Interested Article - Соната для виолончели и фортепиано (Шопен)

Соната для виолончели и фортепиано соль минор Op. 65 — последнее камерное и последнее прижизненно опубликованное сочинение Фредерика Шопена , написанное им в 1846 году . Одно из немногих произведений композитора, в которых фортепиано, его собственный инструмент, не занимает центрального положения. Соната была создана для друга Шопена, виолончелиста Огюста Франкомма , и впервые исполнена Франкоммом и Шопеном 16 февраля 1848 года в зале Плейель в ходе последнего публичного концертного выступления Шопена.

Примерная продолжительность звучания 27 минут.

Состав

  1. Allegro moderato
  2. Scherzo
  3. Largo
  4. Finale. Allegro

Критическая и исследовательская рецепция

Виолончельная соната Шопена не была в XIX веке однозначно принята музыкальной общественностью. Ещё Игнац Мошелес , переложивший её для двух фортепиано, замечал: «Некоторые пассажи звучат так, словно кто-то только подступается к фортепиано и стучится во все клавиши, проверяя, дома ли благозвучие» . Луи Элерт писал (в очерке «Фридерик Шопен», вошедшем в сборник «Из мира звуков», 1877), что она, также как трио и фортепианный концерт, «не принадлежала к числу задач, для которых природа его предназначила: он должен был касаться клавиш сам по себе, не беря во внимание другого исполнителя, и достигал наивысших удач вне формальных ограничений, творя из глубин собственной души» . Той же точки зрения придерживался биограф Шопена Фредерик Никс , писавший в 1888 году, что вся соната — одно сплошное болезненное усилие: «первая и последняя части — совершеннейшие пустыри, лишь кое-где пробиваются жалкие цветочки, средние части также не дотягивают до высокого звания настоящей сонаты, и в первую очередь им не хватает отчётливости, особенно в медленной части, ноктюрнообразном диалоге двух инструментов» .

Современные специалисты видят дело иначе, отмечая, что — хотя Шопен и работал над сонатой долго и трудно, сталкиваясь со сложностями при создании столь значительной партии непривычного для него инструмента, — в формальном отношении виолончельная соната полностью соответствует ярко индивидуальной шопеновской трактовке сонатного жанра . «Недооценённым шедевром» называет сонату .

Исполнения

Соната Шопена вошла в репертуар многих выдающихся исполнителей. Только среди тех, кто оставил её записи, — Андре Наварра Жанной Мари Дарре ), Жаклин Дюпре Даниэлем Баренбоймом ), Мстислав Ростропович Мартой Аргерих ), Наталья Гутман (со Святославом Рихтером ), Йо-Йо Ма Эммануэлем Аксом ), Трульс Мёрк Кэтрин Стотт ) и многие другие.

Примечания

  1. Цит. по: — NY., 1905. — P. 182. (англ.)
  2. Цит. по: James Huneker . . — Echo Library, 2006. — P. 106. (англ.) В некоторых источниках это суждение ошибочно приписывается самому Ханекеру.
  3. Цит. по: — NY., 1905. — P. 183. (англ.)
  4. — Cambridge University Press, 1994. — P. 184. (англ.)
  5. — Harvard University Press, 1998. — P. 466. (англ.)

Ссылки

Источник —

Same as Соната для виолончели и фортепиано (Шопен)