Пошехонская старина (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Пошехо́нская старина́. Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина» — роман Михаила Салтыкова-Щедрина , написанный в 1887 — 1889 годах; его последнее произведение, законченное незадолго до смерти.
Повествует о детстве пошехонского дворянина Никанора Затрапезного в эпоху крепостного права . Автор планировал написать и продолжение, рассказывающее о взрослении Затрапезного, однако смерть в 1889 году помешала ему осуществить замысел.
Замысел произведения, судя по всему, Салтыков вынашивал ещё с начала 1880-х годов. Об этом говорит примечание, оставленное в « Современной идиллии », предыдущем романе писателя: «Я еще застал весёлую помещичью жизнь, и помню ее довольно живо <...>. И в нашем, сравнительно угрюмом, Калязянском уезде прорывались весёлые центры <...>. Когда-нибудь я надеюсь возобновить в своей памяти подробности этой недавней старины...»
Над написанием «Пошехонской старины» Салтыков-Щедрин работал беспрерывно, и она была закончена в январе 1889 года .
Роман публиковался в журнале « Вестник Европы » с начала до осени 1887 года; последние две главы увидели свет весной 1889 года . До революции произведение публиковалось с подзаголовком «Жизнь и приключения Никанора Затрапезного» по цензурным причинам.
Повествование ведётся от имени вымышленного персонажа Никанора Затрапезного, представителя старинного пошехонского дворянского рода. Роман начинается с авторского примечания :
Прошу читателя не принимать Пошехонья буквально. Я разумею под этим названием вообще местность, аборигены которой, по меткому выражению русских присловий, в трех соснах заблудиться способны. Прошу также не смешивать мою личность с личностью Затрапезного, от имени которого ведется рассказ. Автобиографического элемента в моем настоящем труде очень мало; он представляет собой, просто-напросто, свод жизненных наблюдений, где чужое перемешано с своим, а в то же время дано место и вымыслу.
У «Пошехонской старины» есть подзаголовок «Житие Никанора Затрапезного, пошехонского дворянина» .
Тем не менее сходство многого из сообщаемого о Затрапезном с несомненными фактами из жизни самого Салтыкова-Щедрина позволяет предполагать, что «Пошехонская старина» имеет отчасти автобиографический характер и основана на воспоминаниях о юности, проведённой автором в имении Спас-Угол .
Основная социальная тема «Пошехонской старины» — крепостничество . В этом произведении, с несколькими изменениями, используется ряд литературных образов и рассказы из циклов, написанных годами ранее. Пример — «Сатир в прозе», «Госпожа Падейкина». Цикл «Пошехонские рассказы» также связан с «Пошехонской стариной». Но больше всего общего у этого произведения с произведением « Господа Головлёвы ». В «Пошехонской старине» автор пишет про основы крепостничества, делает акцент на создании психологии дворян времён крепостного права . Книга условно разделена на две части. В первой содержатся образы помещиков, а во второй — образы крестьян, в основном дворовых. Автор описывает жизнь среднепоместного и мелкопоместного дворянства. Анна Павловна Затрапезная представляет собой образ властной барыни . В произведении Щедрина в основном фигурируют дворовые крестьяне, потому что именно они сильно испытали на себе всю силу крепостничества . Ключница Акулина представляет собой человека, главная цель жизни которого — служить барыне. Староста Федот, хотя умнее и образованнее Акулины, также предстаёт в образе убеждённого слуги .
В то время как одни критики рассматривали «Пошехонскую старину» в качестве правдивого описания крепостной жизни того периода, другие часто критиковали ее за «однобокость» изображения крепостного быта .