Interested Article - Иида, Тёко
- 2020-04-13
- 1
Тёко Иида ( яп. 飯田蝶子 Иида Тё:ко , иногда имя ошибочно записывают как «Тёуко») , ( 15 апреля 1897 , Токио — 26 декабря 1972 , Токио ) — актриса японского кино , снимавшаяся в фильмах выдающихся режиссёров Тэйносукэ Кинугаса , Хироси Симидзу , Хэйноскэ Госё , Микио Нарусэ , Ясудзиро Симадзу , Акиры Куросавы , Кэйскэ Киноситы , Кона Итикавы , Тадаси Имаи , но особенно была любима и ценима кинорежиссёром Ясудзиро Одзу , снявшем её в 18 своих фильмах.
Биография
Тёко Иида родилась в старом центре Токио , в Асакусе . Её отец был правительственным чиновником Министерства связи и не особо обеспеченным. После окончания школы девушка работала клерком в самом большом универмаге Японии [ неавторитетный источник ] . Благодаря своему трудолюбию и усердию Тёко быстро продвигалась по карьерной лестнице и вскоре уже перешла на журналистскую работу. Далее устроилась в труппу кабуки «Накамура Мацугоро» ( яп. 中村又五郎 ) с намерением делать актёрскую карьеру, но труппа распалась через шесть месяцев после кончины её руководителя.
В 1922 году Иида подаёт заявку на студию «Сётику-камата» , но ей отказывают на том основании, что она недостаточно красива для актёрской профессии. Однако девушка проявила настойчивость и убедила взять её на второплановую роль, например горничной. Так она попала на студию ученицей (без заработной платы). Спустя год ей доверят роль в фильме «Умирающая жена» ( яп. 死に行く妻 , 1923 ) . Вскоре зрители и критики отметят её врождённое чувство юмора и умение рассмешить, и молодая актриса начнёт всё чаше появляться на экране в комедийных ролях. А после того, как выйдет замуж за кинооператора , она сыграет главные роли во множестве фильмов.
Когда она начнёт в конце 1920-х годов сниматься у молодого тогда ещё режиссёра Ясудзиро Одзу , за её плечами уже будет послужной список ролей в более чем шестидесяти кинокартинах. Она станет одной из любимиц режиссёра, снявшись у него во множестве фильмов, пожалуй так часто у Одзу будет сниматься только лишь актёр Тисю Рю . Её роли у Одзу будут и наполненными юмором, как в комедиях « Дни юности » ( 1929 ) или в « Девушке и бороде » ( 1931 ) и глубоко драматичными, как в самой яркой её работе у мастера кинорежиссуры в киноленте « Рассказ домовладельца » ( 1947 ). Однако и здесь она внесёт комические интонации, исполнив роль старухи Отанэ (хотя актрисе будет всего только пятьдесят лет, она после этого так и будет играть старух и бабушек).
Актриса будет востребована и в работах других выдающихся японских режиссёров: Микио Нарусэ (« С тобой мы в разлуке », «Еженощные сны» — оба 1933 ; «Весна пробуждается», 1947 ; «Перистые облака», 1958 и др.), Хэйноскэ Госё («Невеста разговаривает во сне», 1932 ; « Танцовщица из Идзу », 1933 ; « Бремя жизни », 1935 и др.), Тэйносукэ Кинугаса (« », 1932 ), Хироси Симидзу («Нобуко», 1940 ; «Записки странствующей актрисы», 1941 и др.), Акира Куросава (« Пьяный ангел », 1948 ; « Бездомный пёс », 1949 ), а также в фильмах Ясудзиро Симадзу, Кэйсукэ Киноситы, Кона Итикавы, Тадаси Имаи… Тёко Иида снялась за полвека работы в кино более чем в 300 кинолентах .
Тёко Иида была отмечена императорским « Орденом Культуры » , вручаемым за достижения в искусстве. Актриса скончалась в 1972 году возрасте 75 лет от рака лёгких .
Избранная фильмография
- 1928 — « » ( яп. 肉体美 никутаби ) , реж. Ясудзиро Одзу — Рицуко (фильм не сохранился)
- 1929 — « » ( яп. 宝の山 такара но яма ) , реж. Ясудзиро Одзу — гейша (фильм не сохранился)
- 1929 — « Дни юности » ( яп. 学生ロマンス 若き日 гакусэй романсу; вакаки хи ) , реж. Ясудзиро Одзу — тётя Тиэко
- 1929 — « Университет-то я окончил... » ( яп. 大学は出たけれど дайгаку ва дэтакэрэдо ) , реж. Ясудзиро Одзу — хозяйка (короткометражка)
- 1931 — « Девушка и борода » ( яп. 淑女と髭 сюкудзё то хигэ ) , реж. Ясудзиро Одзу — мать Хироко
- 1931 — « Токийский хор » ( яп. 東京の合唱 то:кё: но ко:расу ) , реж. Ясудзиро Одзу — госпожа Омура
- 1931 — « » ( яп. 愛よ人類と共にあれ 前篇 日本篇 ай ё дзинруй то томо ни арэ; дзэмпэн; нихонхэн ) , реж. Ясудзиро Симадзу — госпожа в баре
- 1932 — « » ( яп. 満州行進曲 мансю: ко:синкёку ) , реж. Ясуси Сасаки, Хироси Симидзу — медсестра
- 1932 — « » ( яп. 上陸第一歩 дзё:рику дай-иппо ) , реж. Ясудзиро Симадзу — хозяйка гостиницы
- 1932 — « Где же мечты юности? » ( яп. 靑春の夢いまいづこ сэйсюн но юмэ имаидзуко ) , реж. Ясудзиро Одзу — мать Сайки
- 1932 — « » ( яп. また逢ふ日まで мата ау хи мадэ ) , реж. Ясудзиро Одзу — служанка (фильм не сохранился)
- 1932 — « » ( яп. 忠臣蔵 前篇 赤穂京の巻 тю:сингура: дзэмпэн; акахокё: но маки ) , реж. Тэйносукэ Кинугаса
- 1932 — « » ( яп. 天国に結ぶ恋 тэнгоку ни мусубу кой ) , реж. Хэйноскэ Госё — учительница гимнастики
- 1933 — « » ( яп. 花嫁の寝言 ханаёмэ но нэгото ) , реж. Хэйноскэ Госё — соседка
- 1933 — « Танцовщица из Идзу: Там, где распускаются цветы любви » ( яп. 恋の花咲く 伊豆の踊子 кой но хана саку; идзу но одорико ) , реж. Хэйноскэ Госё — гейша
- 1933 — « С тобой мы в разлуке » ( яп. 君と別れて кими то вакарэтэ ) , реж. Микио Нарусэ — хозяйка дома гейш
- 1933 — « » ( яп. 夜ごとの夢 ёгото но юмэ ) , реж. Микио Нарусэ — хозяйка гостиницы
- 1933 — « » ( яп. 愛撫 айбу ) , реж. Хэйноскэ Госё — хозяйка гостиницы
- 1933 — « Каприз » («Преходящий соблазн») ( яп. 出来ごころ дэкигокоро ) , реж. Ясудзиро Одзу — Отомэ
- 1933 — « » ( яп. ラッパと娘 раппа то мусумэ ) , реж. Ясудзиро Симадзу
- 1933 — « » ( яп. 頬を寄すれば хохо о ёсурэба ) , реж. Ясудзиро Симадзу — хозяйка в швейной мастерской
- 1934 — « » ( яп. 婦系図 онна кэйдзу ) , реж. Хотэи Номура — Огэн, хозяйка
- 1934 — « Маму нужно любить » ( яп. 母を恋はずや хаха о ковадзуя ) , реж. Ясудзиро Одзу
- 1934 — « » ( яп. 隣の八重ちゃん тонари но яэ-тян ) , реж. Ясудзиро Симадзу — Хамако
- 1934 — « История о плывущих водорослях » ( яп. 浮草物語 укикуса-моногатари ) , реж. Ясудзиро Одзу — Оцунэ
- 1935 — « » ( яп. 箱入娘 хакоири мусумэ ) , реж. Ясудзиро Одзу — Оцунэ (фильм не сохранился)
- 1935 — « Токийская ночлежка » ( яп. 東京の宿 то:кё: но ядо ) , реж. Ясудзиро Одзу — Оцунэ
- 1935 — « » ( яп. 春琴抄 お琴と佐助 сюнкинсё: окото то сасукэ ) , реж. Ясудзиро Симадзу — Окими
- 1935 — « Бремя жизни » ( яп. 人生のお荷物 дзэнсэй но онимоцу ) , реж. Хэйноскэ Госё — Оканэ
- 1936 — « » ( яп. 大学よいとこ дайгаку ёикото ) , реж. Ясудзиро Одзу — жена хозяина (фильм не сохранился)
- 1936 — « » ( яп. 朧夜の女 обороё но онна ) , реж. Хэйноскэ Госё — Отоку, мать Сэйити
- 1936 — « » ( яп. 男性対女性 дзансэй таи дзёсэй ) , реж. Ясудзиру Симадзу
- 1936 — « Единственный сын » ( яп. ひとり息子 хитори мусуко ) , реж. Ясудзиро Одзу — Цунэ Нономия (О-Цунэ)
- 1936 — « » ( яп. 人妻椿 хитодзума цубаки ) , реж. Хиромаса Номура
- 1937 — « » ( яп. 荒城の月 ко:дзё: но цуки ) , реж. Кейсукэ Сасаки
- 1937 — « » ( яп. 母の夢 хаха-но юмэ ) , реж.
- 1937 — « Что забыла дама? » ( яп. 淑女は何を忘れたか сюкудзё ва нани о васурэта ка ) , реж. Ясудзиро Одзу — Тиоко Сугияма
- 1937 — « Тройная помолвка » ( яп. 婚約三羽烏 коняку самбагарасу ) , реж. Ясудзиро Симадзу — женщина в табачной лавке
- 1940 — « » ( яп. 信子 ) , реж. Хироси Симидзу — Окэй
- 1941 — « » ( яп. 歌女おぼえ書 утадзо обоэгаки ) , реж. Хироси Симидзу — хозяйка
- 1941 — « Братья и сёстры семьи Тода » ( яп. 戸田家の兄妹 тодакэ но кё:дай ) , реж. Ясудзиро Одзу — Киё
- 1941 — « » ( яп. 花 хана ) , реж. Кодзабуро Ёсимура
- 1941 — « » ( яп. 女医の記録 дзёи но кироку ) , реж. Хироси Симидзу — Оцунэ
- 1944 — « » ( яп. 不沈艦撃沈 футинкан гэкитин ) , реж. Масахиро Макино
- 1944 — « » ( яп. 歓呼の町 канко но мати ) , реж. Кэйсукэ Киносита
- 1945 — « » ( яп. 伊豆の娘たち идзу но мусумэтати ) , реж. Хэйноскэ Госё — Сигэ
- 1947 — « Рассказ домовладельца » ( яп. 長屋紳士録 нагая синсироку ) , реж. Ясудзиро Одзу — Отанэ
- 1947 — « » ( яп. 春のめざめ хару но мэдзамэ ) , реж. Микио Нарусэ — Тама Такэмура
- 1948 — « Пьяный ангел » ( яп. 酔いどれ天使 ёидорэ тэнси ) , реж. Акира Куросава — старая служанка
- 1948 — « » ( яп. 幽霊暁に死す ю:рэй акацуки ни сису ) , реж. Масахиро Макино — Юко Корияма
- 1949 — « » ( яп. 春の戯れ хару но тавамурэ ) , реж. Кадзиро Ямамото
- 1949 — « Призрак Ёцуи. Часть I » ( яп. 四谷怪談 前篇 ёцуя кайдан; дзэмпэй ) , реж. Кэйсукэ Киносита — мать Кохэя
- 1949 — « Призрак Ёцуи. Часть II » ( яп. 四谷怪談 後篇 ёцуя каудан; ко:хэй ) , реж. Кэйсукэ Киносита — мать Кохэя
- 1949 — « Бездомный пёс » ( яп. 野良犬 нора ину ) , реж. Акира Куросава — менеджер отеля Когэцу
- 1950 — « » ( яп. 銀座三四郎 гиндза сансиро: ) , реж. Кон Итикава
- 1951 — « » (фильм в двух частях) ( яп. えりことともに эрико то томони ) , реж. Сиро Тоёда — Симэно
- 1951 — « И всё-таки мы живём! » ( яп. どっこい生きてる доккой икитэру ) , реж. Тадаси Имаи — старуха Акияма
- 1951 — « » ( яп. 女ごころ誰が知る оннаговоро дарэ га сиру ) , реж. Кадзиро Ямамото — мать Сайки
- 1952 — « » ( яп. 離婚 рикон ) , реж. Масахиро Макино — Кикуё
- 1952 — « Буря в горах Хаконэ » ( яп. 箱根風雲録 хаконэ фуунроку ) , реж. Сацуо Ямамото — Тора
- 1952 — « Невестка » ( яп. 息子の花嫁 мусуко но ханаёмэ ) , реж. Сэйдзи Маруяма — Кацу
- 1952 — « » ( яп. 東京の恋人 то:кё: но койбито ) , реж. Ясуки Тиба — Мацуо
- 1953 — « » ( яп. 雁 ган ) , реж. Сиро Тоёда — Осан, сваха
- 1954 — « » ( яп. 愛と死の谷間 ай то си но танима ) , реж. Хэйноскэ Госё
- 1954 — « Канава » ( яп. どぶ добу ) , реж. Канэто Синдо
- 1955 — « » ( яп. 天下泰平 тэнка тайхэй ) , реж. Тосио Сугиэ
- 1955 — « Дневник полицейского » ( яп. 警察日記 кэйсацу никки ) , реж. Сэйдзи Хисамацу
- 1955 — « » ( яп. くちづけ кутидзукэ ) , реж. Микио Нарусэ — Ясоко, мать (2-я новелла)
- 1955 — « » ( яп. 乳房よ永遠なれ тибуса ё эйэн нарэ ) , реж. Кинуё Танака — Хидэ
- 1956 — « Мрак среди дня » ( яп. 真昼の暗黒 махиру но анкоку ) , реж. Тадаси Имаи — Цуна Уэмура
- 1956 — « » ( яп. 四谷怪談 Ёцуя кайдан ) , реж. Масаки Мори — мать Маки
- 1956 — « » ( яп. 台風騒動記 тайфу: со:до:ки ) , реж. Сацуо Ямамото — старуха
- 1957 — « Жёлтая ворона » ( яп. 黄色いからす киирой карасу ) , реж. Хэйноскэ Госё — бабушка
- 1957 — « Сводные братья » ( яп. 異母兄弟 ибокё:дай ) , реж. Миёдзи Иэки — Масу
- 1957 — « » ( яп. どたんば дотамба ) , реж. Тому Утида
- 1958 — « » ( яп. 二人だけの橋 футари дакэ но хаси ) , реж. Сэйдзи Маруяма — Кику Исида
- 1958 — « Жизнь Мухомацу » ( яп. 無法松の一生 мухо:мацу но иссин ) , реж. Хироси Инагаки — Отора, хозяйка
- 1958 — « » ( яп. 鰯雲 ивасигума ) , реж. Микио Нарусэ — Хидэй
- 1958 — « Обнажённое солнце » ( яп. 裸の太陽 хадака-но тайё ) , реж. Миёдзи Иэки — Инэ
- 1959 — « » ( яп. こだまは呼んでいる кодама ва ёндэиру ) , реж. Исиро Хонда
- 1959 — « » ( яп. 狐と狸 кицунэ то тануки ) , реж. Ясуки Тиба
- 1961 — « » ( яп. 妻として女として цума то ситэ онна то ситэ ) , реж. Микио Нарусэ — бабушка
- 1962 — « » ( яп. 放浪記 хо:ро:ки ) , реж. Микио Нарусэ
- 1963 — « » ( яп. 光る海 хикару уми ) , реж. Ко Накахира — Кикуко Хасэкура
- 1965 — « Гений дзюдо » ( яп. 姿三四郎 сугата сансиро: ) , реж. Кэйсукэ Киносита — старушка
- 1967 — « Это началось в Альпах » ( яп. 南太平洋の若大将 минами тайхэйё но вакадайсё: ) , реж. Кинго Фурусава — Танума Рики
Комментарии
- В советском прокате фильм демонстрировался с 1957 года — опубликовано: журнал «Советский экран» № 13/1957.
- В советском прокате фильм демонстрировался с 1960 года под названием «Человек-рикша», р/у Госкино СССР № 1255/59 (до 19 ноября 1964 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 361.
- В советском прокате фильм демонстрировался с января 1967 года, р/у Госкино СССР № 2243/66 (до 1 октября 1973 года) — опубликовано: «Каталог фильмов действующего фонда. Часть III: Зарубежные художественные фильмы», изд. «Искусство», М.-1968, стр. 29-30.
- В советском прокате фильм демонстрировался с августа 1976 года, р/у Госкино СССР № 2277/75 (до 26 сентября 1982 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Зарубежные художественные фильмы», В/О «Союзинформкино» Гл. упр. кинофикации и кинопроката Госкино СССР, М.-1980, С. 259.
Примечания
- (англ.) — 1990.
- (яп.) — 2009.
- allcinema (яп.) — 2003.
- ↑
- . Дата обращения: 20 мая 2014. 30 мая 2016 года.
- 2020-04-13
- 1