Interested Article - Като, Дайскэ

Дайскэ Като ( яп. 加東大介 , настоящее имя — Токуноскэ Като яп. 加藤 徳之助 , другое имя — Эндзи Итикава яп. 市川 莚司 , — сценический псевдоним, которым он пользовался в 1930-е — 1940-е годы (до 1948 года), прозвище — Гю-тян , яп. ギューちゃん ; 18 февраля 1911 или 18 февраля 1910 , Асакуса , Токио , Японская империя 31 июля 1975 , Такасаки , Гумма ) — японский характерный актёр театра, кино и телевидения. Весёлое округлое лицо Дайскэ Като часто мелькает в японских фильмах XX века . На счету актёра роли более чем в 300 фильмах . Поклонникам жанра дзидайгэки он памятен как один из « Семи самураев » Куросавы , также на счету актёра небольшие роли в популярных кинолентах того же Куросавы « Телохранитель », трилогии режиссёра Хироси Инагаки о Миямото Мусаси Самурай: Путь воина », « Самурай 2: Дуэль у храма », « Самурай 3: Поединок на острове ») и « Окровавленное копьё на горе Фудзи » режиссёра Тому Утиды . Наиболее интересные работы сделаны в фильмах выдающихся режиссёров Акиры Куросавы и Микио Нарусэ , у которых актёр снимался неоднократно.

Биография

Ранние годы. Работа на театральной сцене и начало кинокарьеры

Токуноскэ Като (настоящее имя актёра) родился в самом центре Токио, в развлекательном квартале Асакуса в семье артиста кабуки Дэндзо Такэситы. Его старшие брат Кунитаро Савамура и сестра также стали известными актёрами японского театра и кино. Под влиянием и опекой со стороны отца, который был актёром, драматургом и заместителем директора популярного театра «Миятодза», Токуноскэ сделал свои первые выходы на театральную сцену в шестилетнем возрасте вместе со своим одиннадцатилетним братом Кунитаро. Театр «Миятодза» был полностью разрушен во время знаменитого великого землетрясения Канто 1923 года .

После окончания токийской муниципальной средней школы №7 в 1929 году девятнадцатилетний юноша присоединился к труппе театра кабуки «Дзэнсиндза». С 1933 года выступал под псевдонимом Эндзи Итикава. В течение восьми лет играл различные роли на этой сцене. С двумя другими молодыми дарованиями Синдзо Ямадзаки (впоследствии получившего известность в кинематографе под именем Акитакэ Коно) и Огимасу Итикавой (сыном драматурга Каору Осанаи ) были популярными молодыми актёрами труппы, которых в прессе называли «Молодым перспективным трио «Дзэнсиндза» . В кинематографе дебютировал в 1935 году небольшой ролью в фильме режиссёра Томиясы Икэды «Дзиротё из Симидзу». В довоенный период и в начальные годы Второй мировой войны сыграл среди прочего в работах таких выдающихся режиссёров, как Садао Яманака (фильмы « Сосюн Котияма », 1936 ; « Человечность и бумажные шары », 1937 ) и Кэндзи Мидзогути Верность в эпоху Гэнроку », 1941 ).

В 1943 году 33-летний актёр был мобилизован в войска в качестве начальника санитарной службы на Южном фронте. Уже в последние месяцы войны, в апреле 1945 года ему было приказано армейским командованием создать театральную труппу, чтобы вдохновлять солдат. Театр был открыт в Маноквари (остров Новая Гвинея ) , где он выступал в пьесе Сина Хасэгавы «Ятаппэ из Сэки». После окончания войны на Тихом океане , хотя пленённому союзными войсками японскому актёру была разрешена репатриация на родину, он заболел малярией и остался на Новой Гвинее ещё на несколько месяцев до своего полного выздоровления. Вернувшись в 1946 году в Японию, вместе со своим братом Кунитаро и сестрой Садако сформировали новый небольшой театр «Камивадза» , но вскоре актёр покинул театральную сцену из-за безуспешной работы труппы, трудностей управления и творческих разногласий. Актёр решает сконцентрироваться на работе в кино. В 1948 году подписал контракт с кинокомпанией «Дайэй» и, начиная с фильма «Пять свидетелей» (реж. ) актёр берёт себе имя Дайскэ Като, под которым и останется в памяти поклонников японского кинематографа.

Карьера в кино

Первая киноработа, принёсшая актёру широкую известность — роль полицейского в « Расёмоне » Акиры Куросавы ( 1950 ). После работы в этом, одном из самых успешных фильмов японского кино, триумфально прошедшего по экранам мира, в том числе в США и СССР , актёр решает покинуть студию «Дайэй» и вливается в ряды кинокомпании « Тохо » . Вскоре он получает свои первые кинонаграды. Като был назван лучшим актёром второго плана на церемониях награждения кинопремий « Голубая лента » и « Майнити » за роли в фильмах 1952 года « Мать » (реж. Микио Нарусэ ) и «Араки Матаэмон: Дуэль на перекрёстке Кагия» (др. назв. «Месть самурая», реж. ). Актёр на протяжении всей своей карьеры в кинематографе был исполнителем характерных ролей второго плана . Диапазон ролей актёра был широк: от психологически сложных драматических до комических. Он играл роли как положительных, так и отрицательных персонажей. Часто выступал в образах добродушных безответно влюблённых толстяков (таковы например почти все его работы в фильмах Микио Нарусэ). Его любили режиссёры за лёгкий и искренний характер, но особенно дружеские отношения у Дайскэ Като были с такими мэтрами режиссуры как Акира Куросава и Микио Нарусэ, часто приглашавших актёра в свои проекты. После «Расёмона» Куросава ещё позвал актёра исполнить небольшую роль гангстера в одном из лучших своих драматических фильмов « Жить » (1952), затем на роль одного из семерых отважных самураев Ситородзи в популярном фильме жанра дзидайгэки « Семь самураев » ( 1954 ) и в не менее популярном дзидайгэки « Телохранитель » ( 1961 ) Като выступил в роли одного из бандитов, сильного, но туповатого бойца Инокити. У Микио Нарусэ Като исполнил одни из своих лучших ролей : Кимура в фильме «Мать» (1952), Итая в « Поздних хризантемах » (1954), Сэйкити Мукаи в « Плывущих облаках » ( 1955 ), бывший муж Ёнэко в « По течению » ( 1956 ), Онода в « Неугомонной » ( 1957 ), Сэкинэ в « Когда женщина поднимается по лестнице » ( 1960 ), Садаока в « » ( 1962 ), Хаясида в « Размётанных облаках » ( 1967 ) и в других кинолентах этого мастера кино, с которым актёр сотрудничал довольно часто. Снимался актёр и в фильмах других выдающихся постановщиков: у Ясудзиро Одзу (небольшие роли в фильмах « Ранняя весна », 1956, « Осень в семье Кохаягава », 1961 и « Вкус сайры », 1962), Тэйносукэ Кинугасы («Алая летучая мышь», 1950, «Перелётные птицы под луной» и «Фонарик при полной луне» — оба 1951, «Замок кровопролития», 1952, «Белое море Юсимы», 1955 и «Искры», 1956), Кэндзи Мидзогути (кроме уже упомянутых — « Женщина Сайкаку », 1952, « Район красных фонарей », 1956), Дайскэ Ито («Цветок, который пересёк гору», 1949, «Родина далеко-далеко», 1950, «Паланкин в тумане», 1951 и «История молодой госпожи», 1957), Хироси Инагаки («Тысяча и одна ночь бродячего игрока», 1936, «Я телохранитель», 1950, «Женщина из Шанхая» и «Ветер, облака и лодка за 1000 рё» — оба 1952, трилогия о Миямото Мусаси: «Самурай: Путь воина», 1954, «Самурай 2: Дуэль у храма», 1955 и «Самурай 3: Поединок на острове», 1956; «Одинокое путешествие», 1955, «Буря», 1956, « Рождение Японии », 1959 , « », 1962 и «Восставший против меча», 1966 )...

К числу лучших ролей относятся также : Кудо в независимом проекте режиссёра Тадаси Имаи « Здесь есть источник » (1955) и слуга самурая Гэнта в дзидайгэки с социальным уклоном « Окровавленное копьё на горе Фудзи » ( 1955 ) — за две последних роли Като во второй раз был удостоен премии «Голубая лента» как лучший актёр второго плана 1955 года; директор Тадзава в социальной драме « Источник » (1956, реж. Масаки Кобаяси ); главная роль Акабаны в серии из четырёх фильмов «Большой размер» (1957-58, реж. ) — именно после этого популярного киносериала за актёром, как и за его героем, закрепилось прозвище Гю-тян. Като успешно выступал и в комических ролях, в том числе актёр пользовался успехом в полюбившемся у публики комедийном киносериале (насчитывающем 40 кинолент, снятых с 1956 по 1971 гг.) из цикла «Президент компании» , где он сыграл одного из центральных персонажей (с партнёрами и ).

На основе своего военного опыта, о том, как он принимал участие в создании театральной труппы на острове Новая Гвинея, Дайскэ Като в 1955 году опубликовал воспоминания в еженедельнике . В 1961 году Като романизировал свои воспоминания. Роман под названием «Снег на южном острове» впервые был опубликован в мартовском номере журнала (англ.) . В том же году был экранизирован режиссёром под названием «Снег в южных морях», где актёр сыграл самого себя — сержанта Като. Как роман, так и фильм пользовались заслуженным успехом. Роман был бестселлером , а Дайскэ Като стал лауреатом 20-й премии Bungeishunjū Reader Award . Кроме экранизации для большого экрана, в том же году на основе романа телекомпанией NHK был поставлен и телесериал .

В последние годы жизни актёр был активен не только в кино, но также и на телевидении, а в 1971 году , спустя 28 лет, актёр вернулся на сцену . С 1972 года влился в коллектив исполнителей тайга дорамы (англ.) , где исполнял роль реального исторического лица Ходзё Токимасы , военного и государственного деятеля XII века . Его партнёрами по дораме были такие популярные актёры Японии, как Тацуя Накадай , Комаки Курихара , Осаму Такидзава , Масаюки Мори , Аяко Вакао и Кэн Огата .

Дайскэ Като был помещён в больницу с раком толстой кишки в феврале 1975 года . Не зная своего диагноза (от актёра это скрывали), он продолжал сниматься в дораме (для него организовывали специальные съёмки в больничной палате), а 31 июля , спустя пять месяцев после поступления в больницу Дайскэ Като умер в возрасте шестидесяти четырёх лет.

Семья

Дайскэ Като принадлежал к клану известной артистической династии :

Отец — актёр Кабуки Дэндзо Такэсита (竹芝伝蔵, настоящее имя — Дэнтаро Като, 加藤伝太郎)

Старшая сестра — (1903-1988). Работала в соц. обеспечении. Была первым президентом Национального совета по защите жизни и прав людей с ограниченными возможностями.

Старший брат — актёр театра Кабуки и кинематографа (англ.) (1905-1974). Наиболее известные фильмы: « » (1935, реж. Садао Яманака ), « Врата ада » (1953, реж. Тэйносукэ Кинугаса ), « Новая повесть о роде Тайра » (1955, реж. Кэндзи Мидзогути ) и др.

Старшая сестра — актриса театра и кино (англ.) (1908-1996). Наиболее известные работы в кино: «День свадьбы» (1940, реж. Ясудзиро Симадзу ), « Мама не умрёт » (1942, реж. Микио Нарусэ), « Женщина Сайкаку » (др. назв. «Жизнь О-Хару, куртизанки», в прокате СССР — «Жизнь без счастья», 1952, реж. Кэндзи Мидзогути), « Поздние хризантемы » (1954, реж. Микио Нарусэ) и др.

Зять (муж сестры Садако Савамуры) — актёр (англ.) (1905-1985). Роли в кино: « Три сестры, чистые в своих помыслах » (1935, реж. Микио Нарусэ), « Жить » (1952, реж. Акира Куросава), « Семь самураев » (1954, реж. Акира Куросава) и др.

Невестка (жена старшего брата Кунитаро Савамуры) — актриса (1907-1984). Дочь отца-основателя японского кинематографа, режиссёра и продюсера Сёдзо Макино , снявшаяся среди прочего в историческом эпосе отца « Тюсингура: Правдивая история » (1928).

Жена — актриса Масако Като (加藤雅子), в кино снималась мало, среди фильмов: «Женщина, оказывающая сопротивление» (1960, реж. Таро Югэ), «Лицо» (1960, реж. ), «Чёрный козырь» (1964, реж. Умэцугу Иноуэ ) и др.

Сын — Харуюки Като (加藤晴之), аудио-продюсер, в кино снялся лишь однажды: фильм « » (1962, реж. Хироси Инагаки ).

Невестка (жена сына Харуюки Като) — художник по костюмам Кадзуко Куросава (род. 29.04.1954), дочь кинорежиссёра Акиры Куросавы .

Внук — актёр Такаюки Като (род. 12.03.1977). Среди фильмов: «После дождя» (1999, реж. Такаси Коидзуми), «Лишь море знает» (2002, реж. Кэй Кумаи ), «Последний ронин» (2010, реж. Сугэмити Сугита).

Племянник (сын брата Кунитаро Савамуры) — актёр (1934-2011). Один из популярных киноактёров 1960-х. Снимался в фильмах режиссёров Новой волны японского кино Сёхэя Имамуры , Сэйдзюна Судзуки , Корэёси Курахары , Ёсисигэ Ёсиды ...

Племянник (сын брата Кунитаро Савамуры) — актёр (1940-2018). Получил известность в конце 1950-х годов, снявшись ещё совсем юным в фильмах о «солнечном племени» (кинолентах о судьбах разочарованного молодого поколения японцев): « Безумный плод » (1956, реж. ), « » (1960, реж. Ёсисигэ Ёсида ) и др.

Племянница (дочь брата Кунитаро Савамуры) — Сэцуко Като (加藤勢津子), была киноактрисой, но снималась в кино мало. Среди фильмов: «Голодные души» и «Голодные души 2» (1956, реж. Юдзо Кавасима ).

Племянница (дочь брата Кунитаро Савамуры) — Тосико Савамура (沢村敏子), лишь однажды проявила себя актрисой, снявшись в телесериале «Опасный склон» (危険な斜面, 1961).

Профессиональные награды

Кинопремия «Голубая лента»
  • 3-я церемония награждения (за 1952 год) — приз за лучшее исполнение мужских ролей второго плана — в двух кинолентах « Мать » и «Араки Матаэмон: Дуэль на перекрёстке Кагия» (др. назв. — «Месть самурая») .
  • 6-я церемония награждения (за 1955 год) — приз за лучшее исполнение мужских ролей второго плана — в двух кинолентах « Здесь есть источник » и « Окровавленное копьё на горе Фудзи » .
Кинопремия «Майнити»
  • 7-я церемония награждения (за 1952 год) — приз за лучшее исполнение мужских ролей второго плана — в двух кинолентах «Мать» и «Араки Матаэмон: Дуэль на перекрёстке Кагия» (др. назв. — «Месть самурая») .

Фильмография

Комментарии

  1. В советском прокате фильм демонстрировался с 10 октября 1966 года, р/у Госкино СССР № 2109/66 (до 1 мая 1973 года) — опубликовано: «Каталог фильмов действующего фонда. Выпуск II: Зарубежные художественные фильмы», Инф.-рекл. бюро упр. кинофикации и кинопроката комитета по кинематографии при Совете министров СССР, М.-1972, стр. 126.
  2. В советском прокате фильм демонстрировался с 19 августа 1963 года, р/у Госкино СССР № 1191/63 (до 1 августа 1968 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов выпуска 1963 года», «Искусство», М.-1964, стр. 23.
  3. В советском прокате фильм демонстрировался с 6 июля 1970 года (Рига, в Москве с 24 апреля 1972 года), р/у Госкино СССР № 2149/68 (до 1 июня 1975 года) — опубликовано: «Каталог фильмов действующего фонда. Выпуск II: Зарубежные художественные фильмы», Инф.-рекл. бюро упр. кинофикации и кинопроката комитета по кинематографии при Совете министров СССР, М.-1972, стр. 46.
  4. В советском прокате фильм демонстрировался с апреля 1988 года (в Москве с 21 декабря 1987 года), р/у Госкино СССР № 18122/87 (до 1 июня 1975 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов и кинопериодики II квартала 1988 года», Госкино СССР, В/О "Союзинформкино", М.-1988, стр. 25.
  5. В советском прокате фильм демонстрировался с 28 июля 1958 года, р/у Госкино СССР № 1099/58 — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1958. Выпуск 3: Ориентировочный план выпуска новых художественных фильмов в 3 квартале 1958 года.
  6. В советском прокате фильм демонстрировался с февраля 1963 г. (в Москве со 2 апреля; до 15 августа 1966 года), р/у Госкино СССР № 1162/61 — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С.480 (стр. 380—381).

Примечания

  1. от 7 июня 2019 на Wayback Machine на сайте Find a Grave (англ.)
  2. Daisuke Kato // (англ.) — 1996.
  3. (англ.) — 1990.
  4. от 26 октября 2018 на Wayback Machine на сайте Lard Biscuit Enterprises (англ.)
  5. от 22 июня 2020 на Wayback Machine на сайте журнала « Кинэма Дзюмпо » (яп.)
  6. at the ItsFun.com.tw (яп.)
  7. от 27 июля 2021 на Wayback Machine на сайте Kotobank.jp (яп.)
  8. от 7 апреля 2019 на Wayback Machine на сайте Hatena Keyword (яп.)
  9. от 25 сентября 2020 на Wayback Machine на сайте журнала «Бунгэй сюндзю» (яп.)
  10. at the Read01.com (яп.)
  11. По данным ja.wikipedia
  12. от 18 марта 2022 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  13. от 5 января 2022 на Wayback Machine (яп.) на официальном сайте премии «Майнити»
  14. от 21 апреля 2019 на Wayback Machine (яп.) на официальном сайте премии «Майнити»
  15. от 8 марта 2019 на Wayback Machine на сайте IMDb (англ.)
  16. от 5 июля 2017 на Wayback Machine на сайте JMDb ( Japanese Movie Database ) (яп.)
  17. от 28 января 2020 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)

Ссылки

Источник —

Same as Като, Дайскэ