Interested Article - Мещерин, Вячеслав Валерианович

Вячесла́в Валериа́нович Меще́рин ( 30 июня 1923 , Москва 6 октября 1995 , там же) — советский музыкант , композитор, дирижёр, руководитель Ансамбля электромузыкальных инструментов ( 1957 1990 ), Народный артист РСФСР (1983).

Несмотря на то, что имя Вячеслава Мещерина относительно забыто на постсоветском пространстве , его музыка так или иначе хорошо известна .

Биография

Вячеслав Мещерин — внук Ивана Васильевича Мещерина, татарина, приёмного сына московского купца первой гильдии Василия Ефремовича Мещерина.

Прошёл всю Великую Отечественную войну в действующей армии. Был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу» .

После войны окончил историко-теоретический факультет Гнесинского института и работал в отделе музыки народов СССР на Всесоюзном Радио . Как специалиста по народной музыке, его увлекла возможность соединить тембральные и акустические характеристики редких этнических инструментов ( флуера , дудука , кушная и других), чтобы расширить и обогатить звуковую палитру. Для реализации своего замысла Вячеслав Мещерин привлёк единомышленников — инженеров и конструкторов акустической лаборатории, и они начали работу над новыми инструментами. Так сначала в единственном экземпляре родились камертонное пианино, электронный гармониум, экводин . Создавались новые композиции для этих инструментов.

За рубежом хорошо известны два произведения Мещерина — кавер-версия 1979 года инструментальной пьесы «Воздушная кукуруза» , которая была популярна в 1970 году и песня для парада Диснейленда [ источник не указан 1627 дней ] , которая была приобретена У. Диснеем в 1960-х годах. Пьеса Вячеслава Мещерина «На колхозной птицеферме» , представляющая собой музыкальную шутку на тему эстонских песен, звучит в одной из серий мультфильма «Ну, погоди!».

В 1961 году , вскоре после полёта Юрия Гагарина , В. В. Мещерин знакомится с первым космонавтом. Первый человек, побывавший в открытом космосе, Алексей Леонов заявляет: «Музыка электромузыкальных инструментов как нельзя более отвечает состоянию, которое я испытал в открытом космосе». Леонов и Мещерин становятся друзьями.

В 1964 году В. В. Мещерин делает переработку японской народной песни «Последний год в школе». География этнопоиска, до этого, как правило, ограничивающаяся СССР (в арсенале Мещерина — мелодии от чукотских до армянских), решительно перешагивает границы… В том же году В. В. Мещерин добивается открытия на Муромском заводе радиоизмерительных приборов лаборатории по созданию образцов электромузыкальных инструментов. Каждые выходные он проводит, работая в Муроме.
А уже в следующем, 1965 году по инициативе В. В. Мещерина начинается серийный выпуск электромузыкальных инструментов. Первыми с конвейера сходят многоголосая « Юность » и одноголосая « Аэлита ».

Умер музыкант 6 октября 1995 года . Похоронен на Ваганьковском кладбище (участок 19) .

Музыка В. В. Мещерина была восстановлена в 2001 2002 годах из архива Гостелерадиофонда Олегом Нестеровым и выпущена на двух сборниках под названием .

Предполагаемая запись для «Спутника»

С выходом сборника Easy USSR в Рунете неоднократно появлялась информация, что Советское правительство попросило Мещерина записать версию Интернационала для использования в Первом искусственном спутнике Земли . При этом в большинстве источников датой записи указывался либо 1959 год, либо «через год после основания ансамбля» . Эта непроверенная информация попала в журнал « Афиша » и газету « Коммерсантъ » . В 2013 году эту версию поставил под сомнение журнал « Мир фантастики ». По мнению журналистов, история об «Интернационале» и «Спутнике» может быть интернет-«уткой» или сильно искажённой информацией:

Ошибок здесь как минимум две. Во-первых, «Спутник-1» передавал не музыку, а простое «бип-бип». Во-вторых, запустили его в 1957-м — всего через несколько месяцев после появления ансамбля. В Сети же приводят совершенно абсурдную дату — 1959 год. К тому времени в космос слетали уже три советских аппарата, в том числе и один с собакой Лайкой.

Журнал выдвинул предположение, что если информация не полностью вымышлена, то

…либо запись Мещерина так и не была использована, либо речь на самом деле идёт о космическом аппарате « Луна-10 », который в 1966 году действительно передал с лунной орбиты мелодию «Интернационала».

См. также

Примечания

  1. Алексей Мунипов. . Компания Афиша (16 апреля 2001). Дата обращения: 8 января 2012. 10 марта 2012 года.
  2. Л. Лукьянова. Электронные ритмы // Огонёк . — 1983. — № 31(2924) . — С. 31 . — ISSN .
  3. . Дата обращения: 4 октября 2013. 9 ноября 2013 года.
  4. . bozaboza.ru . Дата обращения: 19 марта 2022. 26 января 2020 года.
  5. . Дата обращения: 1 марта 2008. 18 февраля 2008 года.
  6. . Дата обращения: 22 февраля 2013. 3 июня 2013 года.
  7. Дата обращения: 22 февраля 2013. 20 октября 2014 года.
  8. . Дата обращения: 22 февраля 2013. Архивировано из 2 марта 2016 года.
  9. от 8 марта 2018 на Wayback Machine . Алексей Мунипов. «Афиша». 16 апреля 2001
  10. от 4 марта 2016 на Wayback Machine . Юрий Яроцкий. Газета «Коммерсантъ», № 71 (2201), 20.04.2001
  11. от 1 июля 2014 на Wayback Machine // « Мир фантастики » № 2(114) февраль 2013

Ссылки

Источник —

Same as Мещерин, Вячеслав Валерианович