Interested Article - Кеведу, Вашку Моузинью де

Ва́шку Моузи́нью де Кеве́ду Каште́л-Бра́нку ( порт. Vasco Mouzinho de Quevedo Castel-Branco ); род. Сетубал — ?) — португальский эпический поэт второго плана, то есть относящийся к последователям Луиша де Камоэнса . В историю португальской литературы вошёл как автор поэмы «Афонсу Африканец» (1611) о покорении Асилы ( порт. Arzila ) и Танжера португальским королём Афонсу V .

Варианты передачи имени

  • Vasco Mousinho de Castelbranco (на титуле издания 1596 года)
  • Vasco Mausinho de Quebedo (на титуле издания 1611 года)
  • Vasco Mausino de Quevedo (на титуле издания 1619 года)
  • Vasco Mouzinho de Quevedo
  • Vasco Mousinho de Queuedo (в рукописи «Диалогов»)
  • Vasco Mousinho Quevedo e Castelo Branco (на титуле издания 1844 года)
  • Vasco Mouzinho de Quebedo (на скульптуре пьедестала монумента Камоэнсу)
  • Quevedo e Castel-Branco (Vasco Mousinho de)
  • Castel-Branco, Vasco Mouzinho de Quevedo
  • Vasco Mouzinho de Quevedo Castel-Branco
  • Quevedo, Vasco Mouzinho de > перенаправление на > Castel-Branco, Vasco Mouzinho de Quevedo
  • Vasco Mouzinho de Castelbranco
  • Vasco Mouzinho de Quevedo Castelbranco

В первых публикациях поэта указывались различные варианты имени автора с отличающейся орфографией. При этом ныне составная из двух слов фамилия Каштелу Бранку в XVI и XVII веках писалась слитно — Каштелбранку. В начале XX века в португальском языке были допустимы два приемлемые варианта Кеведу и Кебеду. В данной статье в качестве полного имени указан вариант А. Ж. Сарайвы и О. Лопеша ( Vasco Mouzinho de Quevedo Castel-Branco ), но для удобства также используется сокращённое имя Вашку Моузинью де Кеведу.

Жизнь и творчество

Точные даты рождения и смерти неизвестны, поэтому биографы указывают, что эпический поэт жил во второй половине XVI — начале XVII веков . Известно, что Кеведу родился в Сетубале и окончил Коимбрский университет по двум специальностям: гражданская и каноническая юриспруденция , после чего, видимо, работал адвокатом в Сетубале. Помимо того обладал обширными познаниями современной и древнеримской поэзии, посвятил себя поэтическому творчеству и стал почитаемым автором своего времени . Самым известным сочинением считается эпическая поэма «Афонсу Африканец» ( Afonso Africano ), впервые изданная в 1611 году, поэтому имя автора чаще всего ассоциируется с этим сочинением . В данном произведении восславляется завоевание в 1471 году Асилы ( порт. Arzila ) и Танжера португальским королём Афонсу V, прозванным затем поэтому «Африканцем». Покорение этих мест описано в поэме аллегорически — как борьба храброго воина с самим собой, который «сражается ради подчинения и покорения града в душе своей» .

Афонсу V Африканец

Первым по времени издания сочинением поэта был вышедший в 1596 году (имеются указания на 1597 год первой публикации) сборник «Речь о жизни и смерти св. Изабеллы королевы Португалии и другие стихи», содержащий поэму о св. Изабелле Португальской . Антология содержит биографическую поэму о св. Изабелле, 50 сонетов , 51 эмблематическое стихотворение, ещё 1 поэму, незавершённую эклогу , 28 романсов (под этим термином подразумевается жанр португальской поэзии, родственный средневековой балладе ) и 38 глосс . Поэма о св. Изабелле Португальской написана октавами , содержит 6 песен и была посвящена Алвару де Ланкаштре, 3-му герцогу Авейру ; создана по образцу эпопеи, хотя довольно урезана, а некоторые места свидетельствуют о подражании « Лузиадам » . К жанру эпопеи относятся экзальтация заглавной героини, жизнеописание которой являет пример совершенства и соответствует евангелическим образцам при соблюдении христианских добродетелей в сравнении с гиперболизированными библейскими персонажами с использованием интерпретации аллегорий мифологических составляющих . В поэме представлены два плана: агиографический и эпический , отражающие доминировавшие духовность и умонастроение эпохи .

А. Ж. Сарайва и О. Лопеш отнесли В. М. де Кеведу к религиозным поэтам, поскольку как в своей эпической поэме об Афонсу Африканце , так и в лирической поэзии, собранной в сборнике «Речь о жизни и смерти св. Изабеллы королевы Португалии», автор строго следовал духу Тридентского собора , кроме того литературоведы нашли в творчестве поэта явные признаки маньеризма .

Первые издания

  • 1596 — «Речь о жизни и смерти св. Изабеллы королевы Португалии и другие стихи» ( Discurso sobre a Vida e Morte de Santa Isabel Rainha de Portugal & Outras Varias Rimas / por Vasco Mousinho Castelbranco / Lisboa : por Manoel de Lyra : a custa de Esteuão Lopez, mercador de liuros ).
  • 1611 — «Афонсу Африканец» ( Afonso Africano, Poema Heroico da Preza de Arzila e Tânger : dirigido a Dom Alvaro de Sousa, Capitão da Guarda Allemãa de Sua Majestade. Lisboa : por Antonio Alvarez ) переиздана 1787, 1844. Критическое издание 2013 ISBN 978-972-9016-43-1 .
  • 1619 — «Триумф монарха Филиппа III на его счастливейшее прибытие в Лиссабон» ( Triumpho del Monarcha Philippo tercero en la Felicissima Entrada de Lisboa. Lisboa : por Jorje Rodrigues ).
  • De judiciis (на латыни ).
  • Dialogos de varia doctrina illustrados com emblemmas (рукопись на итальянском ) .

Память

В июне 1867 года в Лиссабоне был открыт памятник к 300-летию Луиша де Камоэнса, выполненный скульптором Виктором Баштушем. Монумент представляет собой четырёхметровую фигуру поэта из бронзы, стоящую на восьмиугольном пьедестале в окружении восьми скульптур его современников высотой в 2,4 метра. Статуи представляют выдающихся деятелей науки, культуры и литературы Португалии XV и XVI веков, среди которых: историк и летописец Фернан Лопеш , космограф Педру Нунеш , летописец Гомеш Эанеш де Азурара , историки Жуан де Барруш и Фернан Лопеш де Каштаньеда и поэты Вашку Моузинью де Кебеду, Жерониму Корте Реал и Франсишку де Са де Менезеш .

Примечания

  1. Record #7733825, Record #5732152988211712790004 // (мн.) — Даблин: OCLC , 2003.
  2. , p. 40.
  3. , p. 1179.
  4. .
  5. , p. 390.
  6. , p. 1206.
  7. , p. 173.
  8. , p. 40: «Poeta épico, que viveu nos seculos XVI e XVII».
  9. , p. 40: «Jurisprudencia civil e canonica».
  10. , p. 173: «trabalhando por render e avassalar a cidade da sua alma».
  11. , p. 180.
  12. , p. 181.
  13. , p. 376: «obedece estritamente ao espirito tridentino».
  14. , p. 376—377: «obedece estritamente ao espirito tridentino».

Литература

  • Peteira E., Rodriques G. // Portugal : diccionario historico, chorographico, heraldico, biographico, bibliographico, numismatico e artistico : [ порт. ] : in VII vol. / Peteira, Esteves & Rodriques, Guilherme. — Lisboa : J. Romano Torres, 1912. — Vol. VI. — P. 40. — 1123 p.
  • Pires M. L. : [ порт. ] / Maria Lucília Pires // Via Spiritus : Revista de História da Espiritualidade e do Sentimento Religioso. — 2003. — Vol. 10. — P. 173-182. — ISSN .
  • Saraiva A. J. , Lopes Ó. Bernardim Ribeiro // História da Literatura Portuguesa : [ порт. ] / António José Saraiva, Óscar Lopes. — 13ª ed. corrigida e actualizada. — Porto : Porto Editora, 1985. — 1218 p.

Ссылки

  • (порт.) . Infopédia. Dicionários Porto Editora. Дата обращения: 2 марта 2020.
Источник —

Same as Кеведу, Вашку Моузинью де