Мухаммад Идрис ас-Сануси
- 1 year ago
- 0
- 0
Идрис Эндиреевский ( кум. Идрис-эфенди Эндирейли ) — наиб Ауховского округа и один из ближайших сподвижников имама Шамиля , ученый-арабист и политический деятель . Уроженец кумыкского аула Эндирей . За боевые заслуги награжден всеми отличительными знаками Имамата . В 1851 году Шамиль наградил его орденом с именной записью и надписью .
Идрис родился в семье Мустафы сына Али ал-Хафиза из рода обедневших узденей Эндирея , кумык . В его родословной были и другие известные ученые — дед Идриса Али был «хафизом» (человеком, знавшим Коран наизусть). Большим ученым был и его старший брат Салих (ум. в 1281 г.х.), имевший прозвище «Насир ад-дин», что означает помощник религии, и который занимал некоторые административные должности в Имамате .
Идрис обучался в медресе Эндирея, в котором обучались известные ученые и Мухаммад Аваби Акташи . Будущий наиб не ограничивался обучением в Эндирее — он побывал в различных аулах у самых лучших ученых Кумыкской равнины и Нагорного Дагестана . Среди учителей Идриса Мансур Гайдарбеков упоминает и Саида Араканского, у которого он обучался богословию, логике и филологии и точным наукам . После завершения обучения он некоторое время преподает в Эндирее.
В 20-30-х годах Эндирей сотрясает несколько крупных восстаний против Российской империи (1819, 1825, 1831). Общество было расколото на две части: сторонников мира и войны. После подавления восстания 1831 года наиболее активные сторонники партии войны покидают Эндирей. В середине 1830-х годов в Имамат переселяется и Идрис .
Назир Доргелинский писал :
Он эмигрировал (хаджара) к имаму Шамилю Эфенди. Он служил ему годами душой и пером, верно и честно. Он не восставал против имама и не изменял ему. Он был (одним) из его преданных алимов. Имам его любил и уважал выше его достоинства
В 1847 году имам Шамиль назначает Идриса наибом Ауха за проявленную им инициативность и смелость .
Али Каяев писал :
Он был из тех алимов Дагестана, которые вмешивались в политические дела страны. Политические убеждения его заключались в том, чтобы быть на стороне имамов, которые питали самое глубокое отвращение и вели священную войну против проклятой завоевательной и империалистической политики Российского самодержавия. Он жил в Эндирее и защищал имамов и их идеи
Он же:
Идрис Эфенди был один из самых боевых наибов Шамиля, участвовал в самых жарких сражениях и был награжден всеми знаками отличия
Через связи с высокопоставленными лицами в Эндирее, Идрис добывал важнейшую для Имамата информацию о расположении и дислокации русских войск .
Успехи успешнейшего наиба и особое доверие к нему Шамиля не могли не стать предметом зависти верхушки Имамата. На Идриса пишутся доносы и против него составляются заговоры . В 1848 году Кайирбек Буртунаевский совершает грабительский набег на Эндирей . В ауле имелось множество склоняющихся к поддержке Имамата людей. Идрис жестко раскритиковал грабительские набеги мюридов, от которых больше страдают кумыкские крестьяне, нежели русские войска. Завистники извратили слова наиба и выставили Идриса в глазах имама Шамиля в роли главы обширного заговора . Наибу после личной встречи удалось оправдаться, но, как пишет М.Гайдарбеков, «в конце концов, доносчики из наибов и других лжецов и клеветников донесли на него имаму» .
Не помогает Идрису вернуть доверие и то, что путем невероятных усилий, ему удается получить и передать имаму информацию о готовящемся наступлении русских. Шамиль был глух и уже ему не доверял. Очень скоро ему пришлось сожалеть о том, что не предпринял необходимых мер .
В феврале 1859 года Шамиль для расследования в Аух к Идрису направляет Абакар-дибира. Проверка показала лживость всех обвинений против наиба. Однако после возвращения посланца, Шамиль неожиданно смещает Идриса и назначает наибом Ауха Шамхала, зятя Абакар-дибира . Имам предложил Идрису «решить все дела при встрече», что не оставило у Идриса никаких сомнений в намерении Шамиля расправиться с ним . Он выезжает в Тарки , получает амнистию и становиться сельским кадием в родном Эндирее.
Смещение Идриса вызвало недовольство у населения Ауха.
Некоторое время спустя Идрис посылает имаму письмо, написанное в прозе и стихах. В нем он объясняет ему существо дела и показывает факт предательства его некоторыми наибами. В тяжелые времена они более всего заняты кляузами и доносительством, а зачастую и откровенным стяжательством, нежели интересами имамата. Называя очернителей скорпионами и змеями, он пишет :
О, сейид, сияния почета, которого освещали пределы и мировые пространства. На меня тебе доносит тот, у кого в состоянии только невежество, замешательство, неповиновение и злоба. Клянусь Аллахом великим: то, что он обо мне тебе читает, это ложь и клевета.
Какая же может быть безопасность, когда в наших странах распространились скорпионы, волки и змеи!?
Он пишет с укором Шамилю :
О, какое наказание тому, кто страдал любовью к Вам, которому нет ни причины, ни доказательства.
Кроме слов клеветника, который собирал всякие хитрости против мужа, наука которого есть свет и объяснение.
Когда имам Шамиль прочел письмо, он горько пожалел о содеянном и понял, что целью доносчиков был раскол между ними.
Назир Доргелинский пишет :
Когда прочитал его письма, имам сожалел о том, что он был намерен убить его, и убедился в предательстве наибов и лживости доносчиков и сказал с плачем, что теперь мое государство и могущество находится накануне распада
После этих событий Идрис-эфенди занимал должность кадия в Эндирее, занимаясь преподаванием в медресе. Он умер в 1874 году.
Идрис стал знатоком точных наук, философии и арабской литературы, одним из выдающихся мастеров эпистолярного жанра своего времени. Его красноречие и ораторские способности были столь велики, что дагестанские алимы его даже прозвали — Идрис ал-Баяни, что означало «Идрис красноречивый». Идрис был известным ученым и имел обширную библиотеку, большинство из книг которой было сожжено во время Октябрьской революции . Али Каяев писал :
Будучи превосходным просвещенным писателем, обладавшим хорошими способностями и поэтическими склонностями, он писал на арабском языке красивые стихи, послания и письма
Назир Доргелинский дает его поэзии следующую оценку :
В его поэзии нет суровости и безжизненности. Наоборот, она украшает уши превосходством оборотов и выражений
Основными темами произведений Идриса были освободительное движение, защита деятелей мюридизма от порицаний и нападок некоторых алимов. В письмах он умело приводит хадисы из Корана, хадисов, произведений классиков. Особенно он силен был в тахмисах. Известный арабист Мансур Гайдарбеков пишет :
Они (тахмисы) — лучшие стихи Идриса в смысле классической формы стихосложения на арабском языке
Среди его произведений дошедших до нас :