Незвал, Витезслав
- 1 year ago
- 0
- 0
Ви́тезслав Но́вак ( чеш. Vítězslav Novák , имя при рождении Виктор ; 5 декабря 1870 , — 18 июля 1949 , Скутеч ) — чешский композитор, пианист и музыкальный педагог.
Виктор Новак родился в семье врача. Отец музыканта пел в хоре, мать играла на пианино. После смерти отца семья переехала в Йиндржихув-Градец , где молодой Новак окончил гимназию, впервые выступал перед публикой как пианист, сочинил первые песни и фортепианные пьесы. В 1889 году поступил на юридический факультет Пражского университета и одновременно в Пражскую консерваторию , где его главным наставником по композиции был Антонин Дворжак ; как пианист Новак учился у , среди других его педагогов были также Карел Штекер (контрапункт) и Карел Книтль (гармония) . В этот период Новак изменил своё имя на славянское Витезслав. Оставив университет, чтобы сосредоточиться на занятиях музыкой, Новак получил консерваторский диплом в 1893 году. По рекомендации Иоганнеса Брамса в берлинском издательстве Зимрока начали публиковаться сочинения Новака. С 1896 года Новак интенсивно занимался собиранием чешского музыкального фольклора.
В 1901—1917 годах неформальный круг музыкантов и других творческих личностей, собиравшихся в доме Новака и получивший название «Подскальской филармонии» ( чеш. Podskalská filharmonie ), стал одним из главных центров формирования чешского модернизма. В этот круг входили, в частности, Йозеф Сук и Вацлав Талих . В то же время в 1909—1920 годах Новак преподавал в Пражской консерватории , где среди его учеников были Ярослав Кржичка , Вацлав Добиаш , Отакар Йеремиаш , Карел Болеслав Йирак , Алоис Хаба , и многие другие чешские музыканты; у Новака также учились украинские композиторы Николай Колесса , Стефания Туркевич и Нестор Нижанковский .
В межвоенный период Новак стал одним из руководителей Пражской консерватории , в 1919—1922 и 1927—1928 годах занимал пост ректора, был председателем музыкального отделения Чешской академии наук и искусства. Во время немецкой оккупации Чехословакии участвовал в организации концертов, в которых исполнялась чешская национальная музыка. В послевоенные годы написал пространные мемуары «О себе и других» ( чеш. O sobě a jiných ).
Композиции Новака можно отнести к неоромантизму. В них просматривается влияние Дворжака, Брамса и Грига , а с точки зрения некоторых исследователей, также Клода Дебюсси и Рихарда Штрауса .