Interested Article - Ансамбль электромузыкальных инструментов под управлением Вячеслава Мещерина
- 2021-04-14
- 2
Анса́мбль электромузыка́льных инструме́нтов под управле́нием Вячесла́ва Меще́рина — советский и российский музыкальный коллектив, с 1958 по 1990 год официально существовавший как радиоансамбль при Гостелерадио СССР (с 1975 года — коллектив Всесоюзного Радио и Центрального Телевидения ).
История
Ансамбль был основан Вячеславом Валериановичем Мещериным в 1956 году . На протяжении многих лет он был музыкальным руководителем и дирижёром этого уникального коллектива; сочинял оригинальные аранжировки на популярные музыкальные темы; исполнял партии на различных электропиано и синтезаторах . Мещеринский ансамбль во многом был не только новаторским в своём излюбленном жанре лёгкой музыки , но и вообще достаточно пионерским, первопроходческим в отношении всей зарождавшейся электронной музыки и вокально-инструментального движения. На Западе стиль, в котором играл ансамбль Мещерина, называли « » .
Первые записи коллектива «Инструментальный ансамбль под управлением В. В. Мещерина» с известной в ту эпоху советской певицей Геленой Великановой датированы 1955 годом . А уже через год Мещерин обнаруживает во МХАТе ненужный там гармониум, находит где-то американский « Хаммонд », электроорган, электрогитары, собирает найденное в Дом звукозаписи, и с энтузиастами на общественных началах начинает репетировать по ночам, превращая свой коллектив в ансамбль электромузыкальных инструментов. Результатом этой работы стала знаменитая музыкальная подложка к русским титрам бразильского фильма «A estrada (Ronda da morte) — 1955 — Mayra Filmes, Brasil» режиссёра Oswaldo Sampaio, вышедшего в советский кинопрокат под названием « » в июне 1961 -го. В 1962 году этот мотив превратился в «Песню о шофёре» из фильма «Там, где кончается асфальт» в исполнении Олега Анофриева в сопровождении ансамбля электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина .
В 1957 году в студии Дома Звукозаписи осуществлена первая запись ансамбля электромузыкальных инструментов. В Москве идёт Фестиваль молодёжи и студентов . С солисткой Ниной Дордой ансамбль записывает песню «Фестивальные огни». В прессе начинается критика необычного ансамбля, особенно усердствуют фельетонисты: «Мещерин включит утюг, и из него зазвучит первый концерт Чайковского…» [ источник не указан 64 дня ]
В 1958 году коллектив был легализован при Гостелерадио СССР «в целях создания необходимых условий, обеспечивающих возможность осуществления экспериментальных работ по использованию электромузыкальных инструментов в радио- и телепередачах, а также магнитофонных записях». В 1959 году ансамбль пишет «неземную» музыку для театрального спектакля «Малыш с Марса» и фильма « Небо зовёт » . Для мещеринского коллектива эти космические работы становятся первыми из десятков.
В 1960 году , впервые в СССР, ансамбль Мещерина записывает несколько композиций безмикрофонным способом через «пульт-смеситель» (микшерский пульт) и использует для создания искусственного эха самостоятельно собранный ревербератор . Мещерин собирает самую большую в СССР коллекцию иностранных электромузыкальных инструментов. Под впечатлением гастролей в СССР Имы Сумак (очень нравящейся генсеку ЦК КПСС Никите Хрущёву ) Ким Кромский пишет для мещеринского ансамбля «Фантазию на перуанские темы». Соло на терменвоксе Константина Ковальского имитирует голос загадочной перуанки, а в 1961 -м по мотивам эстонских народных мелодий ансамбль записывает один из своих хитов — композицию «На колхозной птицеферме» — в 1973 -м её увековечит шестой выпуск мультсериала « Ну, погоди! ». Ансамбль начинает активно записываться в Доме звукозаписи. Надпись «Ансамбль ЭМИ Мещерина» становится одной из самых частых в студийной графике.
В 1968 году ансамбль записывает пьесу Георгия Свиридова «Музыкальный ящик». К тому моменту, мещеринцы сотрудничают уже более, чем с сорока авторами, среди которых Дмитрий Шостакович , Арам Хачатурян , Александра Пахмутова , Раймонд Паулс , Людмила Лядова . Ансамбль расширяет концертную деятельность.
В 1970 -е — 1980 -е годы ансамбль электромузыкальных инструментов становится желанным гостем на Байконуре и ни один праздничный концерт, посвящённый очередному запуску, не обходится без мещеринцев. Ансамбль выступает также в Ленинске и в Звёздном городке . Редакция Центрального телевидения и Всесоюзного радио получает новые и новые письма с просьбой «повторить концерт ансамбля электромузыкальных инструментов». Музыка мещеринского коллектива постоянно звучит в теле- и радиопрограммах, документальных, художественных и мультипликационных фильмах. Ансамбль под управлением В. Мещерина перерабатывает и включает в свой репертуар многие популярные западные мелодии, среди которых «Воздушная кукуруза» (Гершон Кингсли) и «Эль Бимбо» (Клод Морган, Лоран Росси).
В 1990 году , ввиду внутреннего конфликта среди участников ансамбля, Вячеслав Мещерин был вынужден распустить коллектив и закрыть ансамбль. Но уже в том же году ансамбль возрождается в виде Оркестра электромузыкальных инструментов. На смену аналоговым электромузыкальным инструментам пришли современные цифровые синтезаторы. Полностью обновился и состав музыкантов. ОЭМИ продолжал использовать «живой» звук на концертах и прямую цифровую стереозапись фонограмм с максимальным динамическим диапазоном. Результатом этих преобразований стал выпущенный в 1993 году лейблом «Mezhdunarodnaya Kniga» альбом «Vyacheslav Mescherin’s Electromusical Instruments Orchestra — Moscow Nights Under Evening Bells» (MK 437115), через год, в 1994 -м переизданный в русскоязычной версии (OCD031) под названием «ОЭМИ. Русское собрание».
В 1995 году , 6 октября Вячеслав Валерианович Мещерин скончался от сердечного приступа. Выступления ансамбля электромузыкальных инструментов и последовавшего за ним оркестра прекратились примерно в 1996 году. Именно этим годом датирована последняя запись мещеринского коллектива с Леонидом Серебренниковым (OCD05) под названием «Острова детства. Песенный цикл Сергея Ананьева исполняет Заслуженный артист России Леонид Серебренников в сопровождении Оркестра электромузыкальных инструментов им. В. В. Мещерина».
В 2001-2002 годы лучшие композиции ансамбля вышли на двухдисковом сборнике Easy USSR.
Инструменты
Для исполнения композиций в коллективе использовались различные электронные музыкальные инструменты , а также акустические инструменты со звукоснимателями.
Электронные
- терменвокс [Константин Ковальский] [Лидия Кавина]
- электроорган [Жанетта Мирзаханова]
- электрогитара
- [Марк Рубин]
- [Карина Лисициан]
Акустические
Ударные
Дискография
Миньоны
- 1956 — «Зелёные глаза» / «Пичирило» (10", моно)
- 1956 — Танцевальная музыка (7")
- 1960 — Полька-интермеццо (7 )
- 1960 — На колхозной птицеферме (7 )
- 1962 — «В конце сентября» / «Дым» (10", моно)
- 1964 — «Краковяк» / «Испанский танец» (8", моно)
Альбомы
- 1975 — Ансамбль электромузыкальных инструментов Всесоюзного радио и телевидения (MC)
- 1978 — Ансамбль электромузыкальных инструментов ЦТ и ВР
- 1981 — Ансамбль электромузыкальных инструментов Центрального телевидения и Всесоюзного радио (MC)
- 1984 — Счастье моё. Мелодии прошлых лет
- 1993 —
- 1994 — ОЭМИ. Русское собрание
- 1996 — Леонид Серебренников, Оркестр электромузыкальных инструментов им. В. В. Мещерина — Острова детства
- 2001 —
- 2002 —
В сборниках
- 1959 — «Оборванные струны» / «Немецкий сельский танец» (миньон, 10", моно)
- 1960 — «Потанцуем» / «По набережной» (миньон, 10", моно)
- 2002 — Лёгкая весна 02 (CD)
- 2003 — Tricatel Legkie — Москва Meets Paris (CD)
См. также
Примечания
- Алексей Мунипов. . Компания Афиша (16 апреля 2001). Дата обращения: 8 января 2012. 10 марта 2012 года.
- . Дата обращения: 11 апреля 2023. 10 февраля 2022 года.
- от 24 августа 2018 на Wayback Machine // «Инстр. квартет В. Дмитриева — Мелодии из кинофильмов»
- от 1 июля 2014 на Wayback Machine // « Мир фантастики » № 2 (114) февраль 2013
- . Дата обращения: 1 июля 2014. 14 июля 2014 года.
- . Дата обращения: 1 июля 2014. 9 ноября 2013 года.
- ↑ . ЗВУКИ.RU. Дата обращения: 8 января 2012. 4 марта 2016 года.
Ссылки
- на сайте Discogs
- 2021-04-14
- 2