«Фурманный переулок! Здесь в расселенном доме в 1987 году появились первые захваченные под мастерские квартиры. Пустые квартиры заполнялись всё новыми и новыми людьми, переоборудывались в мастерские. Приезжали художники из других городов, зная, что в Фурманном они найдут не только крышу над головой, но и массу единомышленников. Здесь распродавались ещё не высохшие картины, здесь летели шальные деньги и здесь было брошено зерно, впоследствии взошедшее в
Трёхпрудном
и на Петровском бульваре. Правда, к тому моменту, когда сквот разогнали, большинство художников либо обзавелось жильём здесь, либо уехало жить за границу»
—
Марина Звидрина, 2008
.
Фурманный переулок — это словосочетание стало адресом «неофициального» русского искусства конца восьмидесятых — эпитет «неофициальное» я выбрал осознанно и после долгих колебаний, как единственно возможное определение для разношерстной компании художников, обитавших на Фурманном. Эпоха расцвета Фурманного совпала с «русским бумом»: в воздухе пахло шальными деньгами, заграничным путешествиями и головокружительными карьерами, это было время непрерывного праздника, когда картины выхватывали из-под кисти, не дожидаясь, пока высохнет краска. «Невыносимая легкость бытия» — это могло быть сказано и про «фурманные времена» —
Макс Фрай
.
Фурманный в кино
1988
— «Чёрный квадрат» (56 мин) — док. фильм, реж.
Иосиф Пастернак
, сценарий
Ольги Свибловой
. Сквоту в доме 18 по Фурманному переулку посвящён отрезок с 45:06 до 46:29
.