Клюг, Эккехард
- 1 year ago
- 0
- 0
Эккерхард Шалль ( нем. Ekkehard Schall ; 29 мая 1930 , Магдебург , — 3 сентября 2005 , Букков) — немецкий актёр театра и кино и театральный режиссёр . Считался одним из лучших брехтовских актёров.
Эккерхард Шалль родился в Магдебурге, после Второй мировой войны вошедшем в состав ГДР . Ещё в школьные годы Шалль увлёкся театром и в 1946—1948 годах учился в театральной студии в родном городе. В 1947 году дебютировал на сцене; в 1948—1951 годах был актёром Драматического театра во Франкфурте-на-Одере .
В 1952 году Шалль навсегда связал свою судьбу с театром « Берлинер ансамбль ». В том же году был введён на роль Эйлифа в легендарном спектакле « Мамаша Кураж и её дети » Бертольта Брехта и Эриха Энгеля . В этой роли особенно запомнился московским и ленинградским театралам во время гастролей «Берлинер ансамбль» в СССР в 1957 году — критики подробно описывали его воинственный танец, ставший одной из кульминаций спектакля . «Он несется в своём танце, — писал Ю. Юзовский , — безумный, безудержный, он и в самом деле кажется несколько помешанным (и, пожалуй, это ему нужно, чтобы выдержать давление своей кровавой миссии), — несётся бездушная машина войны, „мясорубка“ войны… И зритель уже полон захватывающих его ассоциаций — да, в самом деле, это олицетворённая в одной фигуре военщина, да ещё особенная, германская, прусская, пруссаческая…»
Широкую известность Эккерхарду Шаллю принесла роль Артуро Уи в спекатакле, поставленном в 1959 году Манфредом Веквертом и Петером Паличем и удостоенном в том же году Национальной премии ГДР. С этого времени Шалль был одним из ведущих актёров «Берлинер ансамбль»; среди лучших его ролей — Кориолан в одноимённой трагедии У. Шекспира , Роберт Оппенгеймер в «Деле Оппенгеймера» Х. Кипхардта , Галилей в « Жизни Галилея » Б. Брехта . В 1968 году «Берлинер ансамбль» привозил на гастроли в СССР «Карьеру Артуро Уи» и «Кориолана»; на российской сцене в то время уже существовал свой блистательный Артуро Уи — Евгений Лебедев , и Шалль в этой роли убедил не всех . По поводу же его Кориолана, Павел Марков отмечал, что Шалль пользуется приёмом «очуждения» чаще, чем его партнёрша по спектаклю Елена Вайгель : «Его больше тянет посмотреть на образ как бы со стороны, но это стремление не мешает ему схватить самое зерно образа. Он не только дает „портрет“ Кориолана в самых разных ракурсах, показывая его с разных точек зрения и в разных позициях, он раскрывает одновременно постыдную биографию человека…» .
В кинематографе Шалль дебютировал ещё в 1957 году, однако, снявшись в течение двух лет в пяти фильмах, в дальнейшем снимался очень редко, отдавая предпочтение театру. Но многие спектакли «Берлинер ансамбль» с его участием, начиная с «Мамаши Кураж», были увековечены на киноплёнке.
В 1974 году Шалль дебютировал в качестве режиссёра, поставив в «Берлинер ансамбль» раннюю пьесу Брехта «Жизнь Эдуарда II Английского». В 1977 году , когда театр в качестве интенданта возглавил Векверт, Шалль стал заместителем интенданта. В 1991 году , в связи с переменами, произошедшими в стране и в театре (вынужденной отставкой Векверта), Шалль удалился в частную жизнь, занялся литературным трудом, время от времени выступал с литературными программами .
Эккехард Шалль был женат на дочери Брехта и Елены Вайгель Барбаре Брехт, актрисе (выступала под сценическим псевдонимом Барбара Берг) и художнике по костюмам. Из двух дочерей, родившихся в браке, старшая, Йоханна Шалль, стала актрисой, младшая, Йенни Шалль, художником по костюмам.
Актёр умер в Буккове под Бранденбургом , где жил в последние годы , и был похоронен на Доротеенштадтском кладбище в Берлине.