Тадаси Имаи
(
яп.
今井 正
Имаи Тадаси
,
8 января
1912
,
Сибуя
,
Токио
—
22 ноября
1991
,
Сока
,
префектура Сайтама
) — известный японский кинорежиссёр и сценарист «
левого
» толка, видный представитель социал-демократического направления в японском кино
, известный рядом значимых социально-реалистических кинокартин, отражающих такие общественно значимые социальные проблемы Японии, как труд на износ (см.
кароси
), безработица, махинации компаний-монополистов, несправедливость суда, жестокость полиции и т. п. Общественный деятель-
коммунист
, лауреат Премии Мира от Японского комитета защиты мира (1951)
.
Биография и карьера
Тадаси Имаи родился в токийском районе
Сибуя
; его отцом был священник
буддийского
храма, давший сыну традиционное воспитание.
Учился на историка в
Токийском университете
, однако в этот период также увлёкся идеями
марксизма
и вступил в молодёжную коммунистическую организацию; участие в радикальных акциях привело к его нескольким арестам и, в конце концов, лишило его возможности закончить образование
. Впоследствии Тадаси Имаи стал членом
компартии Японии
.
В 1935 году Имаи начал деятельность в кино на позиции помощника режиссёра в
J.O. Studio
, что было, по крайней мере, отчасти вынужденной мерой из-за большей трудности устроиться в другие места по неблагонадёжности
. Собственная режиссёрская работа началась с 1939 года, в период 2-й мировой войны, и её начало включало несколько картин на заказ, имевших националистическую направленность и противоречащих собственным убеждениям режиссёра.
Первые его значимые ленты появляются после 1950 года, начиная со снятого на основанной Имаи киностудии «Синсэй эйга» фильма «
А всё-таки мы живём!
» (1951) — первой японской киноленты, снятой независимо от крупных студий с большим капиталом
и делая его известным, несмотря на цензуру и попытки запретить творчество Имаи как коммунистическую пропаганду, как в самой Японии, так и за её пределами, включая Советский Союз
.
Многие фильмы Имаи посвящены той или иной острой социальной проблеме страны. Упомянутый выше фильм «А всё-таки мы живём!» сочувственно рассказывает о судьбе безработного, всеми силами пытающегося обеспечить семью хоть горсткой риса, осуждая современный ему японский режим
. Трёхсерийная картина «Мутный поток» (1953—1954) и отчасти «Повесть о жестокости бусидо» (1963) показывают жёсткость и жестокость японской феодальной системы
. Ряд фильмов носят антивоенный характер.
Лента «
Мрак среди дня
» (1956) вообще является примером вмешательства кинематографиста в политическую борьбу, разоблачая реальный сфабрикованный полицией для компрометации рабочей молодёжи процесс против четырёх молодых рабочих, обвинённых в ограблении и убийстве старой супружеской четы, и сыграв решающую роль для его закрытия и освобождения несправедливо обвинённых
.
Считается, что творчество Тадаси Имаи испытало значительное влияние итальянских неореалистов, в частности,
Витторио де Сика
. В то же время многие критики отмечали, что его творчество никогда не отличалось особой сентиментальностью, называя его стилистику «
наканай
-реализмом» («реализмом без слёз»). Творческий почерк Имаи зачастую характеризуется как грубоватый, лишённый последовательности и «стиля»
, однако это те же элементы, которые придают его фильмам ощущение честности, искренности и естественности, которыми он известен. Принципиально социально-ориентированные фильмы Имаи особенно популярны среди критиков и зрителей, отвергающих эстетически-стилистическое творчество режиссёров «Новой волны»
.
Тадаси Имаи умер в 1991 в городе
Сока
, вскоре после окончания съёмок своего последнего фильма «Война и юность»
.
Избранная фильмография
Кинематографические номинации и награды
Трёхсерийная кинокартина «Река без моста» (1969) по одноимённому роману Суэ Сумии была включена японской кинокритикой в число лучших десяти фильмов года
. Ряд фильмов Имаи был удостоен ещё более престижных номинаций и наград, как национальных, так и международных кинофестивалей:
-
Премии «Майнити»
-
1947 — в категории «Лучшая режиссёрская работа» (за фильм «Враги народа», 1946)
-
1951 — в категории «Лучший фильм» (за фильм «До встречи», 1950)
-
1954 — в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» (за фильм «Мутный поток», 1953)
-
1957 — в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» (за фильм «Мрак среди дня», 1956)
-
1958 — в категориях «Лучший фильм» (за фильм «Люди риса», 1957) и «Лучшая режиссёрская работа» (за «Люди риса» и «Повесть о чистой любви», 1957)
-
1960 — в категории «Лучший фильм» (за фильм «Кику и Исаму», 1959)
-
1992 — специальная премия по совокупности заслуг (посмертно)
-
Премии журнала «
Кинэма Дзюмпо
»
-
1951 — в категории «Лучший фильм» (за «До встречи», 1950)
-
1954 — в категории «Лучший фильм» (за «Мутный поток», 1953)
-
1957 — в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» (за «Мрак среди дня», 1956)
-
1958 — в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» (за «Люди риса», 1957)
-
1960 — в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» (за «Кику и Исаму», 1959)
-
Премии «
Голубая лента
»
-
1951 — в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» (за «До встречи», 1950)
-
1954 — в категориях «Лучший фильм» (за «Мутный поток», 1953) и «Лучшая режиссёрская работа» (за фильм «Башня Химэюри», 1953)
-
1957 — в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссёрская работа» (за «Мрак среди дня», 1956)
-
1958 — в категориях «Лучший фильм» (за фильм «Люди риса», 1957) и «Лучшая режиссёрская работа» (за «Люди риса» и «Повесть о чистой любви», 1957)
-
1960 — в категории «Лучший фильм» (за «Кику и Исаму», 1959)
-
Каннский кинофестиваль
-
1954 — Номинация на гран-при фестиваля (за «Мутный поток»/
Nigorie
, 1953)
-
1957 — Номинация на «
Золотую пальмовую ветвь
» (за «Люди риса»/
Kage
, 1957)
-
Берлинский международный кинофестиваль
-
1958 — Номинация фильма «Повесть о чистой любви» (
Jun’ai monogatari
, 1957) на «
Золотого медведя
»
-
-
-
«
Серебряный медведь
за лучшую режиссёрскую работу» (за тот же фильм)
-
1963 — «
Золотой медведь
» of за фильм «Повесть о жестокости бусидо» (Bushido zankoku monogatari, 1963)
-
*
-
1992 — Спецприз за жизненные достижения (посмертно)
-
-
1991 — специальная премия по совокупности заслуг (посмертно)
-
Монреальский международный кинофестиваль
-
1991 — Приз всемирного жюри (за фильм «Война и юность», 1991)
Примечания
-
↑
Tadashi Imai //
(хорв.)
— 2009.
-
Tadashi Imai //
(кат.)
—
, 1968.
-
↑
от 13 февраля 2015 на
Wayback Machine
на сайте persons-info.com
-
↑
Акира Ивасаки, Р.Х. Журенева, Ростислав Н. Журенев.
. — изд-во "Искусство", 1962. — 520 с.
-
↑
Имаи Тадаси
— статья из
Большой советской энциклопедии
.
-
Н. И. Конрад
,
Л. Д. Гришелёва
.
. — Наука, Глав. ред. восточной лит-ры, 1965. — 161 с.
-
(яп.)
.
Nihon jinmei jiten
. Kōdansha. Дата обращения: 27 октября 2010.
18 марта 2013 года.
-
Beverley Bare Buehrer.
. — McFarland & Co., 1990. — P. 133. — 328 p.
-
И. П. Садовская.
. — Искусство, Ленинградское отделение, 1968. — С. 160. — 226 с.
-
↑
Leila Pourtavaf.
/ Sandra Buckley (Ed.). — New York: Routledge, 2002. — P. 208—209. — 634 p. —
ISBN 0-415-14344-6
.
-
↑
Г. Гребнев.
//
Огонёк
. — Москва: Правда (издательство), апрель 1952. —
№ 15
. —
С. 26
.
-
↑
(неопр.)
. Энциклопедия искусства. Дата обращения: 28 февраля 2013.
18 марта 2013 года.
-
Joseph L. Anderson, Donald Richie.
. — Princeton NJ: Princeton University Press, 1982. — P. 221, 238, 298, 385-391. — 527 p. —
ISBN 0-691-05351-0
.
-
Галина Брониславовна Навлицкая.
. — Наука, 1965. — С. 182. — 199 с.
-
Ежегодник
от 22 октября 2020 на
Wayback Machine
издательства «
Наука
», 1972, стр.170.
-
↑
(англ.)
на сайте
Internet Movie Database
.
-
(яп.)
на официальном сайте премии «Голубая лента».
-
(яп.)
на официальном сайте премии «Голубая лента».
-
(яп.)
на официальном сайте премии «Голубая лента».
-
(яп.)
на официальном сайте премии «Голубая лента».
-
(яп.)
на официальном сайте премии «Голубая лента».
-
от 31 октября 2016 на
Wayback Machine
(англ.)
Каннского кинофестиваля
на его официальном сайте.
-
от 31 октября 2016 на
Wayback Machine
(англ.)
Каннского кинофестиваля на его официальном сайте.
-
(неопр.)
.
Internationale Filmfestspiele Berlin
. Дата обращения: 28 февраля 2013.
18 марта 2013 года.
-
(неопр.)
.
Internationale Filmfestspiele Berlin
. Дата обращения: 28 февраля 2013.
18 марта 2013 года.
-
от 12 ноября 2020 на
Wayback Machine
(яп.)
на официальном сайте
Japan Academy Prize
.
См. также
-
от 15 октября 2017 на
Wayback Machine
(яп.)
на сайте
Japanese Movie Database
.
-
Joan Mellen.
. — Liveright, 1975. — 295 p.
-
Audie Bock.
Japanese film directors. — Kodansha International, 1985. — 378 p.
-
Инна Женс.
. — "Искусство", 1988. — С. 19. — 271 с.
-
Georges Sadoul, Peter Morris.
/ Sandra Buckley (Ed.). — Berkeley & Los Angeles CA: University of California Press, 2002. — P. 122. — 288 p. —
ISBN 0-520-02151-7
.
Ссылки на внешние ресурсы
|
|
|
Словари и энциклопедии
|
|
В библиографических каталогах
|
|
|
Фильмы
|
|