Око за око (фильм, 1981)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Око за око» — белорусско - российский художественный фильм Геннадия Полоки по повести Бориса Лавренёва « ». Последняя работа режиссёра.
1918 год. Генерал-майор, профессор военно-юридической академии Евгений Адамов, потерявший на войне сына и похоронивший жену, приезжает из Петрограда в маленький город близ Белоруссии. В контексте общей революционной суматохи следует объявление о начале политики красного террора — «не око за око, а тысячу глаз за один». Адамову сложно сформулировать своё отношение к текущей ситуации, но как юрист, он знает, что не бывает законной власти, что только власть может узаконить происходящее.
Актёр | Роль |
---|---|
Михаил Пахоменко | профессор военно-юридической академии Евгений Петрович Адамов |
Владимир Гостюхин | комендант Кухтин |
Эрнст Романов | член Государственного Совета Потоцкий |
Александр Голобородько | полковник Ельдавский |
Александр Семчев | тайный советник Мелешко-Гутман |
Геннадий Гарбук | часовой |
Валентин Буров | налётчик Турка |
Владимир Стержаков | фельдшер |
Любовь Малиновская | нянька Пелагея |
Иван Мацкевич | прапорщик Ярохно |
Максим Костромыкин | красноармеец Кимка Макушонок |
Ростислав Янковский | Приклонский |
Иван Бортник | председатель трибунала Бадунов |
Андрей Дударенко | Ясинский |
Олег Коц | трибуналец |
Александр Ефремов | белогвардейский доктор |
Борис Соколов | Бермондт-Авалов |
Любовь Румянцева | жена арестованного |
Александр Беспалый | эпизод |
Борис Бланк | эпизод |
«В советское время, от которого я достаточно пострадал, было нормой клеймить белых, сегодня клеймят красных. В новой картине я хочу показать, что по обе стороны баррикад были приличные люди. Со своим нравственным кодексом».
Геннадий Полока начал знакомиться с творчеством Лавренёва с молодости, после просмотра немой экранизации « ». В текстах этого писателя юношу удивило сочувствие обеим сторонам конфликта, не встречающееся у других литераторов. Впоследствии Театр Советской армии пригласил Полоку на роль украинского полковника в постановку пьесы « ». Под предлогом этого актёр позвонил Лавренёву, который рассказал о своём опыте участия в войне на обеих конфликтующих сторонах и о настроениях того времени . Эта тематика казалась юноше особенно актуальной на фоне проявления в тогдашнем советском обществе признаков социального противостояния .
Став режиссёром, Полока написал сценарий для экранизации лавренёвской повести «Седьмой спутник», но чиновники « Ленфильма » не пожелали работать с темой Красного террора. Тогда молодой режиссёр донёс свою просьбу до заведовавшего всем советским кинематографом Владимира Баскакова , который предоставил резолюцию на производство. Однако студия назначила режиссёрами дуэт Аронова и Германа ; по свидетельству Полоки, причиной замены стало вмешательство Юрия Германа , желавшего предоставить сыну материал для дипломной работы . Вышедший в итоге фильм Полока считал неудачным, не соответствующим трагикомичному духу книги .
Съёмки начались в конце 2006 года . Работа над фильмом шла тяжело , с трёхлетним простоем по причинам разорения инвестора и появления анонимного доноса о якобы антибелорусском характере фильма. Предоставленные государством средства были изъяты и потрачены на другую ленту, вернуть их удалось только путём обращения к Александру Лукашенко . На съёмках из группы брестчан сформировалась команда массовки, которая потом снималась в лентах « Брестская крепость » и « Высоцкий. Спасибо, что живой » .
Премьера фильма состоялась 30 сентября 2010 года в минском кинотеатре «Центральный» . В российский прокат фильм не вышел, по мнению Полоки, в этом не были заинтересованы американские владельцы российских прокатных компаний .
Арсений Замостьянов называет фильм «решительной экранизацией», «антиштампом», указывая, что режиссёру удалось проникнуть в дух эпохи без желания очернить одну из сторон войны. Акцент сделан на передачи трагикомичности суматохи смуты, на любви к офицерству . Критик Константин Баканов услышал в ленте голос из прошлого, из эпохи Оттепели , «когда можно было кое-что, но далеко не все», дополненный философией князя Мышкина , когда благородная идея ставится выше принципов и деталей, — что очень редко встречается в современной киноиндустрии .
Награды и номинации фильма | ||||
---|---|---|---|---|
Премия | Категория | Имя | Источник | |
Кинофестиваль актёров кино « » | За исполнение главной роли | Михаил Пахоменко | ||
Международный кинофестиваль военно-патриотического фильма имени С. Ф.Бондарчука «Волоколамский рубеж» | За лучшую режиссуру | Геннадий Полока | ||
Международный кинофестиваль военно-патриотического фильма имени С. Ф.Бондарчука «Волоколамский рубеж» | За вклад в развитие кинематографа | Геннадий Полока |