Яманака, Рёсукэ
- 1 year ago
- 0
- 0
Садао Яманака ( яп. 山中 貞雄 , англ. Yamanaka Sadao , 7 ноября 1909 , Киото , Япония — 17 сентября 1938 , Кайфэн , Китайская Республика ) — японский режиссёр немого кино, реформатор японского кинематографа.
Садао Яманака родился 7 ноября 1909 года в Киото. Начал свою карьеру в японской киноиндустрии в возрасте двадцати лет как автор сценариев и ассистент режиссёра в компании Макино . В 1932 году он начал работать в Kanjuro Productions , небольшой независимой кинокомпании. Здесь он поставил свои первые фильмы. Все они относились к жанру дзидайгэки — исторического костюмного фильма, посвящённого прославлению самурайских подвигов. Режиссёр отличался плодовитостью. Только в первый год в Kanjuro он сделал шесть фильмов. Талант Яманаки привлёк внимание кинокритика Мацуо Киши , который познакомил его с крупными фигурами в киноиндустрии и добился для молодого режиссёра возможности создания фильмов, которые избегали клише и ориентировались на социальные проблемы. В конце концов режиссёр поселился в Киото и стал работать для компании Nikkatsu . Его фильмы были немыми, так как звук не получил распространение в Японии до 1935—1936 годов.
Яманака был режиссёром лишь в течение пяти лет, но ему удалось создать 24 фильма, из которых только три сохранились до наших дней.
Фильм «Танге Сазэн и Горшок стоимостью в миллион рё» («Tange Sazen yowa: Hyakuman ryo no tsubo») был снят в 1935 году . Он считается лучшей из многочисленных экранизаций истории о Танге Сазэне, одноглазом и одноруком ронине . История Сазена — не типичный для 30-х годов XX века сюжет об умелом обращении с оружием, а комедия ошибок, в которую втянут главный герой.
В 1936 году Садао Яманака снял фильм « Сосюн Котияма » («Kôchiyama Sôshun»). Герой фильма — авантюрист, прикрываясь саном священника, отбирающий деньги у самураев. В своей экранизации пьесы театра Кабуки XIX века , известной как «Котияма и Наодзиро» («Kochiyama to Naozamurai», автор — драматург Каватакэ Мокуами (1816—1893), премьера состоялась в 1881 году) Яманака намеренно смешивает жанры: снимая в декорациях исторической костюмной драмы, он привносит мягкость, свойственную жанру «современной драмы» ( сёмингэки ), которая ассоциировалась в кино с декорациями современной жизни… В работе над фильмом основные роли исполняли актёры театра «Дзэнсиндза». В этом фильме Яманака выступил и как соавтор сценария.
Фильм « Человечность и бумажные шары » («Ninjō kami fūsen») Садао Яманака снял в 1937 году . Сценарий фильма написан по пьесе «Парикмахер Синдза» того же японского драматурга Каватакэ Мокуами, в своё время она предназначалась для театра Кабуки. Беспощадная реалистичность показа жизни трущоб Эдо , сатирическое к самурайскому кодексу, пессимизм вызвали недовольство японской цензуры. В фильме нет положительного персонажа. Место действия находится за пределами закона, власть в руках разбойников. Для розыска пропавшей девушки нанимаются бандиты, хорошо знающие ситуацию и обладающие реальной властью в городе. В фильме играют театральные актёры, но признаки театра Кабуки отсутствуют: колотушки, сямисэн , сказитель баллад, типичный театральный грим.
После завершения съёмок этого фильма Садао Яманака был направлен в действующую армию. Утверждали, что это была расплата за свободомыслие и независимость режиссёра . В Маньчжурии он заболел дизентерией и от острого осложнения скончался.
«Изобразительная эстетика Садао Яманаки лишена выпуклых монтажных экспериментов… и визуально контрастных ходов… Но при этом, можно отметить, что для фильмов Яманаки была характерна полнота изображения, оставляющая чувство удовлетворения, какое испытываешь от гармонично построенного произведения. Уместно заметить, что у режиссёра развито чувство пространства. На первый взгляд может показаться, что в рамке экрана „душно“: эпизоды сняты, главным образом, в павильонах, средними планами, кадр „захламлен“ далёкими от изыска декорациями и статистами. Но те же статисты, актёры второго плана, вписываются в общий фон, создавая впечатление органично построенной мизансцены, чем отличаются именно театральные представления»
— Владислав Шувалов. Садао Яманака: мат в три хода. Музей кино.
Яманака был хорошо знаком с Ясудзиро Одзу и оказал значительное воздействие на формирование творческой манеры Акира Куросавы . Фильмы Яманаки долгое время считались утраченными, но три из них были обнаружены. Международную известность Яманака приобрёл после показа в New York City’s Museum of Modern Art его фильмов в составе ретроспективы «Early Autumn: Masterworks of Japanese Cinema from the National Film Center, Tokyo» в 2005 году . В 2008 году его фильмы были показаны на ретроспективе в московском Музее кино.
Год | Название | Оригинальное название | Основа сюжета | Студия |
---|---|---|---|---|
1935 | Танге Сазэн и Горшок стоимостью в миллион рё | The Million Ryo Pot или Tange Sazen Yowa: Hyakuman Ryo no Tsubo ( 丹下左膳余話 百万両の壺 ), 92 мин. | Nikkatsu | |
1936 | Сосюн Котияма | Kōchiyama Sōshun ( 河内山宗俊 ), 82 мин. | Пьеса Кабуки «Котияма и Наодзиро» Мокуами Каватакэ, 1881 год | Nikkatsu |
1937 | Человечность и бумажные шары | Humanity and Paper Balloons или Ninjô kami fûsen ( 人情紙風船 ), 86 мин. | Пьеса Кабуки «Парикмахер Синдза» Мокуами Каватакэ | Nikkatsu |