Утида Косай
- 1 year ago
- 0
- 0
Тому Утида ( яп. 内田吐夢 Утида Тому ), англ. Tomu Uchida , настоящее имя — Цунэдзиро Утида , яп. 内田 常次郎 . ( 26 апреля 1898 — 7 августа 1970 ) — японский кинорежиссёр , актёр и сценарист . Один из многих японских кинорежиссёров, находящихся в тени славы Мидзогути — Одзу — Куросавы . Тем не менее, крупнейшие историки японского кинематографа, американские киноведы Дональд Ричи и Джозеф Л. Андерсон пишут о нём в своей книге , как об «одном из главных создателей нового реализма на экране», добавив позже, что «Утида не только способствовал созданию нового кинореализма, но и доказал в своих работах раннего периода, что литературные адаптации не должны быть излишне театрализованными, а при правильном воплощении их на экране, могли бы стать весьма кинематографичными» . Он продолжал это доказывать до конца своей плодовитой и удивительной карьеры, обращался ли он к фильмам современной тематики, или к традиционным лентам на историческом материале (« дзидайгэки »), в которых он был одним из признанных мастеров .
Карьера Тому Утиды поделена на две части, разделённые между собой пятнадцатилетним отсутствием в профессии из-за войны и лет, которые он провёл после этого в Китае . Первая половина его карьеры прошла в 1920-е — 1930-е и ознаменована его достижениями в кинематографе социальной направленности, лентами которые критики считают предтечей итальянскому неореализму . Вторая половина карьеры Утиды приходится на полтора десятилетия (с 1955-го по 1971 г.), когда он после китайского добровольного «заточения» станет одним из самых маститых мастеров жанра «дзидайгэки».
Его настоящее имя Цунэдзиро Утида, он родился в 1898 году в городе Окаяма и после окончания средней школы шестнадцатилетний юноша переехал в Йокогаму , где какое-то время работал на заводе, на котором собирались пианино и фортепиано. Товарищи по службе прозвали его Тому Йокогама (Тому — японский эквивалент английского имени Том). Так, появившееся в юные годы прозвище Тому, позже станет его творческим псевдонимом. Затем служба в армии, демобилизовавшись, он в 1920 году стал актёром в кинокомпании «Тайкацу», где среди прочего снялся в фильме режиссёра «Любительский клуб» (1920). Вскоре он стал ассистентом Томаса Курихары (настоящее имя Кисабуро Курихара, псевдоним Томас он взял себе, когда ещё в 1910-е годы работал актёром в Голливуде ). Курихара был одним из первых японских режиссёров, использовавших чисто кинематографический язык , так как в те годы над японским кинематографом ещё в значительной степени довлели театральные традиции. Молодого Утиду привлекала западная культура, в особенности англосаксонская, и в своём учении у Курихары, не понаслышке знакомого с Западом, прожившего много лет в США и познавшего методы работы в Голливуде, Тому со всей страстью вникал и постигал кинематографические азы .
В 1922 году Утида перешёл на студию «Микадо», основателем и руководителем которой был «отец японского кинематографа» Сёдзо Макино . Здесь он дебютировал вторым режиссёром на постановке фильма «Бравый полицейский Кониси» (1922, с режиссёром Тэйносукэ Кинугасой , впоследствии ставшем знаменитым постановщиком эпохального для японского кино фильма « Страница безумия », 1926). В том же 1922 году Утида вернулся в Йокогаму, где разыскал Дзюнъитиро Танидзаки , и обратится к нему с просьбой написать рекомендательное письмо к Сёдзиро Саваде, популярному в то время театральному актёру. Заручившись его рекомендацией, Утида отпраился в Асакуса ( Токио ), однако после просмотра спектакля с участием Савады и проникшись глубоким чувством презрения к его игре, он отказался от намерения идти к нему в ученики.
Великое землетрясение Канто (в Токио 1 сентября 1923 года) ускорило открытие Японии западной культуре. Ранее неохотно поддававшаяся иностранному влиянию, Япония (где сильны были традиционные модели развития национальной культуры, продолжавшиеся с начала семнадцатого века ) вступила в эпоху великих реформ. Этот катаклизм также имел последствия для карьеры Утиды, который, безусловно, видел свою жизнь неразрывно связанной с историей своей страны. Утида, потерявший жильё и всё своё имущество, становится бездомным и скитается по разрушенному Токио, видя страдания тех, кто, как и он сам, потеряли всё и пытаются как-то выжить. Увиденное и пережитое им в это время будет преследовать его на протяжении всей жизни и наложит отпечаток на его будущие достижения. Он присоединился к труппе странствующих актёров и провёл год в скитаниях по стране, выступая с мини-спектаклями перед провинциальной публикой . Этот опыт также окажет значительное влияние в будущем на стилистику его киноработ. В конце 1924 года Утида вернулся в Токио и начал играть роли в фильмах, поставленных небольшими киностудиями «Огасавара пуро», «Куникацу сугамо», «Асахи кинэма» . Здесь же на этих небольших студиях он срежиссировал несколько фильмов в 1925 году, однако об них даже самые большие знатоки кинематографа сейчас ничего не знают, во-первых они не сохранились, во-вторых всё это были малозначащие (по большей части короткометражные) коммерческие пустышки. Поэтому его дебютом в кинорежиссуре принято считать 1927 год, когда он начал работать уже в крупной известной кинокомпании « Никкацу », куда он пришёл за год до этого (в 1926-м) вначале как помощник оператора и ассистент режиссёра.
Сегодня мало кто знает, что будущий великий режиссёр начинал с комедийного жанра. Полноценный режиссёрский дебют, состоявшийся в 1927 году — спортивная комедия «Трёхдневное соревнование» . Работая на студии «Дайсёгун» кинокомпании «Никкацу», расположенной в окрестностях Киото , Тома Утиду поставил в первый год своей режиссёрской деятельности семь лёгких и весёлых комедий и авантюрных фильмов. Правда ни одна из этих кинолент не сохранилась до наших дней, как и многие из его последующих работ сделанных в 1930-е годы. Однако, начав с лёгких беззаботных комедий, вскоре постановщик начал вкрапливать в них элементы сатиры , далее его фильмы стали всё боле насыщены критикой современного общества. Уже вскоре режиссёр примкнул к союзу японского пролетарского искусства , активными деятелями которого были Гэндзю Саса, Акира Ивасаки , Дайскэ Ито , Кэндзи Мидзогути , Токихико Окада и др.), став одним из активных его сподвижников и сняв идущую в русле этого движения сатирическую комедию « Живая марионетка » (1929, по повести Тэппэй Катаока , написанной им в тот период своей жизни, когда он примыкал к левым). Сценарий фильма был написан Масаси Кобаяси, ставшего другом и соавтором на многих проектах Утиды того периода. Кинолента выдвигалась на премию журнала « Кинэма Дзюмпо » в номинации «за лучший фильм года» , вошла в десятку номинантов, но по результатам голосования заняла четвёртое место. Ещё до «Живой марионетки» они вместе сделали не менее интересную сатиру на современное общество «Ветер с воли» (1928), а затем своё завершение эта линия нашла в 1931 году в известной картине «Исполнитель кровной мести» (с популярными актёрами Дэндзиро Окоти и Исудзу Ямадой в главных ролях), в которой подвергались критики феодализм и обычай кровной мести. Фильм также попал в десятку номинантов на кинопремию «Кинэма Дзюмпо», заняв по результатам голосования шестое место .
После этого Тому Утида больше никогда не обращался к комедийному жанру. В 1932 году Тому Утида заявил о своём намерении уйти из кинокомпании «Никкацу» и вместе с друзьями-кинематографистами Дайскэ Ито и Такаси Тадзакой создали независимую компанию «Синэйгася» (Сообщество нового кино), которая просуществовала недолго и вскоре была расформирована . В «Синэйгася» Утиду снял лишь один фильм «Азия кричит» (1933), да и то сомнительных художественных достоинств, так как критики его назвали фильмом милитаристской направленности. В 1936 году Утида вернулся в «Никкацу», где он быстро стал одним из ведущих режиссёров компании .
,К числу его наиболее значительных работ начала 1930-х относится фильм «Офицер полиции» (1933). Эта лента на первый взгляд является подражанием голливудским полицейским триллерам с социальным подтекстом, но всё же это более оригинальная картина, являющаяся гангстерской драмой об отношениях любви—ненависти между полицейским и преступником, которые были друзьями с детства. А гомоэротические оттенки, присущие центральным персонажам — это своеобразная маленькая месть левых японских кинематографистов в ответ на гонения против коммунистов в Японии. Это единственный сохранившийся немой фильм режиссёра.
В этот период созданы наиболее значительные работы работы режиссёра: «Театр человеческой жизни» (1936), «Голый город» (1937), «Беспредельное продвижение» (1937) и, в особенности, «Земля» (1939) :
«Театр человеческой жизни» снят по сценарию Гионские сёстры » .
и является киноадаптацией печатавшейся в газете популярной повести о студенте токийского университета, стремившемся сделать, как этого хочет его отец, политическую карьеру. Фильм был выдвинут на премию журнала «Кинэма Дзюмпо» в номинации «лучший фильм года», попал в десятку номинантов, но по результатам голосования занял второе место, уступив картине Кэндзи Мидзогути ««Голый город» — трагическая история купца, который для того чтобы выплатить долги друга, полностью разоряется. Фильм поставлен по сценарию Ясутаро Яги и имел очередную номинацию на кинопремию «Кинэма Дзюмпо», в результате — пятое место в десятке .
Сюжет фильма «Беспредельное продвижение» был написан коллегой Утиды, ныне всемирно известным режиссёром, Ясудзиро Одзу , и печатался как повесть с продолжением (из номера в номер) в одном из популярных еженедельников. Сценарист Ясутаро Яги адаптировал этот сюжет для кинопостановки. После нескольких номинаций на кинопремию «Кинэма Дзюмпо», Тому Утида впервые выиграл. Фильм удостоен премии «за лучший фильм года» .
Наконец, один из самых важных фильмов в карьере Утиду — «Земля». Это эпическое повествование о крестьянской жизни в северной Японии. Снятая в строгой манере, с использованием интенсивных контрастов освещения и наездов камеры, «Земля» многим видится сделанной под влиянием немецкой и советской школы кино . Фильм признаётся не только одним из лучших в карьере режиссёра, но и считается одним из важнейших в истории японского кино. В «Земле» можно найти типичную для тогдашнего японского кинематографа смесь противоположных тенденций — остроту социальной критики и философское отрешение. Очередная, вторая премия журнала «Кинэма Дзюмпо» — «за лучший фильм года» . Фильм демонстрировался на Международном кинофестивале в Венеции , где получил признание международной и итальянской прессы , которая не скупилась в эпитетах и отмечала его как лучший фильм фестиваля. Естественным было и отсутствие какой-либо фестивальной награды, ведь кинофестиваль проводился при фашистском муссолиниевском режиме, и в фаворе тогда были фильмы с совершенно другой идеологией. «Земля» завоевала огромную популярность не только за рубежом, но и в Японии. Фильм был снят почти нелегально, на плёнке, сэкономленной в свободные минуты от работы над другими, коммерческими проектами. В это же самое время, чтобы задобрить студийное руководство, Утида поставил коммерческие хиты вроде «Тысячи и одной ночи в Токио» . Несмотря на трудности производства и цензуры, фильм, вопреки всему, оказался успешным и остается классикой кинематографа .
К сожалению, многие из работ режиссёра как немого периода, так и сделанных в 1930-е годы либо не сохранились, либо сохранились не в полном объёме. Из-за чего о том, насколько он был выдающимся режиссёром, сегодня можно судить лишь по кинопрессе, книгам по истории кинематографа, а также по воспоминаниям критиков и коллег.
Во время Второй мировой войны , увлекшись, как и многие из его коллег националистическими идеями, Утида в 1941 году расторгнул контракт с «Никкацу», и после неудачной попытки создать собственную продюсерскую компанию, в 1943 году уехал в Маньчжурию (тогда это была японская провинция), где поступил на работу в Motion Picture Association. Там он должен был снять фильм по сценарию Канэто Синдо , однако этот проект не состоялся. В марте 1945 года Утида неожиданно для всех поступил в компанию «Маньэй» (Ассоциация маньчжурского кино), находившуюся в Чаньчуне (тогда Синьцзин ). Он добровольно остался в маоистском Китае техническим консультантом и способствовал рождению нового революционного китайского кино после 1949 года. Утида хотел своими глазами увидеть преобразования Китая после того, как к власти пришли коммунисты, увлечённый идеологией маоизма . Однако здесь он подорвал своё здоровье. Туберкулез и язва подточили его силы, и долгое время ему пришлось провести на больничной койке. Тому Утида вернулся в Японию в 1953 году, он едва мог передвигаться при помощи палки. Его встречали жена и двое детей, которых он оставил на столь долгие годы .
По его возвращении на родину, Утида был охвачен страстным желанием снимать кино, но так как он боялся, что в связи с его коммунистическими взглядами, такие крупные студии, как «Никкацу», « Тохо » или « Сётику » не примут его, режиссёр присоединился к кинокомпании « Тоэй » и стал известным специалистом в жанре дзидайгэки . Его выдающимися кинолентами, снятыми в этом жанре стали «Окровавленное копьё на горе Фудзи» (1955), «Души в лунном свете» («Перевал Дайбосацу», 1957) и «История проклятого клинка: Убийство красавицы в Ёсиваре» (1960) .
В кинофильме «Окровавленное копьё на горе Фудзи» влияние коммунистических идей на Утиду, которому он подвергся во время длительного пребывания в маоистском Китае, выражается в критике отношений между социальными классами. Этот исторический боевик проникнут лиризмом и юмором. Фильм вошёл в число номинантов на премию «Кинэма Дзюмпо» , заняв восьмое место по результатам голосования.
«Души в лунном свете» — экранизация монументального произведения Кайдзан Накадзато о конфликте между самураями Рюноскэ Цукуэ и Буннодзё Уцуги, закончившимся убийством последнего. Этот популярный боевик имел два продолжения, снятых в 1958 и 1959 годах.
Яркая мелодрама «История проклятого клинка: Убийство красавицы в Ёсиваре» рассказывает о состоятельном бизнесмене с обезображенным лицом, который мучается без любви пока не встречает коварную шлюху, которая разоряет его, выманивая у него деньги. В конце концов она гибнет от его меча.
Успехом в прокате пользовалась ещё одна историческая мелодрама Утиды — « История влюблённых в Нанива » (1959), экранизация пьесы Тикамацу Мондзаэмона «Гонец в преисподнюю». Социальные мотивы затронуты в фильме «На краю гибели» (1957), демонстрировавшемся в кинопрокате СССР под названием « Пятеро под землёй » . Последними заметными работами мастера кино стали фильмы пенталогии « Миямото Мусаси » (1961—1965) и экранизация романа Цутому Минаками « Беглец из прошлого » («Пролив голода», 1965).
Тому Утида умер в 1970 году от рака.
Фильмография режиссёрских работ Тому Утиды . | |||||
---|---|---|---|---|---|
Год | Название по-русски | Оригинальное название | Название на ромадзи |
Английское название
в международном прокате |
Примечания |
1920-е годы | |||||
1922 | « » | 噫小西巡査 | Aa, Konishi junsa | Police Officer Konishi | сорежиссёр — Тэйносукэ Кинугаса ; фильм не сохранился |
1925 | «Горбун из института по продлению жизни» | 延命院の傴僂男 | Enmei in no semushi otoko | фильм не сохранился | |
«Война» | 戦争 | Senso | фильм не сохранился | ||
«---» | 義血 | Yoshichi | фильм не сохранился | ||
«Кровавое чувство долга» | Giketsu | Bloody sense of duty | фильм не сохранился | ||
«---» (к/м) | 地獄谷 | Jigokudani | фильм не сохранился; Утида — ассистент режиссёра; режиссёр — Сёдзи Муракоси | ||
« » (к/м) | 少年美談 清き心 | Shônen bidan: Kiyoki kokoro | Tale of a Boy: Noble Heart | самая ранняя из сохранившихся работ | |
«Сказка Храма Краба» (к/м, анимация) | Kanimanji engi | Tale of Crab Temple | сорежиссёры: Какусан Кимура, Хидэхико Окуда | ||
«Тщеславие — это ад» (к/м) | 虚栄は地獄 | Kyoei wa jigoku | Vanity is Hell | фильм не сохранился | |
1927 | « » | 競走三日間 | Kyoso mikkakan | Three Days of Competition | первый фильм в компании «Никкацу»; фильм не сохранился |
«Обувь» | 靴 | Kutsu | фильм не сохранился | ||
«Предстоящая карьера» | 未来の出世 | Mirai no shusse | фильм не сохранился | ||
«Король гребли» | 漕艇王 | Sotei-o | фильм не сохранился | ||
«Восточный клан якудза» | 東洋武侠団 | Toko bukyodan | фильм не сохранился | ||
«Лодырь» | なまけ者 | Namakemono | + автор сюжета и сценарист; фильм не сохранился | ||
«Под градом бомб» | 砲煙弾雨 | Hoen dan’u | Cannon Smoke and Rain of Shells | фильм не сохранился | |
1928 | «Как пьяницы против алкоголя бунтовали» | のみすけ禁酒騒動 | Nomisuke Kinshu-sodo | + автор идеи и сюжета; фильм не сохранился | |
«Земля вращается. Часть 3: Фантазия» | 地球は廻る 第三部 空想篇 | Chikyu wa mawaru: Dai-san-bu Kuso hen | The World Turns | фильм не сохранился | |
«Богатый скупердяй» | ケチンボ長者 | Kechinbo Choja | + автор идеи; фильм не сохранился | ||
«Свет» | 光 | Hikari | + автор идеи; фильм не сохранился | ||
1929 | «Ветер с воли» | 娑婆の風 | Shaba no kaze | фильм не сохранился | |
« Живая марионетка » | 生ける人形 | Ikeru ningyo | A Living Doll | фильм не сохранился | |
«Марш Никкацу: история кино» | 日活行進曲 運動篇 | Nikkatsu kôshinkyoku: Undô hen | March of Nikkatsu: Sports | фильм не сохранился | |
«Гавань, откуда уходит дитя океана» | 大洋児出船の港 | Taiyoji defune no minato | фильм не сохранился | ||
«Пот» | 汗 | Kigeki: Ase | Sweat | фильм не сохранился | |
«Бесконечная победа» | Rensen rensho | фильм не сохранился | |||
1930-е годы | |||||
1930 | «Рай, туда и обратно» | 天国其日帰り | Tengoku sonohigaeri | фильм не сохранился | |
1931 | «Жан Вальжан» (фильм в двух частях) | ジャンバルジャン | Jan Barujan | Jean Valjean | фильм не сохранился |
«Мисс Япония» | 日本嬢(ミスニッポン) | Nippon Jo (Misu Nippon) | Miss Nippon | фильм не сохранился | |
«Новости: разное» | 三面記事 | Sanmen kiji | фильм не сохранился | ||
« » («Дерзкий мститель») | 仇討選手 | Adauchi senshu | Revenge Champion | фильм не сохранился | |
1932 | «Стоять на земле» (фильм в двух частях) | 大地に立つ | Daichi ni tatsu | Stand on the Earth | фильм не сохранился |
«Любовь навсегда» | 愛は何処までも | Ai wa dokomademo | фильм не сохранился | ||
1933 | «Азия кричит» («Азия зовёт») | 叫ぶ亜細亜 | Sakebu Ajia | Asia Cries Out | фильм снят в независимой компании «Синэйгася»; фильм не сохранился |
« » | 警察官 | Keisatsukan | Police | фильм снят для кинокомпании «Синко» | |
1934 | «Солнце над рекой» | 河の上の太陽 | Kawa no ue no taiyo | Sun over the River | фильм не сохранился |
«Горячий ветер» | 熱風 | Neppu | фильм не сохранился | ||
1935 | «Престол зимней горы» (фильм в двух частях) | 白銀の王座 | Hakugin no oza | Throne of the White Man | + автор идеи и сценарист; первая звуковая картина Утиды; фильм не сохранился |
1936 | « » | 人生劇場 | Jinsei gekijô | Theatre of Life | первый фильм, снятый после возвращения в кинокомпанию «Никкацу» |
«Венец жизни» | 生命の冠 | Inochi no kanmuri | Crown of Life | ||
1937 | « » | 裸の町 | Hadaka no machi | The Naked Town | фильм не сохранился |
« » («Бесконечное движение вперёд») | 限りなき前進 | Kagirinaki zenshin | Unending Advance | автор сюжета — Ясудзиро Одзу | |
1938 | «Тысяча и одна ночь Токио» | 東京千一夜 | Tokyo Senichiya | ||
1939 | « » | 土 | Tsuchi | Earth | |
«Взгляд на Средний Китай» | Chushi-Sanken | ||||
1940-е годы | |||||
1940 | «История. Часть 1» | 歴史 第一部 動乱戊辰 | Rekishi: Dai ichi bu — Doran boshin | History 1 | |
«История. Части 2 и 3» | 歴史 第二部 焦土建設、第三部 黎明日本 | Rekishi: Dai ni-bu — Shôdo kensetsu; Dai san-bu: Reimei Nippon | History 2 & 3 | ||
1942 | «Сунээмон Тории» | 鳥居強右衛門 | Torii Suneemon | ||
1950-е годы | |||||
1955 | « Окровавленное копьё на горе Фудзи » | 血槍富士 | Chiyari Fuji | Bloody Spear on Mount Fuji | первый фильм, снятый в кинокомпании «Тоэй» |
« » | たそがれ酒場 | Tasogare sakaba | Twilight Saloon | ||
« » | 自分の穴の中で | Jibun no ana no nakade | A Hole of My Own Making | по роману Тацудзо Исикавы | |
1956 | « » | 黒田騒動 | Kuroda sodo | Disorder of the Kuroda Clan | |
« » («Осаждённая тюрьма») | 逆襲獄門砦 | Gyakushu gokumontoride | |||
1957 | « » | 暴れん坊街道 | Abarenbo Kaido | The Horse Boy | |
« » («Перевал Дайбосацу») | 大菩薩峠 | Daibosatsu tôge | Sword in the Moonlight | по произведению Кайдзан Накадзато | |
«На краю гибели» (в прокате СССР — « Пятеро под землёй ») | どたんば | Dotanba | The Scaffold / They Are Buried Alive | + соавтор сценария (с Синобу Хасимото ) | |
1958 | «Лев за тысячу рё» («Разбойник — мнимый сын сёгуна») | 千両獅子 | Senryo jishi | ||
« » («Перевал Дайбосацу 2») | 大菩薩峠 第二部 | Daibosatsu tôge — Dai ni bu | Swords in the Moonlight 2 | по произведению Кайдзан Накадзато | |
« » («Изгои») | 森と湖のまつり | Mori to mizuumi no matsuri | The Outsiders (Festival of Lakes and Forests) | по роману Тайдзюн Такэда | |
1959 | « » («Перевал Дайбосацу 3») | 大菩薩峠 完結篇 | Daibosatsu toge — Kanketsu-hen | Swords in the Moonlight 3 | по произведению Кайдзан Накадзато |
« » | 大氷河を行く | Nanbei Patagonia tanken daihyoga o yuku | (сбор материала для документального фильма) | ||
« История влюблённых в Нанива » | 浪花の恋の物語 | Naniwa no koi no monogatari | Chikamatsu’s Love in Osaka | по пьесе Мондзаэмона Тикамацу «Гонец в преисподнюю» | |
1960-е годы | |||||
1960 | « » («Мастер-копьеносец») | 酒と女と槍 | Sake to onna to yari | The Master Spearman | |
« » | 妖刀物語 花の吉原百人斬り | Yôtô monogatari: hana no Yoshiwara hyakunin-giri | Beautiful Yoshiwara and the Murder of Hundreds | ||
1961 | « Миямото Мусаси » | 宮本武蔵 | Miyamoto Musashi | Zen and Sword | На основе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» |
1962 | « » («Бешеная лиса») | 恋や恋なすな恋 | Koiya koi nasuna koi | The Mad Fox | |
« » | 宮本武蔵 般若坂の決斗 | Miyamoto Musashi: Hannyazaka no ketto | Miyamoto Musashi: Showdown at Hannyazaka Heights | На основе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» | |
1963 | « » | 宮本武蔵 二刀流開眼 | Miyamoto Musashi: Nitoryu kaigen | Birth of Two Sword Style | На основе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» |
1964 | « » | 宮本武蔵 一乗寺の決斗 | Miyamoto Musashi: Ichijoji no ketto | Miyamoto Musashi: The Duel at Ichijoji | На основе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» |
1965 | « Беглец из прошлого » («Пролив голода») | 飢餓海峡 | Kiga kaikyo | A Fugitive from the Past (Straits of Hunger) | |
« » | 宮本武蔵 巌流島の決斗 | Miyamoto Musashi: Ganryu-jima no ketto | Duel at Ganryu Island | На основе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» | |
1968 | « » | 人生劇場 飛車角と吉良常 | Jinsei gekijo: Hishakaku to Kiratsune | Hishakaku and Kiratsune | |
1970-е годы | |||||
1971 | « » | 真剣勝負 | Shinken shobu | Swords of Death | На основе романа Эйдзи Ёсикавы «Мусаси» |