Фомин, Николай Максимович (инженер)
- 1 year ago
- 0
- 0
Никола́й Макси́мович Ми́нский (настоящая фамилия — Виле́нкин ; 15 (27) января 1855 , Глубокое , Дисненский уезд , Виленская губерния , Российская империя — 2 июля 1937 , Париж , Франция ) — русский поэт и религиозный мыслитель.
Родился в бедной еврейской семье. В 1875 году окончил Минскую мужскую гимназию , в 1879 — юридический факультет Петербургского университета . В дальнейшем занимался литературной деятельностью. Его первые стихотворения были написаны на «гражданские темы». В 1882 г. Минский перед заключением брака с писательницей Ю. Яковлевой принял православие . С 18 октября 1879 года стал помощником у присяжного поверенного А. Я. Пассовера . С 3 апреля 1886 года стал присяжным поверенным в Санкт-Петербурге. В 1889 году Минский выпустил книгу «При свете совести» с изложением своей « теории » мэонизм а ( греч. + «не сущий»), провозглашающей, что самое главное для человека — «небытие», «вне жизненная правда», «вне существующее и непостижимое».
В 1901 году Дмитрий Мережковский , Николай Минский, Зинаида Гиппиус , Василий Розанов и другие основывают в Петербурге Религиозно-философские собрания , ставившие целью обсуждение проблем взаимоотношения церкви, интеллигенции и государства, а также анализ истории и философии религии .
В 1905 г. Минский сочувствовал революции и социал-демократии. Вместе с М. Горьким возглавлял легальную большевистскую газету « Новая Жизнь », в которой, в частности, в тот период была напечатана известная статья В. И. Ленина « Партийная организация и партийная литература ». Минский как редактор и издатель был арестован, однако затем выпущен под залог, который внесла Лидия Яворская . С 1906 жил за границей в Париже , став одним из вождей русского декадентства и символизма , проповедовавшим культ красоты и наслаждения и объявившим войну общественным тенденциям в искусстве, как наносящим вред «чистоте» художественного творчества.
Вернулся в Россию в 1913 г. после амнистии, но с началом Первой мировой войны в 1914 г. эмигрировал окончательно. В начале 1920-х годов жил в Берлине , основал там в 1921 г. «Дом искусств», затем переселился в Лондон , где был сотрудником советского полпредства. С 1927 г. жил в Париже .
Развивал учение о двух путях добра — эмпирико-рациональном и мистическом. Религиозно-философская концепция изложена в трактатах «При свете совести» ( 1890 ) и «Религия будущего» (1905).
Стихи Минского отражают колебания и противоречия его жизненного пути. Лучшее в них (благодаря чему он, испытывавший влияние С. Надсона и Метерлинка, считается предшественником символистов) показывает глубину поисков смысла жизни и желание обрести опору в Боге.
Раннее творчество Минского (киевский период), наряду с романами Иеронима Ясинского , Виктора Бибикова относят к неоромантической ветви предсимволизма. Об эстетике предсимволизма см.: Владимир Соловьёв , «Иллюзия поэтического творчества».
Дмитрий Мережковский оценивал поэзию Минского как пролагающую пути в будущее. Его философские и мистические воззрения он возводил к герметически-гностической традиции. Характеристика поэзии Минского Мережковским выявляет в ней именно те черты, которые вообще типичны для «декадентства» (пессимизм, патология, тоска по смерти, ирония, склонность к рефлексии и др.)
Валерий Брюсов возводил Минского в ранг основного, хотя и не первоклассного представителя раннего символизма. Особенно высоко он оценивал стихотворение «Город смерти», в котором сконцентрированы все существующие признаки «диаволического» мира.
Поэзия Минского, по мнению Александра Блока , сильнее всего там, где она выражает жизнеощущение «декадентской музы» в аллегорической форме. Минский как бы преподносит «рецепт» поэтики и мировоззрения предсимволизма. Выше всего Блок оценивал стихотворение Минского «О двух путях добра».
Был женат трижды.