Interested Article - Иршад

«Иршад» ( азерб. ایرشاد‎, İrşad «Путеводитель» ) — ежедневная общественно-политическая, экономическая и литературная газета, издававшаяся на азербайджанском языке с 1905 по 1908 год.

История

В середине декабря 1905 года действовали две газеты, печатавшиеся на азербайджанском языке — « Хайят » и «Иршад». Если в первой газете Ахмед-бек Агаев был одним из редакторов и автором, то во второй он выступал и в качестве владельца и главного редактора.

В 1905 году, в первом номере газеты, Али-бек Гусейнзаде поздравил Ахмед-бека Агаева, написав маленькую статью «Несколько слов об „Иршаде“»:

Искренне поздравляем с появлением и успехом данной газеты. Это важная веха в жизни нашего народа. Могу даже сказать, что значение этой проповеди больше, чем появление газет в других городах. Важным событием для нашего города стало появление газеты « Экинчи ». Газета «Экинчи» выходила в то время, когда не было мусульманских газет. И сейчас «Иршад» и «Хайят» продолжают то, что начал «Экинчи».

Газета издавалась в 1905—1908 годах. Директором и обладателем привилегии был Ахмед бек Агаев. В 1908 году исполняющим обязанности редактора был Мамед Эмин Расулзаде . Узеир Гаджибеков также был одним из самых активных сотрудников «Иршада». За время работы здесь написал около 100 публицистических статей, более 200 фельетонов и сатирических миниатюр под общим названием «Ордан-бурдан», прославился как обозреватель «Иршад». Издание газеты приостанавливалось дважды: в 1907 году временно и в 1908 году окончательно. Причиной для закрытия в обоих случаях были статьи Узеира Гаджибекова. Впервые за рубрику «Сон Столыпина», и второй раз за рубрику «Сказка», в которой царское правительство всерьёз высмеивалось .

Ахмед бек Агаев был редактором 116 номеров газеты в 1905—1906 годах. Февральские номера газеты 1906 года выходили под руководством Узеира Гаджибекова. В 1907 году он выходил с 1-го по 15-й номер под редакцией Гашим-бека Везирова . Мамед Эмин Расулзаде отредактировал 11 номеров (с 46 по 57) . По статистике, проведенной историками, за четыре года вышло 536 номеров «Иршада».

В июне 1906 года, в Елизаветполе прошло собрание мулл , которые на своем съезде призвали мусульман игнорировать газеты «Иршад» и « Мола Наср-Эддин ». Согласно мусульманским лидерами эти газеты стремятся к уничтожению ислама. Местная интеллигенция попытки настроить одну часть мусульман против другой приписывает редактору «Тазе Геят» Гашим-беку Везирову .

Среди видных мыслителей, работающих в газете «Иршад» были: Узеир Гаджибеков, Мамед Эмин Расулзаде, Ф. Агазаде , О. Ф. Неманзаде , А. Шаиг , М. С. Ахундов, М. Хади , М. А. Сабир и другие.

Подчеркивая древность восточных моральных и духовных ценностей, «Иршад» обращает внимание на научные и философские аспекты ислама, подчеркивая, что свобода человека тождественна этим религиозным ценностям, и сообщает читателям о важности мусульманской солидарности.

Предметы обсуждения

Собирая вокруг выдающихся писателей, поэтов и публицистов того времени, «Иршад» не только указывал путь людям, но и писал о возникающих трудностях, межрелигиозных разногласиях и продвигал ценности, которые объединят общество. Профессор Акиф Велиев, изучающий наследие газеты, отмечает, что этот орган печати работал на создание государства, на освобождение Азербайджана и определял формулу повседневной работы и идеи, которыми нужно жить . Газета пропагандировала идеи национального самосознания, образованности. Идея «тюркизации, исламизации и модернизации», которая сформировалась на основе этой идеи и была шире по своей сути, продвигалось «Иршадом» как идеология.

Мамед Эмин Расулзаде в 112 номере газеты писал:

«Что нужно для того, чтобы разбудить народ? Просвещение, просвещение, просвещение! Только наука и образование позволит народу понять, кто он есть на самом деле».

События царской России в начале двадцатого века, политическая и социальная напряженность, процесс пробуждения народов подробно освещались в периодических изданиях, текущая ситуация анализировалась, различные идеологические взгляды фильтровались, а научные новшества были представлены народу. . Анализируя общественно-политическую ситуацию в царской России, Ахмед бек Агаев взглянул на ее исторический ландшафт, разъяснил суть колониальной политики и резко раскритиковал империализм. Он, пропагандирующий политический плюрализм, также освещал деятельность партий, действующих в России. В своей статье «Текущая ситуация в России» он дал информацию о деятельности сторонников «тирании и конституционализма», то есть монархических и революционных партий, и исследовал их причины и деятельность. В своей статье автор подчеркнул появление сект «монархических абсолютистов», «монархистов-конституционалистов» и «конституционалистов-демократов» и необходимость проведения социально-политических реформ. В этом смысле А. Агаев обращал современников к «демократам-конституционалистам» и писал что именно конституционалисты придут к власти в России.

Члены «Иршада» боролись за будущую независимость Азербайджана, наблюдали за социально-политическими процессами в соседних странах и писали аналитические статьи о них. Также учитывались страны Европы и Америки, Дальнего и Среднего Востока, публикующие информацию о международной жизни со ссылкой на российскую, французскую и английскую прессу. В этих статьях, редакция газеты выдвинула на первый план процесс государственности и свободы, воспевала чувства национальной независимости и свободы. В статьях о международной жизни народу Азербайджана был передан опыт государственности развитых стран мира, их политические и правовые системы.

Али бек Гусейнзаде, Ахмед Кемаль и учитель Мидхат Джодат в своих трудах касались истории Востока и исламской науки, пропагандировали величие и культурное богатство Востока. Однако в этих произведениях Восток не противопоставлялся Западу, а был представлен как два разных мировоззрения. Комментируя концепцию свободы в истории христианского мира и исламского мира, они проясняли отношения между государством и обществом в этом смысле, комментируя тот факт, что Европа, сформировавшая социальные институты, добилась в этом значительного прогресса. площадь. Пытаясь определить критерии отношения к Европе на примере Франции, А. Агаев, рассказывая в «Иршаде» об истории и теории государственности, выдвинул идею демократической республики в Азербайджане.

А. Агаев писал в «Иршад» 26 марта 1906 года :

«В мире есть три типа правительства; первая — тирания, в таком правительстве вся власть находится в руках одного человека; второй — конституционализм, при котором судьи, даже будучи тиранами, принимают законы и соблюдают их; третье — республиканское правительство, в котором власть находится в руках народа.»

Газете также приходилось вести борьбу и с врагами образования и просвещения, с теми, кто всеми способами старался «не допустить лучей света европейского просвещения в мусульманскую среду» и всячески препятствовал «мусульманам приобщиться к общечеловеческой культуре». «Иршад» вскоре прекратила свое существование, что вызвало огромный резонанс в среде азербайджанской молодежи и интеллигенции .

Примечания

  1. . uzeyirbook.musigi-dunya.az . Дата обращения: 31 января 2021. 27 января 2020 года.
  2. . arxiv.gov.az . Дата обращения: 31 января 2021. 4 февраля 2021 года.
  3. Газета "Речь" 26 июня 1907 г. №148 стр 4
  4. Vəliyev Akif Abduləzim oğlu. Azərbaycan mətbuat tarixi (1875-1920). Bakı, "Elm və Təhsil", 2009 — 296 səh..
  5. Лала Гаджиева. // Каспiй.

Ссылки

Источник —

Same as Иршад