Кружево
- 1 year ago
- 0
- 0
Балахне́нское кру́жево — русский народный художественный промысел по плетению кружев на коклю́шках , возникший в городе Балахне́ и его окрестностях предположительно в XVIII веке . Технология изготовления балахненского кружева наиболее трудоёмкая из существующих в России .
Иногда промысел называют «Балахнинским кружевом», что неверно.
В 1882 году была опубликована первая статья по истории балахнинского кружева в Трудах комиссии по исследованию кустарных промыслов. Автор статьи Ягодинский утверждает, что балахнинскому кружеву более ста лет. Одна из основательниц Мариинской практической школы кружевниц в Санкт-Петербурге и известная исследовательница кружева София Александровна Давыдова опиралась на работы Ягодинского и также писала, что началом промысла был XVIII век .
По другим сведениям балахненский кружевной промысел ведёт свою историю с последних десятилетий XVII века .
В настоящее время есть несколько версий о происхождении этого кружева: самая обоснованная — кто-то из дворянок открыл мастерскую. Из Европы привозили нитки и сколки (рисунки кружев). Кружевоплетение в России — пришлое, несамобытное. Если ткачество развивалось постепенно в нескольких местах, то кружево завезли. <...> ...Во времена Петра I , Елизаветы Петровны очень много дворян открывали мастерские, где девушки плели кружево. Его в итоге продавали. Известные мастерские различных кустарных промыслов были у Шереметевых; среди прочего в их владении числилось Кубинцево — бывшее село, которое примыкало к Балахне́; сейчас это уже черта города .
— Мария Карташова, директор Балахнинского музейного историко-художественного комплекса.
Расцвет кружевоплетения в Балахне пришёлся на период с конца XVIII до конца XIX века. Существует предание, что блонды с алыми розочками, обведёнными белой шёлковой сканью, на золотисто-бежевом фоне были заказаны балахнинским мастерицам российской императрицей Екатериной II .
В XIX веке промыслом занималась половина всего женского населения Балахны и окрестных деревень . В XIX веке выходившие отсюда кружевные изделия считались лучшими в России и Европе .
Свадебное платье английской королевы Виктории в 1840 году украшали именно балахненские кружева .
К началу XX века в 17 губерниях России насчитывалось более ста тысяч профессиональных кружевниц .
В Нижегородской губернии кружевной промысел охватывал 225 сёл Балахнинского уезда , где плели кружева более двух тысяч мастериц. Его развитию способствовала и близость Балахны к Нижегородской ярмарке . Оттуда кружева развозились по всей России и Европе. Они продавались в модных лавках Москвы , Санкт-Петербурга , Вены , Лондона , Парижа и других городов. Среди кружевных изделий пользовались популярностью «виноградные» косынки, воротнички, дамские перчатки .
Балахна́, подобно другим центрам кружевоплетения, производила как штучные вещи, так и мерное кружево для украшения женской и мужской одежды: рюши для отделки дамских платьев, блузок, платков, белья, шляп и чепцов. Ассортимент штучных изделий включал галстуки, пояса, наколки на причёску, головные уборы (шали, косынки, шарфы, шапочки), перчатки, воротники, манжеты, кофты, платья и накидки на плечи .
— Любовь Ведерникова
Переработав орнаменты французских и бельгийских кружев, местные мастерицы создали свой неповторимый художественный стиль — «балахонский манер». Его основу составляют композиции из цветов и листьев, плодов граната, гроздьев винограда — узоров, служивших символами любви, земного рая, счастливой семейной жизни. Изображения животных и птиц — оленей, павлинов, орлов — на балахне́нских кружевах встречаются реже .
Гордостью балахнинских мастериц всегда были кружевные шёлковые «виноградные» косынки. Другой излюбленный рисунок — «Балахонская роза» — стал своеобразной визитной карточкой местного растительного орнамента выплетаемых кружев.
Балахнинские кружевницы для плетения используют одновременно много пар деревянных столбиков-коклю́шек, на которые наматываются нитки. Рисунок выводится одновременно по всей ширине. Если в вологодской сцепной технике плетения используют около 20 пар коклюшек, то в многопарной балахненской технике применяют до 300 пар и более. До начала плетения кружевница должна предварительно намотать нитки на 600 коклюшек. Поэтому балахнинское кружево изготавливается крайне медленно. Так, на изготовление одной салфетки может уйти полгода .
Главная отличительная особенность балахненского кружева от других многопарных техник — клюневая решетка. Это орнамент, который используется как фоновый, и больше, кроме как в Балахне́, нигде не встречается .
— Даша Масленникова
До начала плетения выполняли рисунок будущего изделия, который называют ско́лком. Его может делать кружевница или приглашенный художник. В атрибуции готового изделия указывают как имя кружевницы, так и имя автора рисунка .
Готовый рисунок-ско́лок клали на валик-подушку, набитую сеном , соломой или древесными опилками и поверх него накалывали булавки, на которые крепили нитки в процессе плетения .
В дело шёл преимущественно белый, кремовый и чёрный шёлк . В изготовлении менее дорогих изделий использовались хлопчатобумажные и льняные нити чёрного, золотисто-кремового или белого цветов .
Ценность кружева зависела от чистоты плетения, веса изделия, количества используемых в работе коклюшек .
Об известности нижегородского промысла свидетельствуют русские пословицы и поговорки:
На любовь мастериц делиться сплетнями, злословить при плетении указывает следующее крылатое выражение: «Балахонские мастерицы плести мастерицы» .