Музей невинности (музей)
- 1 year ago
- 0
- 0
Городской музей «Искусство Омска» — бюджетное учреждение культуры города Омска ; музей культурологического и искусствоведческого профиля; музей искусства одного города. Неофициальное сокращённое название — ГМИО.
Музей возник как своеобразное завершение бурной художественной жизни, кипевшей в Омске в конце 1980-х. Задача музея — изучение местной культуры, духа места, «Гения места», характера города, который воплотился в произведениях искусства; отразить богатство и своеобразие сложившейся в городе культурной среды, оставить потомкам произведения, созданные художниками, фотографами, дизайнерами Омска, сформировать так необходимую омичам информационную базу по искусству и культуре родного города. Основные научные направления: Метафизика места, Художественная жизнь Омска, Образы города, Омская городская мифология. Городской музей «Искусство Омска» задумывался как неклассический музей, с ориентацией не столько на фиксацию фактов художественной жизни, сколько на активное участие в художественной жизни.
Музей создан постановлением горсовета от 21.02.1991. Основатель и первый директор — В. Ф. Чирков. Первый главный хранитель — О. А. Токарева.
Изначально предполагалось создание музея художественной культуры и городского быта города Омска, на основе приобретаемой городом художественной коллекции и коллекции предметов городского быта, собранной краеведом Селюком В. И. Однако из-за разногласий основателей подобный музей создан не был. Музей городского быта был объявлен как существующий и даже попал в «Российскую музейную энциклопедию».
Первое время музей ГМИО не имел своего помещения для хранения и экспозиции. Затем музей получил старое деревянное здание на улице Красных Зорь (бывший особняк доктора Лурье). В этот период сотрудники музея работали на других площадках, создавая, может быть не часто, но крупные выставочные проекты. В этот же период закладывается традиция совмещения выставочного художественного формата и научного дискуссионного. В дальнейшем подобная практика стала нормой для всех художественных музеев города и ряда научно-образовательных учреждений ( Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского , Сибирский филиал Российского института культурологии, Омский государственный педагогический университет ). На фоне крупных выставочных проектов В. Ф. Чирков стал проводить Омские искусствоведческие чтения (первые четыре — под эгидой музея, пятые — с участием музея), издавать материалы чтений.
С 1998 года директор музея — А. В. Бородавкин. В 2000 году музей получил новое двухэтажное краснокирпичное здание постройки 1908 года на улице Куйбышева. Уже в тот момент здание имело 100 % износ и требовало капитального ремонта. Создать постоянную экспозицию, посвящённую художественной жизни Омска, в этих условиях было невозможно. Но стало возможным проводить временные тематические выставки. С этого момента меняется характер выставочной деятельности. И в здании музея, и вне музея делается множество временных мелких и средних экспозиций различного характера. Музей участвует в создании многих крупных проектов, сотрудничая с другими музеями города. Именно в этот период музей начинает активную работу с детскими художественными школами, студиями, школами искусств: значительно пополняется фонд Художественного образования и проводится ежегодный конкурс детского рисунка «Мой город»; музей предоставляет залы для проведения регулярных методических выставок работ учащихся художественных школ «Кладовая радости». В этот период основной вектор комплектования, научной, экспозиционной деятельности музея направляла заместитель директора по научной работе Г. Ю. Мысливцева.
Начиная с 2004 года у администрации музея возникают проблемы, связанные с эксплуатацией аварийного здания. В 2006 году здание музея закрывают для посетителей. Коллектив вынужден работать на чужих площадках. Не имея возможности повлиять на ситуацию с ремонтом здания, в 2007 году оставляет пост директора А. В. Бородавкин. В 2008 году директором становится предприниматель С. В. Синюткин. В ситуации неопределённости судьбы здания и музея сотрудникам учреждения пришлось свернуть экспозиционную деятельность и упаковать фонды в надежде на скорый переезд и начало ремонтных работ. В этом же году возвращается в музей его основатель В. Ф. Чирков в качестве заместителя по науке. В сложившихся условиях и согласуясь со своими представлениями о миссии музея и способах преодоления кризисной ситуации В. Ф. Чирков делает ставку на возвращение к крупноформатной выставочной деятельности. Летом 2010 года музей снова остаётся без директора. В ноябре 2010 года директором становится Л. А. Тимкова, до этого — заведующая выставочным отделом в Омском областном музее изобразительных искусств им. М. А. Врубеля .
В 2017 году музей переехал в отреставрированное здание казармы 1823 года, расположенное в Омской крепости , где достаточно места и условий для размещения постоянных и временных выставок, а также художественных студий для детей и взрослых .
Структура фондов определяется провозглашёнными целями. Структура формировалась со временем.
Каждый из фондов формируется отдельными предметами и коллекциями. Среди значимых следует указать коллекцию негативов известного омского фотографа М. И. Фрумгарца в двух частях: виды города (1947—1995) и деятели культуры Омска (более 10000 негативов). Коллекция произведений живописи и графики, а также архивных материалов неформальных объединений «ЭХО», «Крест», «СКИТ», «Ученики Глазунова». Коллекция произведений омских художников шестидесятников, в том числе и Николая Брюханова. Личные архивы Г. Н. Пантюкова руководителя Омского государственного русского народного хора, А. Кутилова — омского поэта, коллекция печатной продукции В. Н. Белана , архив скульптора Н. А. Бабаевой .
В музейной коллекции есть графические и живописные работы: В. Н. Белова , К. П. Белова , Н. М. Брюханов , Н. Я. Третьякова , В. В. Кукуйцева , Л. А. Зотиковой , А. А. Чермошенцева , В. А. Босенко , В. А. Погодина , К. Н. Щекотова , А. А. Усенко , Б. Н. Николаева .
До 2010 года к ГМИО относился Музей 242-го учебного центра ВДВ в посёлке Светлом на территории учебного центра. Заведующим филиала был В. А. Образцов. Филиал музея имел постоянную экспозицию, посвящённую истории ВДВ и истории 242-го учебного центра. Однако там проходили и художественные выставки, подготовленные музейными сотрудниками. Основная задача филиала — патриотическое воспитание военнослужащих.
Музей городского быта. Несостоявшееся в начале 1990-х годов создание комплексного музея города случилось в 2006-м. Однако это временная мера; предполагается дальнейшее выделение Музея городского быта в отдельное учреждение. Заведующий филиалом — В. И. Селюк. Филиал расположен в деревянном особняке на ул. Театральной. По сути, у Музея городского быта те же проблемы (100 % износ здания и отсутствие средств на ремонт памятника архитектуры, как следствие — невозможность проводить выставки на своих площадях), что и у музея в целом.