Навуходоносор I
- 1 year ago
- 0
- 0
Навуходоно́сор IV ( Набу́-куду́рри-у́цур (IV) , аккад. p,d Nabû-kudurri-ușur , букв. « Набу первенца храни» ; в Бехистунской надписи — Араха ) — руководитель антиперсидского восстания в Вавилонии в 521 г. до н. э. , царь Вавилона .
Наиболее полные сведения о Навуходоносоре IV имеются в Бехистунской надписи Дария I , где вавилонский царь фигурирует как мятежник и самозванец Араха . Надпись выполнена на трёх языках — древнеперсидском , эламском и аккадском ; последний вариант имеет определённые отличия от остальных. Именем Навуходоносора (IV) датируются некоторые вавилонские источники соответствующего времени, в том числе контракты из самого Вавилона , а также из Сиппара , Борсиппы , Урука . На рельефе с Бехистунской скалы Араха изображён шестым из череды побеждённых Дарием I правителей мятежных областей.
Вопрос о личности Навуходоносора IV остаётся открытым. Бехистунская надпись в персидском и эламском варианте называет Араху « армянином », в аккадском — « урартом »; существуют также версии, что Навуходоносор — собственное имя предводителя и что он был вавилонянином .
Согласно одной из точек зрения, Араха был армянином . Ещё Ф. Г. Вайсбахом было выдвинуто предположение о том, что Араха изначально принимал участие в случившимся незадолго до того восстании армян, после его подавления бежал в Вавилон и возглавил там новый мятеж против Дария . Этой же точки зрения придерживаются и некоторые армянские иcследователи ; по мнению М. А. Дандамаев указанные предположения являются необоснованными . Г. А. Капанцян считает, что Араха был персидским наместником в Вавилоне и, когда армяне восстали против Дария, решил оказать поддержку своим единоплеменникам . Однако, как отмечает Дандамаев М. А. , эти предположения не подтверждаются клинописными источниками, а также факт, что сатрапом Вавилонии являлся армянин, а не перс или мидиец, представляется, по его мнению, совершенно невероятным . М. А. Дандамаев отмечает, что на Бехистунском рельефе в изображение Арахи присутствуют типичные для армян антропологические черты . Между тем, как отмечает энциклопедия «Ираника», несмотря на то что Бехистунская надпись содержит древнешйшие известные письменные отсылки к области Армина, касательно самой армянской народности в ахеменидскую эпоху практически нет никаких сведений, а упомянутые «армянские» именая, включая Араху, не находят соответствий в собственно армянском лингвистическом материале .
Согласно другой точке зрения, представленной в частности в современной энциклопедии «Ираника», имя «Араха» может иметь урартское происхождение . Ещё И. М. Дьяконов указывал, что имя Халдиты, отца Арахи, является теофорным , образованным от имени урартского бога Халди и полагает, что Араха был урартом, имя его отца следует переводить как «Халди велик», а «армянином» он назван просто как житель страны Армении . По мнению В. В. Струве , Араха, названный термином «армянин», который для VI века до н. э. Струве считает этногеографическим, был выходцем из рода почитавшего урартского бога Халда, о чем свидетельствует имя его отца «Халдита» . Согласно энциклопедии «Ираника», в персидской и эламской версиях Бехистунской надписи Араха назван армянином, но в вавилонской версии — урартом. Имя его отца Халдиты созвучно с именем главного бога урартского пантеона, поэтому его называли армянином, вероятно, из-за происхождения . При этом, согласно данными «Ираники», речь не идет об этнических армянах [ нет в источнике ] , поскольку даже сам этот этноним в Бехистунской надписи, равно как и другие имена собственные, связанные с восстанием в Армине (Араха, Халдита и Дадаршиш, топонимы Зузахия, Тигра, Уяма, область Аутиара) не имеют соответствий в армянском лингвистическом и ономастическом материале последующего времени и по всей видимости связаны с урартским языком . .
Некоторые исследователи указывают на связь Навуходоносора IV с Навуходоносором Книги Юдифь . По мнению К. Шедль, Араха — не собственное имя, а армянский титул со значением «царевич». Настоящее имя Арахи, по Шедлю, было Навуходоносор, он являлся сыном свергнутого Набонида и отправился в Вавилон , чтобы заявить претензии на престол своего отца . О существовании точки зрения, что Араха (Арха) это на самом деле не имя правителя, а название его титула на армянском языке (от арм. արքա [ арка ] — царь) указывает и американский историк . М. А. Дандамаев указывает на ненадёжность соотнесений Навуходоносора IV с персонажем из источника селевкидского времени . С другой стороны, имя «Араха» неоднократно встречается в вавилонских клинописных документах, что свидетельствует о его распространённости в Месопотамии .
Вавилония вошла в состав Персидской державы на правах личной унии , сохранив определённую автономию. Усиление гнёта налогов и повинностей привело к росту недовольства в среде местного населения. В 522 г. до н. э. в Вавилонии вспыхнуло восстание во главе которого встал предводитель, принявший имя « Навуходоносор (III) ». Несмотря на подавление мятежа Дарием I , напряженность сохранялась и в 521 г. до н. э. вспыхнуло новое восстание.
Согласно Бехистунской надписи, некий Араха , сын Халдиты, выдавая себя за Навуходоносора (IV) , сына Набонида , поднял восстание в Вавилонии. В персидском и эламском варианте надписи он назван армянином , в аккадском — урартом . Обстоятельства начала восстания неясны: в персидском варианте (III, 83 и сл.) говорится, что Араха объявился в некоей области Дубала , где он якобы обманывал народ, после чего последний перешёл на сторону Арахи. В эламском варианте Дубала названа городом в Вавилонии. Наконец, в аккадском варианте говорится, что Араха восстал в Уре . К. Галлинг высказал предположение, что в восстаниях в Вавилонии 522 и 521 гг. до н. э. участвовало лишь войско . М. А. Дандамаев указывает на сомнительность такого сценария, поскольку местного войска в Вавилонии к тому времени уже не было, а мятеж персидских гарнизонов во враждебном окружении маловероятен .
Начиная с 16 августа 521 г. вавилонские документы датированы первым годом царствования Навуходоносора (IV); предположительно, ему удалось захватить всю страну, как об этом свидетельствуют контракты из Вавилона, Сиппара и Борсиппы на севере и Урука на юге . Согласно аккадскому варианту, Арахе удалось собрать войско численностью 2497 человек. На подавление восстания направилась армия под командованием Интаферна . 27 ноября 521 г. состоялось сражение, в результате которого войско мятежников было разгромлено. Впоследствии, Навуходоносор IV и его ближайшие сторонники были посажены на кол в Вавилоне.
Среди всех этих отпавших вавилонцев, эламитян, мидян, парфян" маргианцев и персов нет упоминания об армянах. Это тем более странно, что лица, называемые по стране «аrmina» «Армения»— «arminiya» «армянин», упоминаются в Бехистунской надписи, как уже неоднократно упоминаемый военачальник «армянин» Дадаршиш, или же «армянин» Араха, который восстал в Вавилоне. Имя отца Арахи «Халдита» свидетельствует о том, что его род почитал древнего урартского бога Халда.
Поэтому, с моей точки зрения, можно объяснить этот факт неупоминания этно-географического термина «армяне» в повествовании о войнах Дадаршиша и Ваумисы в Армении, лишь тем обстоятельством, что врагами двух названных полководцев Дария не было коренное население Армении—Урашту, а племена, очень недавно вторгнувшиеся в Армению.
Вавилония под властью Ахеменидов | ||
Предшественник:
Дарий I |
царь
Вавилона 521 г. до н. э. |
Преемник:
Дарий I (вторично) |