими Джэфф |
1971 | ф | Клют | Klute | Трина |
1971 | ф | Отстрел | Shoot Out | Эмма |
1971 | ф | Такие хорошие друзья | Such Good Friends | Дория |
1973 | с | Макмиллан и жена | McMillan & Wife | Пэм Крейн |
1974 | ф | Закон и беспорядок | Law and Disorder | женщина в такси |
1974 | ф | Садовник | The Gardener | Хелена Боардмен |
1974 | с | Менникс | Mannix | доктор Эренсин Уалдо (2 эпизода) |
1975 | с | Мэтт Хелм | Matt Helm | 1 эпизод |
1976 | с | Гарри О | Harry O | Наоми Клайн |
с | Любовь к жизни | Love of Life | Нита Рэй | |
1978 | с | Великие библейские герои | Greatest Heroes of the Bible | Ксанта |
1979 | с | Досье детектива Рокфорда | The Rockford Files | Синтия Закарян |
1981 | с | Непридуманные истории | Tales of the Unexpected | Лиза Бриссон |
1983 | с | Романтический театр | Romance Theatre | Митци (5 эпизодов) |
1983 | с | Ведьма Такера | Tucker's Witch | Беатрис |
1983 | с | На пороге ночи | The Edge of Night | Дора Коберн |
1987 | ф | Искажения | Distortions | Милдред Тайсон |
1989 | ф | Полночь | Midnight | Хейди |
1996 | ф | Грести до конца | Rowing Through | Айрис Биглоу |
1997 | кор | Монако | Monaco |
Примечания
- ↑ Mike Barnes. (англ.) . Hollywood Reporter (22 марта 2016). Дата обращения: 21 января 2020. 20 января 2018 года.
- ↑ Brian Baxter. (англ.) . The Guardian (29 марта 2016). Дата обращения: 21 января 2020. 12 января 2020 года.
- ↑ (англ.) . The Telegraph (10 апреля 2016). Дата обращения: 21 января 2020. 18 октября 2020 года.
- ↑ (англ.) . Glamour Girls of the Silver Screen. Дата обращения: 21 января 2020. 10 апреля 2021 года.
- (англ.) . Internet Movie Database. Дата обращения: 21 января 2020. 16 июня 2022 года.
- ↑ (англ.) . Internet Broadway Database. Дата обращения: 21 января 2020. 26 ноября 2020 года.
- ↑ Sam Roberts. (англ.) . New York Times (23 марта 2016). Дата обращения: 21 января 2020. 18 октября 2020 года.
- Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 21 января 2020. 17 октября 2020 года.
- (англ.) . American Film Institute. Дата обращения: 21 января 2020.
- Hal Erickson. (англ.) . AllMovie. Дата обращения: 21 января 2020. 24 июня 2019 года.
- Rita Gam. (англ.) . Amazon. Дата обращения: 21 января 2020. 19 октября 2016 года.
- Rita Gam. (англ.) . Amazon (1 июля 1988). Дата обращения: 21 января 2020.
Ссылки
- на сайте IMDb
- на сайте AllMovie
- на сайте Turner Classic Movies
- на сайте Internet Broadway Database
- 2021-02-28
- 1