Луи Андриссен
(
нидерл.
Louis Andriessen
;
6 июня
1939
,
Утрехт
—
1 июля
2021
,
Весп
) — нидерландский композитор, историк и теоретик музыки. Андриссена называют самым известным в мире нидерландским композитором, самым влиятельным музыкальным деятелем XX века в стране
.
Андриссен пробовал себя в различных авангардных течениях. Испытав влияние
Стравинского
, американских
минималистов
, джаза, пришёл к экспериментальной антиромантической манере, отвергающей традиционный симфонический оркестр. Сформировал несколько музыкальных ансамблей, предназначенных для исполнения авангардной музыки, в некоторых из них играл на фортепиано. Атональную музыку отвергал
.
В общественной жизни заявил о себе как противник
империализма
,
буржуазной
морали, приверженец
маоизма
и
анархизма
. Участвовал в организации «Политико-демонстративного экспериментального концерта» в 1968 году в Амстердаме. В соавторстве с четырьмя соучениками написал оперу-моралите о
Че Геваре
«Реконструкция». Творчество периода 1970—1990-х годов отражает размышления над отвлечёнными философскими, естественнонаучными, инженерными идеями («Государство», «Время», «Скорость», оратория «Материя»). С конца 1990-х годов в музыке проявляется лирическая романтика
.
Работал в кино (см.:
). Сотрудничал с
Питером Гринуэем
(оперы «Роза: Смерть композитора»,
1994
, и «Письма Вермееру»,
1999
, написаны Андриссеном на его либретто), крупными нидерландскими поэтами и прозаиками —
Хьюго Клаусом
,
Харри Мюлишем
,
Люсебертом
,
Сибреном Полетом
и др. Неоднократно приезжал в Россию с концертами камерной и симфонической музыки (Москва, С-Петербург).
С 1973 года преподает в Гаагской консерватории (с 1978 — профессор). Автор ряда музыковедческих работ и труда (в соавторстве с Шёнбергером) «Часы Аполлона. О Стравинском» (
нидерл.
Het apollinisch uurwerk: over Stravinsky
, 1983, Амстердам).
Произведения
Оперы и родственные жанры
Reconstructie («Реконструкция», 1969) (с Р. де Леу, М. Менгелбергом, П. Схатом и Я. ван Фляйменом, либретто Х. Клаус и Х. Мюлиш) — опера-моралите для солистов, трёх смешанных хоров, оркестра и электронных инструментов
Mattheus passie («Страсти по Матфею», 1976) (текст Л. Феррона) — музыкальный театр в 2-х частях
Orpheus («Орфей», 1977) (текст Л. де Бура) — музыкальный театр в 3-х частях
George Sand («Жорж Санд», 1980) (текст М. Мейер) — музыкальный театр в 3-х частях
Doctor Nero («Доктор Нерон», 1984) (текст Л. де Бура) — музыкальный театр в 2-х частях
De Materie («Материя», 1984-88) (либретто композитора и Р. Уилсона на тексты разных авторов) — музыкальный театр (сценическая оратория) в 4-х частях для сопрано, тенора, ансамбля и оркестра
M is Muziek, Monoloog en Moord (1993) (текст Л. де Бура) — музыкальный театр
Rosa: The Death of a Composer («Роза: Смерть композитора», 1993-94) (либретто П. Гринауэя) — опера («лошадиная драма») в 2-х актах
Writing to Vermeer («Письма Вермееру», 1997-99) (либретто П. Гринауэя) — опера в 6-ти сценах
La Commedia
(«Комедия», 2004-08) (либретто композитора по Данте) — киноопера в пяти частях
Facing Death («Перед лицом смерти», 1990) для струнного квартета
M is for Man, Music, Mozart (1991) (на тексты композитора, Я. ван дер Линдена и П. Гринауэя) для джазовой певицы и ансамбля
Lacrimosa (1991) для двух фаготов
Nadir en Zenit («Надир и Зенит» 1992) импровизация на стихи С. Поле для голоса, фортепиано и синтезатора
Song Lines (1992) для 3 — 6 саксофонов
Base (1994) фортепиано, левая рука
Trilogie van de Laatste Dag («Трилогия судного дня», 1996-97): The Last Day («Последний день»), TAO («Дао»), Dancing on the Bones («Пляска на костях») на тексты разных авторов, для вокалистов, оркестра и инструментального ансамбля
Tuin van Zink («Цинковый сад», 1998) для альта и электроинструментов
Woodpecker («Дятел», 1999) для ударных
Boodschappenlijstje van een gifmengster («Список покупок отравителя», 2000) (текст композитора) для голоса
La Passione
(«Страсть», 2000-02) (текст Д. Кампаны) для джазовой певицы и ансамбля
Very Sharp Trumpet Sonata («Очень пронзительная соната для трубы», 2002)
Racconto dall’inferno («Рассказ из ада», 2004) (на текст Данте) для джазовой певицы и небольшого оркестра
..miserere…
(2006-07) для струнного квартета
Haags Hakkûh
(The Hague Hacking, взлом Гааги) (2008) для двух фортепиано и большого ансамбля
La Girò
(2011) для скрипки и ансамбля
Андриссен о музыке
Часы Аполлона. О Стравинском. СПб: Институт ПРО АРТЕ; Академический Проект, 2003 (в соавторстве с Элмером Шенбергером).
Украденное время. СПб: Культ-Информ-Пресс, 2005.
О нём
The Music of Louis Andriessen/ Maja Trochimczyk, ed. New York: Routledge, 2002.
Everett Y.U. The Music of Louis Andriessen. Cambridge: Cambridge UP, 2007.
Петров В.О. Драматургический концепт «Трилогии Судного Дня» Луи Андриссена // Израиль XXI: музыкальный журнал. – 2016. – № 2 (56) / Электронный ресурс:
Петров В.О. «Трилогия Судного дня» Луи Андриссена: содержательный аспект // Проблемы художественного творчества: Сб. статей по материалам Всерос-сийских научных чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 27-28 ноября 2014 года / Отв. ред. Л.Г. Сухова. – Саратов: Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова, 2015. С. 95-104.
Северина И.
// Играем с начала. Da capo al fine : Газета. —
М.
, 2013. —
№ 12 (116)
.
(недоступная ссылка)
(рус.)
.
Радио Свобода
. Дата обращения: 2 июля 2021.
2 июля 2021 года.
↑
Акопян Л. О.
Музыка XX века: энциклопедический словарь / Научный редактор Двоскина Е. М.. —
М.
: «Практика», 2010. — С. 38-40. — 855 с. —
2500 экз.
—
ISBN 978-5-89816-092-0
.