Появились в 1972 году в Японии
- 1 year ago
- 0
- 0
Тагефон — советская система звукового кино с оптической совмещённой фонограммой , разработанная под руководством Павла Тагера в 1926 году , и запатентованная в 1928 . Технология обеспечивает точную синхронизацию звука с изображением, не зависящую от настроек кинопроектора , за счёт использования общего носителя . По системе Тагера в 1929 году проведена первая в СССР звуковая съёмка кинохроники . Первый советский полнометражный звуковой фильм « Путёвка в жизнь », вышедший на экраны в 1931 году , снят по стандарту «Тагефон» .
На момент появления «Тагефона», за рубежом уже активно использовались несколько технологий записи фотографической фонограммы переменной оптической плотности на киноплёнку: « Триэргон », « Фонофильм Фореста » и « Фокс Мувитон » . Главной проблемой всех этих систем была неудовлетворительная частотная характеристика из-за модуляции света подачей пульсирующего тока звуковой частоты на записывающую лампу. Тагер одним из первых решил отказаться от этого, применив оптический модулятор, расположенный между обычной лампой накаливания и киноплёнкой . В качестве модулятора был использован так называемый «конденсатор Керра» .
Свет от лампы проходит через поляризатор и попадает в наполненную нитробензолом ячейку Керра . К обкладкам ячейки приложено выходное напряжение усилителя звуковой частоты . В результате линейно поляризованный свет на выходе из ячейки оказывается эллиптически поляризованным . Далее световой поток попадает на второй поляризатор, служащий анализатором. Его плоскость поляризации повёрнута так, чтобы при нулевом напряжении на конденсаторе получить среднюю величину экспозиции (обычно — около 45°) . Такой модулятор практически лишён инерционности, свойственной лампам, он позволяет с высоким качеством записывать высокочастотные составляющие фонограммы. По этому параметру «Тагефон» превосходил не только устаревшие на тот момент системы «Триэргон» и «Фонофильм», но и новейшие « RCA Photophone » и « Western Electric » с гальванометром . «Фокс Мувитон», созданный в том же году на основе газосветной лампы , безнадёжно отставал от советского аналога.
Остальные параметры системы совпадали с большинством уже существующих технологий, обеспечивая совместимость и возможность международного обмена фильмами. Звуковая дорожка шириной 2,54 миллиметра (1/10 дюйма ) располагалась между одним из рядов перфорации и изображением 35-мм киноплёнки. Смещение относительно изображения составляло +19 кадров, а стандартная частота съёмки и проекции принята международная: 24 кадра в секунду. Разработка собственной системы звукового кино позволила сэкономить порядка 2,5 миллионов золотовалютных рублей, которые потребовались бы для покупки иностранных технологий . В лаборатории звукового кино, созданной в 1928 году во Всесоюзном электротехническом институте , за три года спроектированы семь типов звукозаписывающей аппаратуры, а также семь типов воспроизводящей, рассчитанных на систему «Тагефон» . Первым серийным звукозаписывающим аппаратом системы «Тагефон» стал «СГК-7», производство которого налажено заводом « Ленкинап » . Новым звуковоспроизводящим оборудованием были оснащены два первых звуковых кинотеатра: «Колосс» в Москве и «Гигант» в Ленинграде .