Interested Article - Момпер, Иос де
- 2021-03-21
- 1
Иос де Момпер Младший , или Йос де Момпер Младший ( нидерл. Joos de Momper, Joost de Momper ; 1564, Антверпен — 5 февраля 1635, Антверпен) — южно-нидерландский (фламандский) живописец - пейзажист , представитель позднего северного маньеризма .
Биография
Йоос де Момпер родился в семье живописца Бартоломеуса де Момпера Старшего и Сюзанны Халфроос, был назван в честь своего деда, также художника-пейзажиста. Отец, который был художником, печатником, издателем и торговцем произведениями искусства, стал первым учителем Йооса .
В 1581 году Йоос когда ему было всего семнадцать лет стал мастером антверпенской Гильдии Святого Луки . В 1611 году он был избран деканом гильдии. Предполагалось, что в 1580-х годах он отправился учиться в Италию. Свидетельством этой поездки стало то, что пейзажные фрески в церкви Сан-Витале в Риме, ранее приписывавшиеся Паулю Брилю , на самом деле были поручены Йоосу де Момперу Младшему .
4 сентября 1590 года Йоос де Момпер женился на Элизабет Гобейн. У пары было десять детей, из них Филипп де Момпер стал художником. Другой художник — Гаспар де Момпер был либо сыном, либо племянником Йооса. Де Момпер пользовался покровительством на высоком уровне, о чём свидетельствует тот факт, что Изабелла Клара Евгения , испанская инфанта , штатгальтер южных Нидерландов , направила в 1616 году письмо магистрату Антверпена с просьбой освободить де Момпера от уплаты налогов и сборов.
Де Момпер скончался в Антверпене 5 февраля 1635 года. Он оставил большие долги, а его имущество было распродано кредиторами .
Знаменитый историограф Карел ван Мандер упомянул Йооса де Момпера как известного живописца Фландрии в «Книге о художниках», а его гравированное изображение Антонис Ван Дейк включил в свою «Иконографию» .
Творчество
Де Момпер в основном писал пейзажи — жанр , за который художника ценили ещё при жизни. Однако лишь небольшое количество из пятисот картин, приписываемых де Момперу, подписаны и только одна датирована. Он часто сотрудничал с такими художниками, как Франс Франкен Второй, Питер Снайерс, Ян Брейгель Старший и Ян Брейгель Младший, которые писали фигуры в его пейзажах.
В пространственно-живописном построении картин де Момпер следовал традиционному принципу голландской живописи: тёмный коричневатый передний план, зеленовато-светлый второй и голубоватый, воздушный третий, дальний .
Работы Де Момпера вдохновлены в том числе крутыми скалистыми альпийскими склонами и высокими скальными массивами, изображёнными в картинах и рисунках Питера Брейгеля Старшего . Его близость к Брейгелю заметна в таких произведениях, как зимние пейзажи или изображениях сельскохозяйственных работ, например сбора зерна. Одна из его работ, изображающая шторм на море, ранее приписывалась Питеру Брейгелю, но теперь её обычно относят к де Момперу. Также показательно в этом отношении раннее произведение Йооса де Момпера « Падение Икара » ( Национальный музей Швеции , Стокгольм), где художник процитировал мотивы одноимённой картины Брейгеля Старшего. У Брейгеля Старшего картина полна философского смысла: маленькая фигурка погибающего Икара незаметна посреди «вселенского пейзажа». Картина молодого Момпера — обычная иллюстрация античного мифа.
Творчество Момпера находится на этапе перехода от маньеризма конца XVI века к большему реализму в пейзажной живописи, развившемуся в начале XVII века.
Как и большинство фламандских художников, Йоос де Момпер был привлечён к созданию картонов (подготовительных рисунков) для шпалер Брюссельской мануфактуры . Способности Йооса де Момпера соответствовали специфике работы над композициями для вердюр , где преобладали пейзажи и растения. Об этом свидетельствуют сведения о денежных выплатах мастеру за созданные им картоны от 1595 года. Его учениками были Луи де Коллери и его сын Филипп де Момпер. Среди его последователей были его племянник Франс де Момпер и Геркулес Сегерс .
Момпер и Арчимбольдо
Примечательна связь, существующая между творчеством двух художников фламандского маньеризма : Йооса де Момпера и Джузеппе Арчимбольдо — современников, хотя Момпер был моложе Арчимбольдо. Представитель позднего маньеризма во Фландрии, Момпер охотно создавал вымышленные пейзажи, хотя и с учётом реальных зарисовок гор, скал, рек, пещер, растущих или поваленных деревьев. Впоследствии он подпал под влияние Арчимбольдо, хотя и не стал копировать его картины, как поступали подражатели мастера: арчимбольдески.
Галерея
-
Пейзаж с падением Икара. Между 1579 и 1635. Дерево, масло. Национальный музей изобразительных искусств, Стокгольм
-
Горный пейзаж. 1620—1630. Холст, масло. Музей истории искусств, Вена
-
Горный пейзаж с пилигримами и пещерной капеллой. Ок. 1626. Дерево, масло. Совместно с Я. Брейгелем Старшим . Коллекция Лихтенштейнов , Вена
-
Летний пейзаж с сенокосом. Ок. 1610. Холст, масло. Совместно с Я. Брейгелем Старшим . Музей искусств, Толидо, Огайо, США
-
Горный пейзаж с мостом через реку. 1601. Дерево, масло
Примечания
- ↑ (нидерл.)
- — 2009.
- (англ.) — 2017.
- Joos de Momper. — Netherlands Institute for Art History от 19 апреля 2023 на Wayback Machine
- Silver L. Peasant Scenes and Landscapes: The Rise of Pictorial Genres in the Antwerp. — Art Market: University of Pennsylvania Press, 2012. — Рр. 193—195
- Frans Jozef Peter Van den Branden. Geschiedenis der Antwerpsche schilderschool. — Antwerpen, 1883. — Рр. 309—316
- Joos II de Momper. — Oxford University Press. Retrieved 25 September 2020 от 2 июня 2023 на Wayback Machine
- Власов В. Г. Малые голландцы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. V, 2006. — С. 284
Литература
- // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
- Момпер, Иос де // Многоножки — Мятлик. — М. : Советская энциклопедия, 1954. — С. 182. — ( Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949—1958, т. 28).
- Всеобщая история искусств, Т. 3, М., 1962
- Wilhelm Adolf Schmidt: Momper, Joos de. In: Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 22. Duncker & Humblot, Leipzig 1885, S. 159 f.
- Biografía en Los maestros de la pintura occidental, pág. 732. Taschen, 2005, ISBN 3-8228-4744-5
- 2021-03-21
- 1