Interested Article - Драгумис, Николаос (художник)
- 2020-06-12
- 1
Николаос (Никос) Драгумис ( греч. Νικόλαος (Νίκος) Δραγούμης ; Афины 29 августа 1874 — Афины 6 января 1933) — греческий художник конца XIX — начала XX веков. В силу своей судьбы и будучи предшественником постимпрессионизма в Греции, был охарактеризован Димитрисом Пикионисом , как « Ван Гог Греции».
Биография
Николаос Драгумис был первым сыном в семье видного греческого политика Стефаноса Драгумиса родом из греческих македонян . Родился 29 августа 1874 года в Афинах, где и провёл свои детские годы. Получил своё имя в честь своего деда, известного греческого революционера, политика, писателя и министра, Николаоса Драгумиса . В сентябре 1891 года отправился в Париж и поступил в Лицей Жансон-де-Сайи , готовясь поступить во французское военно-морское училище. Его попечителем семья назначила Димитриса Викеласа . Однако в июне 1893 года он не сумел поступить в военно-морское училище и в октябре того же года записался на юридический факультет Сорбонны. Летом 1896 года он оказался в Мюнхене , с тем чтобы посещать лекции права в университете Людвига-Максимилиана . В этот период он связался дружбой с греческим художником Димитриосом Гераниотисом , который в тот период учился в Мюнхенской академии. В ноябре 1897 года Никос Драгумис получил в Сорбонне свой диплом и вернулся в Грецию, с тем чтобы последовать карьере в министерстве иностранных дел. Однако после его конфликтов с семьёй, отец отправил Никоса в город Волос , с тем чтобы он работал помощником директора Компании железных дорог Фессалии . Однако Никос Драгумис в мае 1899 года тайком уехал из Волоса и вернулся в Париж, чтобы учиться живописи .
Он записался в Академию Жюлиана в октябре 1900 года и учился там до декабря 1902 года, в мастерской Вильяма Бугро . Одновременно в 1900, 1901, 1902 он записался на сдачу приёмных экзаменов в парижскую Школу изящных искусств , но видимо все три его попытки были неудачными. В эти парижские его годы он связался дружбой с греческим художником . Галанис отобразил Драгумиса на одной из первых своих парижских работ, картине Трубадур . В июне 1903 года Драгумис впервые посетил село Гравезон в Провансе , после чего провёл большие периоды своей художественной деятельности. В августе 1904 года он посетил Грецию и свою семью в афинском пригороде Кифисиа. Никос был последним членом семьи Драгумисов видевшим живым Павлоса Меласа , известного борца за воссоединение Македонии с Грецией: 29 августа он сопроводил Меласа на железнодорожную станцию, откуда тот оправился в последний раз на османскую территорию для участия в Борьбе за Македонию . Драгумис вернулся в Париж в июне 1905 года, хотя в действительности жил в основном в Гравезоне. В 1908 году началась его любовная связь с русской художницей Лидией Боржек. В Греции он вновь оказался с октября 1909 года по июль 1910 года, после чего вновь вернулся в Париж. В октябре 1911 года, во время пребывания в Гравезоне, впервые проявилось его психическое заболевание. 2 ноября он отбыл из Марселя в Париж. Сопровождаемый своим братом Ионом Драгумисом , через несколько дней он был принят в частную клинику для психических больных в итальянском Неаполе. Однако в Неаполе Драгумис оставался недолго. Немногим позже семья перевезла его в Керкиру и летом 1913 года вместе с Боржек он посетил остров Андрос . В августе 1913 года он обосновался в Кифисии, однако в мае следующего года, в сопровождение Иона Драгумиса, он прибыл в швейцарское село Сен, недалеко от Женевы, где был принят в частную психиатрическую клинику. Там он оставался 18 лет, до 1932 года, когда в силу финансовых затруднений семья вернула его в Грецию. В августе он был принят в психиатрическую клинику Дромокаитио, где и умер несколькими месяцами позже, 6 января 1933, вероятно от инсульта .
Художественная деятельность
Впервые работы Никоса Драгумиса были представлены широкой публике после его смерти, в 1936 году, на 6-й выставке Группы независимых художников в Авиньоне , по инициативе художника и друга Драгумиса Jean Baltus (1880—1946) . В Греции первая ссылка на художественную деятельность Драгумиса была сделана Димитрисом Пикионисом в 1963 году, в его статье в журнале Зигос , именуя Драгумиса греком Ван Гогом По существу греческая публика впервые непосредственно познакомилась в работами Драгумиса в мае-июле 2015 года на выставке организованной Культурным фондом Национального банка , во Дворце Эйнара . Один из братьев художника, Филиппос Драгумис, писал: «Никос никогда не захотел продать ни одной своей картины, потому что верил что настоящее искусство священно и не рыночно. […] Он был сторонником принципа L’art pour l’art (Искусство для искусства), что искусство является просто выражением чувственного мира художника и ничем более » .
Учитывая что сам Драгумис сжёг значительное число своих работ в 1911 году, с проявлением своей болезни, сегодня сохраняются в основном его работы с лёгкими материалами (карандаш, уголь, акварели) на бумаге . В них прослеживаются его намерения и цели, влияния и атмосфера в которой было сформировано его художественное творчество . Драгумис скорее всего остался равнодушным к модернизму и экспериментированию Матисса , Брака , Пикассо , обратив свой интерес к кругу Наби и в более широком плане к символизму . В большой степени он подвергся влиянию живописи Ван Гога, как в тематике, так и в манере, и во вторую очередь Гогена и Школы Понт Авена . Его интересовало изображение французского и, в меньшей степени. греческого пейзажей, связь между человеческой фигурой и пейзажем, а также жизнь трудящихся людей (крестьян, рабочих). Критики отмечают его постимпрессионистские поиски . В его работах нет сильного света, но характеризуются сильными контурами, любовью к линии, суровыми формами. Некоторые элементы экспрессионизма отмечаются как дань Ван Гогу. С другой стороны Драгумис был далёк от проблем которые занимали греческих художников в начале 20-го века. Характерно что даже в его немногих работах выполненных в Греции присутствует французская атмосфера.
Отношение к Драгумису после его «открытия»
Трагическая жизнь Драгумиса, его забвение, аура его семьи способствовали задним числом созданию мифа, который постепенно приобретает реалистическую основу. Этому также способствовала и связь его имени с Ван Гогом высказанная Пикионисом (см. Тексты Элисавет Груи «Неизвестный грек Ван Гог», в газете Элефтеротипия и журнале Эпсилон от 19 сентября 1995 года, Василики Дзевелеку «Театральная работа о неизвестном Николаосе Драгумисе. Ван Гог в психбольнице Дромокаитио», январь 2013 года). Его биография стала поводом для написания пьесы Григориса Халиакопулоса"Тень идола" поставленную в январе 2013 года. В ходе выставки работ художника был показан документальный фильи Клеони Флесса «Никос Драгумис, художник в тени истории» . В октябре 2015 года македонской столице, городе Фессалоники , были открыты две параллельные выставки, где вместе с искусством Драгумиса греческая публика открывает для себя искусство его жены, русской художницы , умершей в Греции во время Великого голода , в годы тройной, германо-итало-болгарской. Оккупации страны .
Примечания
- . Дата обращения: 9 октября 2015. 26 ноября 2010 года.
- «Χρονολόγιο», στο: Νίκος Δραγούμης, ο ζωγράφος (1874—1933), εκδ. Μορφωτικό Ίδρυμα Εθνικής Τραπέζης, Αθήνα 2015, σελ. 163—194.
- «Χρονολόγιο», στο: Νίκος Δραγούμης, ο ζωγράφος (1874—1933), εκδ. Μορφωτικό Ίδρυμα Εθνικής Τραπέζης, Αθήνα 2015, σελ. 194—199.
- «Χρονολόγιο», στο: Νίκος Δραγούμης, ο ζωγράφος (1874—1933), εκδ. Μορφωτικό Ίδρυμα Εθνικής Τραπέζης, Αθήνα 2015, σελ. 198.
- Δημήτρη Πικιώνης, «Η έκθεση της γλύπτριας Ναταλίας Κωνσταντινίδη», περ. Ζυγός, τεύχ. 87-88 (Φεβρουάριος-Μάρτιος 1963), σελ. 20 (αναδημοσιεύεται στο: Νίκος Δραγούμης, ο ζωγράφος (1874—1933), εκδ. Μορφωτικό Ίδρυμα Εθνικής Τραπέζης, Αθήνα 2015, σελ. 215).
- . Дата обращения: 16 Μαΐου 2015. Архивировано из 4 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 9 октября 2015. 26 сентября 2015 года.
- Φίλιππος Στ. Δραγούμης, „Ο αδελφός μου ο ζωγράφος“, δημοσιεύεται στο: Νίκος Δραγούμης ο ζωγράφος (1874—1933), Μορφωτικό Ίδρυμα Εθνικής Τραπέζης, Αθήνα 2015, σελ. 17.
- Νίκος Π. Παΐσιος, «Νίκος Δραγούμης», στο: Νίκος Δραγούμης ο ζωγράφος (1874—1933), Μορφωτικό Ίδρυμα Εθνικής Τραπέζης, Αθήνα 2015, σελ. 19.
- Γενικά για το ζωγραφικό έργο του Ν. Δραγούμη βλ. Νίκος Π. Παΐσιος, «Νίκος Δραγούμης», στο: Νίκος Δραγούμης ο ζωγράφος (1874—1933), Μορφωτικό Ίδρυμα Εθνικής Τραπέζης, Αθήνα 2015, σελ. 19-48.
- Ευγένιος Δ., Ματθιόπουλος, Η Τέχνη Πτεροφυεί εν Οδύνη. Η πρόσληψη του νεορομαντισμού στην Ελλάδα , Αθήνα 2005, σελ. 628.
- . Дата обращения: 16 Μαΐου 2015. 16 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 9 октября 2015. 6 октября 2015 года.
Ссылки
- .
- 2020-06-12
- 1