Хельмут Лахенман родился в Штутгарте. С конца Второй мировой войны (когда ему было 11) пел в местном церковном хоре. С 1955 по 1958 год обучался в
Штутгартской Высшей школе музыки
по классу фортепиано (у
Юргена Уде
) и композиции (у
Иоганна Непомука Давида
). С 1958 по 1960 годы Лахенман — первый частный студент итальянского композитора
Луиджи Ноно
в
Венеции
. В 1965 году Лахенман работал в студии электронной музыки в
Университете Гента
, сочиняя часть единственного электронного произведения — Szenario. Позже сосредоточился исключительно на сочинении инструментальной музыки.
Свой творческий метод Лахенман назвал «инструментальной
конкретной музыкой
». Под этим названием композитор подразумевает, что музыкальный язык, который охватывает весь звуковой мир, становится доступным в инструментальной музыке через нетрадиционные методы игры на них. Согласно композитору, всё это — музыка, в которой звуковые события выбраны и организованы так, чтобы способы, которым они извлекаются из инструментов, были по крайней мере столь же важны, как конечный звуковой результат.
Сочинения
1956 — Fünf Variationen über ein Thema von Franz Schubert для фортепиано
1959 — Souvenir для оркестра (6 flutes [all + piccolo], 6 clarinets [all + E-flat clarinet, bass clarinet], piano, xylorimba, 11 violas, 8 celli, 8 double basses) и записи
1961-62 — Echo Andante для фортепиано
1963 — Wiegenmusik для фортепиано
1965 — Струнное трио для скрипки, альта и виолончели
1965-66 — Intérieur I для ударных
1966-67, вторая редакция 1968 — Trio fluido для кларнета, альта и ударных
1966-68, вторая редакция 1990 — Ноктюрн (Musik für Julia) для виолончели и малого оркестра (2 flutes [any one + piccolo], trumpet, harp, timpani, 3 percussion, 19 strings)
1967, вторая редакция 1990, третья редакция1993 — Consolation I (text by Ernst Toller) для 12ти смешанных голосов и 4х ударников (also incorporated into Les Consolations)
1968 — Consolation II (text from the Wessobrunner Gebet [9th century German prayer (modern German translation)]) для 16ти смешанных голосов (also incorporated into Les Consolations)
1968 — temA (vocalise) для меццо-сопрано, флейты и виолончели
1968-69, вторая редакция 1994 — Air, percussion, 2 ad libitum players и оркестра (78 players)
1969-70 — Pression для виолончели
1970 — Dal niente (Intérieur III) для кларнета
1970, вторая редакция 1988 — Guero для фортепиано
1970-71 — Kontrakadenz, 4 recorders, 4 ad libitum players (any 2 + radio) и оркестра (88 players),
1971-72, вторая редакция 1978, третья редакция1988 — Gran Torso для струнного квартета
1972 — Klangschatten — mein Saitenspiel для 3-х фортепиано и 48 струнных
1974-75 — Fassade для 8-ми исполнителей и оркестра (94 players), tape, 1973, revised 1987
1974-75 — Schwankungen am Rand для оркестра (4 trumpets, 4 trombones, 2 electric guitars, 2 pianos, 4 thunder sheets [2 players], 4 violins [around hall], 2 violas [around hall], 28 strings), 6 tapes
1975-76, вторая редакция 1982 — Accanto для кларнета, оркестра и записи
1977 — Salut für Caudwell (players also speak texts by Christopher Caudwell, Friedrich Nietzsche) для 2-х гитар (со скордатурой)
1977-78 — Les Consolations (texts by Hans Christian Andersen [translation from the Drömersche Verlangsanstalt], Ernst Toller, the Wessobrunner Gebet), 16 mixed voices, large orchestra (76 players), 6 tapes, (incorporates Consolation I, Consolation II)
1979-80 — Tanzsuite mit Deutschlandlied для усиленного струнного квартета и большого оркестра (74 players)
1980 — Ein Kinderspiel (7 маленьких пьес) для фортепиано
1981-83 — Harmonica для тубы и большого оркестра (91 players)
1982-84 — Mouvement (- vor der Erstarrung), 3 ad libitum players, ensemble (flute [+ piccolo], alto flute [+ piccolo], 2 clarinets [both + bass clarinet], bass clarinet, 2 trumpets, 2 violas, 2 celli, double bass, timpani, 2 xylorimbas)
1984-85, вторая редакция 1986 — Ausklang для фортепиано и большого оркестра (80 players)
1985 — Dritte Stimme zu J.S. Bachs zweistimmiger Invention d-moll BWV 775, any 2-3 homogenous instruments
1985-87 — Staub, large orchestra (72-73 players)
1986 — Toccatina (study) для скрипки соло
1986-88, вторая редакция 1989 — Allegro sostenuto для кларнета (+ бас-кларнет), виолончели и фортепиано
1988-89 — Tableau, large orchestra (89 players)
1989 — Второй струнный квартет 'Reigen seliger Geister'
1991-92 — '…zwei Gefühle…', Musik mit Leonardo (in memoriam Luigi Nono, на слова Леонардо да Винчи [translated by Kurt Gerstenberg]; most musicians also speak text by Friedrich Nietzsche), 1-2 speakers, small orchestra (22 players), (also incorporated into Das Mädchen mit den Schwefelhölzern)
1990-96, вторая редакция 1999 — «Девочка со спичками» (Das Mädchen mit den Schwefelhölzern), опера, либретто из текстов Ханса Кристиана Андерсена [translations from the Drömersche Verlangsanstalt, Eva-Maria Blühm], Леонардо да Винчи, Гудрун Энсслин, Фридриха Ницше), 2 sopranos, 1-4 speakers, 16 mixed voices, sho, 2 pianos, large orchestra (97 players), 6 tapes, (incorporates '…zwei Gefühle…', Musik mit Leonardo)
1997-98, вторая редакция 2000 — Serynade для фортепиано
1997-99, вторая редакция 2002 — NUN (text by Kitaro Nishida [translated by Peter Pörtner]), 8 male voices, flute (+ bass flute), trombone, large orchestra (74 players)
2000 — Sakura (variations on a Japanese folksong) для саксофона, фортепиано и ударных
2000-01, вторая редакция 2002 — Третий струнный квартет 'Grido', string quartet, (also version as Double [Grido II], 48 strings)
2002-03, вторая редакция 2004 — Schreiben для большого оркестра (69 players)
2004 — Double (Grido II) для 48-ми струнных (версия Третьего струнного квартета 'Grido')
2004-05 — Concertini для малого оркестра (8 winds, 5 brass, harp, guitar, piano, 2 percussion, 7 strings)
2007-08 — Got Lost… музыка для голоса и фортепиано. На слова Фридриха Ницше и Фернандо Пессоа, 26 min.
2008 — Berliner Kirschblüten, an arrangement with three variations on a Japanese folksong для альтового саксофона, фортепиано и ударных — a continuation of the Sakura-Variationen on the Japanese folksong «Sakura», an adjacent work
2010—2011 — Concerto для 8-ми валторн и оркестра, for Musica Viva Munich
Статьи, книги, интервью
Lachenmann, Helmut. «Struktur und Musikantik» // Nova Giulianiad 6, no. 85 ([citation needed]), 92ff.
Lachenmann, Helmut. «Klangtypen der neuen Musik.» // Zeitschrift für Musiktheorie, i (1970), 21 — 30.
Lachenmann, Helmut. «Dialektischer Strukturalismus, Ästhetik und Komposition: Zur Aktualität der Darmstädter Ferienkursarbeit.»[citation needed], 23-32. Mainz: Schott, 1978.
Lachenmann H. Zur Problematik des musikalischen Strukturdenkens // Musikkultur in der Bundesrepublik Deutschland. — Kassel: Gustav Boss Verlag, 1994 (на немецком и русском языках)
Lachenmann, Helmut. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966—1995. Edited by Josef Häusler. Mainz: Breitkopf und Härtel, 1996
Колико Н. Композиция Хельмута Лахенмана: эстетическая технология. Дисс. … канд. иск. — М., 2002.
Колико Н. Эстетика и типология музыкального звука Хельмута Лахенмана. Лекция по курсу современной гармонии. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2002.
«Салют Кодуэллу» Х. Лахенманна для двух гитар как образец инструментальной пьесы со словом // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: Тезисы Пятой Международной научно-практической конференции. / Ред.-сост. В. Р. Ганеев. — Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2010. С. 8-11.
на иностранных языках
Cavalotti P. Differenzen: poststrukturalistische Aspekte in der Musik der 1980er Jahre am Beispiel von Helmut Lachenmann, Brian Ferneyhough und Gérard Grisey. — Schliengen : Edition Argus, 2006