Гликштейн, Шломо
- 1 year ago
- 0
- 0
Соломон Молхо или Шломо Молхо ( ивр. שלמה מולכו Shlomo Mol’kho ), от рождения Диогу Пирес ( порт. Diogo Pires ; 1500 — 13 декабря 1532 ) — португальский марран , занимавший высокую должность при короле Жуане III Благочестивом . Под влиянием Давида Реувени снова принял иудаизм и объявил себя мессией . Странствовал совместно с Реувени. В 1532 году был арестован испанским королём Карлом V и 13 декабря 1532 года сожжён на костре в Мантуе как вероотступник.
Диогу Пириш родился в 1500 году в Лиссабоне в семье марранов ; получил хорошее светское образование. по складу характера интересовался мистикой и толкованием снов. В 1525 году встретился с Давидом Реувени , и, увидев во сне высшее предначертание, вопреки воле Реувени, совершил самостоятельно обрезание и принял еврейское имя Соломон Молхо . По совету Реувени бежал из страны, объяснив это божественным повелением; сам же Реувени был выслан королём.
Молхо прибыл в Салоники , где стал усердно изучать каббалу (под руководством Йосефа Тайтацака ). Там он подружился с Йосифом Каро . Уже в Салониках у него появились ученики, он опубликовал сборник проповедей («Драшот», 1529 ), проникнутых мессианскими чаяниями.
6 мая 1527 года вышедшие из повиновения войска Карла V захватили Рим и жестоко разграбили город , Папа оказался заперт в замке и был выпущен на свободу за огромный выкуп. На Молхо сильно повлияло это событие, он стал указывать в проповедях на скорое избавление евреев. Он стал читать мессианские проповеди, собирая много слушателей, евреев и христиан.
Однако его стали преследовать как маррана-вероотступника, он поехал в Пезаро и в Рим . Он всё более утверждался в своей роли мессии, а Реувени он считал своим пророком. В Риме он представился как посланец от Реувени и выдержал 30-дневный пост возле папского дворца.
Папа Климент VII принял его приветливо. Молхо стал делать предсказания на основании своих пророческих снов. Он предрёк наводнение 1530 году в Риме и землетрясение 1531 в Португалии. Когда его предсказания сбылись, доверие к нему значительно выросло. Папа выдал ему охранную грамоту.
В 1530 году Молхо ездил в Венецию , где встретился с Реувени. В ходе их бесед у них возникли разногласия, однако они продолжали действовать совместно.
Против Реувени плелось много интриг и доносов, его приговорили к сожжению за пропаганду иудаизма среди христиан, но его спасло заступничество Папы. Однако он был вынужден покинуть Рим.
В 1532 году Молхо вместе с Реувени направились в Регенсбург на встречу германских князей под предводительством императора Карла V. Предположительно, их целью было поднять евреев на войну с турками. Однако по приказу императора Молхо был арестован. На суде в Мантуе он отказался отречься от своих убеждений и вернуться в христианство, и был сожжён на костре. Перед смертью он заявил: «Мне до сих пор горько за то время, что я был христианином, и сердце моё негодует. Теперь поступайте как вам угодно, а душа моя вернётся к Создателю, пребывая в той вере, что и в дни своей юности, ибо хорошо мне с тех пор» .
Молхо перенял идеи Реувени об освобождении Святой Земли от турок объединёнными силами евреев и христиан. Он позиционировал себя как воин, обладал военной атрибутикой — флагами, доспехами. При этом он считал себя мессией, а Реувени — своим пророком. Молхо прошёл краткие курсы талмуда и каббалы в Салониках, однако не выдвигал существенных теоретических положений. Среди еврейских общин в Европе Молхо приобрёл большую популярность. Многие евреи и марраны Италии не верили в сожжение Молхо, считая, что он сумел в очередной раз спастись от инквизиции.
Молхо оказал большое влияние на еврейские общины, мессианское движение в 1531 году распространилось в Польше. Его личные вещи, как реликвия, сохранились в Праге . Идеи Молхо оказали значительное влияние на саббатианство .
Мифологизированная биография Реувени и похождения Молхо описаны в романе М. Брода «Реувени, князь иудейский» (1927).
Молхо (Диего Пиресу) посвящена русскоязычная поэма в прозе Иммануила Великовского «Тридцать дней и ночей Диего Пиреса на мосту Святого Ангела » (под псевдонимом Эмануил Рам; Париж, изд. «Парабола», 1935) .