Липинский, Вячеслав Казимирович
- 1 year ago
- 0
- 0
Вячесл́ав Казими́рович Виско́вский ( 1881 , Одесса — 7 сентября 1933 , Одесса ) — русский и советский режиссёр , сценарист и актёр театра и кино.
Окончил одесскую гимназию , затем в 1904 году закончил Московское Императорское театральное училище :90 . В 1904— 1914 годах — актёр и режиссёр провинциальных театров ( Одесса , Киев , Екатеринбург , Астрахань и т. д.). В 1914- 1915 годах — в труппе театра Корша . С 1915 — кинорежиссёр в кинопредприятиях Тимана и Рейнгардта («Русская золотая серия»), Дранкова , «Биофильм», Харитонова и других, поставил около 60 игровых картин, часто сам писал сценарии для своих фильмов. Работал в творческом содружестве с оператором А. Левицким.
Жанры фильмов Висковского варьировались от экранизации классики до салонных комедий , но они всегда были очень высокопрофессиональны и пользовались устойчивым успехом у публики .
Для режиссёрской практики Висковского характерен устойчивый интерес к жанру салонно-психологической драмы, утвердившемуся в русском кино с начала Первой мировой войны. При этом он удачно проявлял мастерство в постановке буффонных комедий, фильмов авантюрного жанра, не остался в стороне и от участия в серии «разоблачительных» кинолент, появившихся в изобилии сразу же после победы Февральской революции 1917 («Под обломками самодержавия»). Конец 1910-х годов, ставший особенно продуктивным для режиссёра, окончательно утвердил репутацию Висковского как мастера психологического кино :501 .
После февральской революции 1917 года Висковский продолжал активно снимать, пока дефицит плёнки и общий развал киноиндустрии не вынудили его прекратить постановочную работу. В 1920—1921 годах он возвращается к театральной деятельности, а в 1922 году уезжает в Америку , пытается найти работу в Голливуде , однако успеха не добивается :94 .
В 1924 году он вернулся в СССР, работал режиссёром на киностудии «Севзапкино». Висковский пытается «войти в поток», ставит фильмы на тему революции, однако не добивается успеха ни у зрителей, ни у советской критики, которая упрекает его за «недостаточность идеологических акцентов». Режиссёр пробует переключиться на комедии, но первый же снятый им в этом ключе фильм «Чай» попадает под цензурный запрет как безыдейное произведение.
Единственным направлением, в котором Висковскому удалось добиться относительного успеха, стали революционные фильмы о народах советского Востока — «Минарет смерти» (1925), «Третья жена муллы» (1928) и другие. Эти фильмы пользовались успехом у зрителей, но были жёстко раскритикованы в прессе . В результате начавшейся в печати травли Висковского все его фильмы были сняты с проката. В декабре 1928 года в печати появляется сообщение о попытке самоубийства режиссёра. Вынужденный прекратить постановочную деятельность, Висковский в последние годы жизни зарабатывает эпизодическими ролями в кино.
Вячеслав Висковский скончался в 1933 году .
Его забытая могила находится в Одессе на Втором Христианском кладбище.