Interested Article - Абу-ль-Хасан аль-Ашари
- 2020-03-16
- 1
Абу́-ль-Ха́сан ‘Али ибн Исма‘и́ль аль-Аш‘а́ри ( араб. ابو الحسن علي بن إسماعيل الأشعري ; 873 , Басра — 936 , Багдад ) — мусульманский мыслитель , богослов, основатель одной из школ каляма , получившей название по его имени — ашариты .
Биография
Его полное имя: Абу-ль-Хасан ‘Али ибн Исма‘иль ибн Исхак ибн Салим ибн Исма‘иль ибн ‘Абдуллах ибн Муса ибн Биляль ибн Абу Бурда ибн Абу Муса аль-Аш‘ари. Он родился в 873 году в Басре. Учился у своего отчима Абу Али аль-Джуббаи , главы мутазилитов Басры. До 40 лет он был ревностным приверженцем мутазилитов, однако в 912—913 годах разошёлся с ними во взглядах . Тогда же переехал в Багдад. Позже резко обличал мутазилитов в своих сочинениях и публичных выступлениях.
Учение
Учение аль-Аш‘ари о несотворённости (предвечности) Корана было развито его последователями теологами-ашаритами. Он учил также о существовании у Аллаха реальных и вечных атрибутов; Аллах, который существует без места и образа, согласно его учению является творцом всех действий людей, которые лишь «приобретают» их посредством своей воли и стремления .
Труды
Абу аль-Хасан аль-Аш‘ари был автором целого ряда книг по различным аспектам акиды, калама, толкованию Корана и проблемам исламского права. Ранние работы аль-Аш‘ари были написаны с позиций мутазилизма .
Из творческого наследия аль-Аш‘ари (около 100 сочинений) сохранились только 2 аутентичных произведения — «О чём говорили люди ислама и в чём разошлись творившие молитву» (Макаля́т аль-исламиййи́н ва-ихтиля́ф аль-мусалли́н; араб. مقالات الإسلاميين واختلاف المصلين ) и «аль-Лю́ма фи’р-радди аля ахли аз-зайги валь-бида» (аль-Люма) ( араб. اللمع ) . Они не могут дать полного представления о его мировоззрении: первый труд носит преимущественно доксографический характер, а во втором рассматриваются вопросы внешних сторон калама ( араб. ظاهر الكلام ) и ничего не сообщается об онтологических и натурфилософских взглядах автора, указания на которые содержатся в названиях других его работ .
Аль-Аш‘ари приписывается сочинение «Аль-Иба́на ан усу́ль ид-дийа́на» ( араб. الإبانة عن أصول الديانة ), но отсутствие упоминания этого сочинения в списке трудов аль-Аш‘ари, приводимом его последователем Ибн Асакиром , пишущем в своём труде «Табйи́ну кизб ил-му́фтари фи ма ну́сиба и́ля ль-има́м аль-Аш‘ари» ( араб. تبيين كذب المفتري فيما نسب إلى الإمام الأشعري ), что «для ашаритов „Аль-Ибана“ служила щитом от ханбалитов », даёт основание полагать, что ханбалитские по духу элементы в приписываемых аль-Аш‘ари воззрениях обусловлены стремлением последователей Абу-ль-Хасана легализовать калам и уберечь его от нападок традиционалистов, прежде всего, ханбалитов .
Также аль-Аш‘ари называют автором труда «Истихса́н аль-ха́уд фи ильм аль-кала́м» ( араб. استحسان الخوض في علم الكلام ). Труд этот содержит апологию калама, обоснование правомерности заниматься этой наукой .
В книге «Китаб аль-Фусул» аль-Аш‘ари подвергает критике учения различных религий (христианства, иудаизма, брахманизма и зороастризма), различных исламских течений и сект, а также воззрения атеистов и философов .
Известны также книги аль-Аш‘ари «Китаб ан-Навадир», «Китаб аль-Фунун», «Малякат аль-Фалясифа» и другие .
Публикации на русском языке
- Степанянц М.Т. // Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты / Перевод с арабского А. В. Смирнова . — М. : Восточная литература, 1997.
Примечания
- ↑ Новая философская энциклопедия — 2010.
- ↑ (англ.) — Library of Congress .
- ↑ Badawi A. R. (фр.) // — Paris: , 1972. — Vol. 60. — P. 264. — 886 с. — ISSN
- Bleuchot H. (фр.)
- ↑ Badawi A. R. (фр.) // — Paris: , 1972. — Vol. 60. — P. 263. — 886 с. — ISSN
- ↑ .
- Javad Anvari, Mohammad (2015). "al-Ashʿarī". In Madelung, Wilferd; Daftary, Farhad (eds.). Encyclopaedia Islamica . Translated by Melvin-Koushki, Matthew. Leiden and Boston: Brill Publishers . doi : . ISSN .
- Part I: Islamic Theologies during the Formative and the Early Middle period – Between Cordoba and Nīsābūr: The Emergence and Consolidation of Ashʿarism (Fourth–Fifth/Tenth–Eleventh Century) // The Oxford Handbook of Islamic Theology. — Oxford and New York : Oxford University Press , 2016. — P. 225–241. — ISBN 9780199696703 . — doi : .
- Early Mamlūk Ashʿarism against Ibn Taymiyya on the Nonliteral Reinterpretation ( taʾwīl ) of God’s Attributes // Philosophical Theology in Islam: Later Ashʿarism East and West. — Leiden and Boston : Brill Publishers , 2020. — Vol. 5. — P. 195–230. — ISBN 978-90-04-42661-0 . — doi : .
- ↑ , с. 31.
- .
- ↑ , с. 32.
Литература
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — С. 42. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- Вольф М. Н. . — Новосибирск: Новосиб. гос. университет, 2008. — 152 с.
- Ибрагим Т. К. и Сагадеев А. В. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 31-32. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Ибрагим T. К. // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин . — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль , 2010. — 2816 с.
- Корбен А. // История исламской философии = Histoire de la philosophie islamigue / пер. с франц. и примечания А. Кузнецова. — М. : Прогресс-Традиция , 2010. — 360 с. — ISBN 978-5-89826-301-0 .
- Султанов Р. И. // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв , В. Г. Панов . — М. : Советская энциклопедия , 1983. — С. 43. — 840 с. — 150 000 экз.
- 2020-03-16
- 1