Interested Article - Дамасское дело
- 2020-08-29
- 1
Дамасский кровавый навет ( араб. حادثة دمشق ) — обвинение евреев Дамаска в ритуальном убийстве исчезнувшего христианского священника и его слуги в 1840 году .
Суть события и последовавшие аресты
15 февраля 1840 года произошло исчезновение монаха-капуцина с острова Сардиния отца Тома́ и его слуги-грека Ибрагима Амары.
Капуцины распространили слух, будто пропавшие убиты евреями с целью использования их крови для выпечки мацы . Поскольку католики Сирии находились под официальным покровительством Франции , расследование должно было производиться французским консулом, Ратти-Ментоном. Он решил использовать этот кровавый навет для укрепления позиций Франции на Ближнем Востоке, а монахи — для усиления французского влияния на христианские общинные учреждения Сирии. Дамасский губернатор принял сторону консула и монахов и потребовал от евреев найти пропавших в течение трёх дней.
Несколько евреев было арестовано. Двое из них умерли под пытками, один (Моше Абулафия) перешёл в ислам , а еврейский парикмахер Соломон Негрин совершил под пытками вынужденное признание в убийстве и оговорил других евреев. Власти Дамаска объявили это признание и якобы обнаруженные останки жертв бесспорным доказательством вины евреев в двойном убийстве. Последовала новая серия арестов и жестоких пыток, дошедшая до того, что 63 еврейских ребёнка были взяты в заложники с целью выпытать у их родителей место, где спрятана кровь жертв.
Христианские и мусульманские толпы фанатиков нападали на еврейские общины по всему Ближнему Востоку . Многочисленная христианская похоронная процессия, посвящённая отцу Тома (без его тела), прошла по улицам Дамаска. На могильной плите было выбито: «…убит евреями 5-го февраля 1840 года» . Табличка с арабским переводом этой надписи до сих пор висит на францисканской церкви в Дамаске.
Протесты и переговоры
Дело привлекло широкое международное внимание в первую очередь благодаря усилиям австрийского консула в Алеппо — Элиау Пикотто, являвшегося представителем египетского Ибрагима-паши , который дал указание провести расследование. 15 тыс. евреев в шести американских городах протестовали против произвола над своими собратьями в Сирии. Консул США в Египте выразил официальный протест от имени президента Мартина Ван Бюрена . Британский общественный деятель сэр Мозес Монтефиоре при поддержке влиятельных британцев лорда Пальмерстона , французского адвоката Адольфа (Исаака) Кремье, австрийского консула Мерлатто, миссионера Джона Николайсона и Соломона Мунка, главы делегации обратился к правившему в Сирии египетскому паше Мухаммеду Али .
Переговоры в Александрии продолжались с 4 по 28 августа 1840 года. Мухаммеду Али предложили передать дело на рассмотрение властям Александрии или европейским судьям в Дамаске. Делегации в этом было отказано, но Мухаммед Али, заинтересованный, как и французы, в избежании подробного расследования действий дамасских властей, уступил давлению европейских держав и издал указ о помиловании обвиненных и прекращении следствия. Результатом было обеспечение безоговорочного освобождения и признания невиновными девятерых оставшихся в живых заключённых (из тринадцати). В качестве компромисса, была принята формулировка «за отсутствием состава преступления», а не «помилованы правителем».
Позже в Стамбуле сэр Мозес Монтефиоре выхлопотал у султана Абдул-Меджида I указ (6 ноября 1840 года), объявлявший кровавый навет клеветой и запрещавший судебные преследования евреев по этому обвинению на всей территории Османской империи .
«… и во имя любви к нашим подданным, мы не можем допустить, чтобы еврейская нация, чья невиновность в предписываемых им преступлениях очевидна, подвергалась преследованиям и мукам в результате обвинений, не имеющих под собой и доли правды…».
Волна погромов
Погромы прокатились по всему Ближнему Востоку и Северной Африке:
- Халеб (Алеппо — Сирия; 1850, 1875),
- Дамаск (1840, 1848, 1890),
- Бейрут (1862, 1874),
- Дейр-эль-Камар (1847),
- Иерусалим (1847),
- Каир (1844, 1890, 1901-02),
- Эль-Мансура (Египет; 1877),
- Александрия (Египет; 1870, 1882, 1901-07),
- Порт-Саид (Египет; 1903, 1908),
- Даманхур (Египет; 1871, 1873, 1877, 1891),
- Стамбул (1870, 1874),
- Бююкдере (Турция; 1864),
- Кузгунджук (Турция; 1866),
- Эюп (1868),
- Эдирне (Адрианополь — Турция; 1872),
- Измир (Турция; 1872, 1874) — это лишь наиболее известные случаи погромов .
Последствия в Европе
Согласно Даниэлю Пайпсу ,
…в действительности, Дамаское дело имело ужасающие последствия в Европе, где оно вызвало страшные преследования евреев, наиболее масштабные за все годы. Евреи были совершенно не подготовлены к бедствиям, которые им пришлось пережить, но вынесли из этой трагедии, что им надо организовать своё лобби и новое движение еврейской солидарности, положивших основу будущим еврейским организациям.
Этот случай привёл к активному росту новой еврейской газетной прессы.
В результате возникло чувство солидарности между еврейскими общинами Европы, которого никогда до сих пор не было. Таким образом, Дамасское дело привело к появлению новой еврейской газетной прессы, особенно в Западной Европе, как известная парижская газета (1840—1935) и лондонская The Jewish Chronicle (1841 до наст.вр.).
Дамасское дело стимулировало французских евреев заложить основу Всемирного израильского союза в 1860 году.
Современные отголоски
Махмуд Аль-Саид Аль-Курди написал две статьи в египетской ежедневной газете «Аль Акбар», повторяющие традиционные обвинения в Дамасском деле. Первая статья вышла в печать 20 октября 2000 года. Вторая — под заголовком «Последний миг в жизни отца Фомы» — 25 марта 2001 года .
В 2002 году было отмечено повторное обвинение по делу 1840 года в книге сирийского государственного деятеля, министра обороны Мустафы Тласа «Маца Сионизма». . Во введении к книге, он пишет: «Моя цель — пролить свет на несколько секретов еврейских сект… их отвратительный фанатизм и претворение в жизнь учений Талмуда.» Эта книга стала бестселлером в арабском мире.
В своём интервью, вышедшим в эфир ливанского телевидения «TeleLiban» 30 января 2007 года , ливанский поэт Марван Шамон утверждает: «…убийство священника Фомы… в 1840 году… в присутствии двух раввинов, в самом центре Дамаска, в доме близкого друга священника Дауда Аль-Харари, главы еврейской общины Дамаска. После того, как он был убит, его кровь была выцежена, и два раввина унесли её.»
См. также
Примечания
- Yossef Bodansky. «Islamic Anti-Semitism as a Political Instrument» Co-Produced by The Ariel Center for Policy Research and The Freeman Center for Strategic Studies, 1999. ISBN 0-9671391-0-4 , ISBN 978-0-9671391-0-4
- от 12 октября 2008 на Wayback Machine by Daniel Pipes. Middle East Quarterly. September 1998
- от 11 сентября 2007 на Wayback Machine by Johannes Valentin Schwarz. (66th International Federation of Library Associations and Institutions (IFLA) Council and General Conference. Jerusalem, Israel, 13-18 August 2000. Code Number: 106—144-E
- от 9 мая 2007 на Wayback Machine (MEMRI Special Dispatch Series — No. 201 ) April 2, 2001
- от 14 февраля 2004 на Wayback Machine (MEMRI Inquiry and Analysis Series — No. 99) June 27, 2002
- от 9 мая 2007 на Wayback Machine (MEMRI Special Dispatch Series — No. 1453 ) February 6, 2007
Литература
- Frankel, Jonathan: The Damascus Affair: 'Ritual Murder', Politics, and the Jews in 1840 ( Cambridge University Press , 1997) ISBN 0-521-48396-4 ( )
- Florence, Ronald: Blood Libel. The Damascus Affair of 1840 (University of Wisconsin Press, 2004) ISBN 0-299-20280-1 ( )
- Gotthard Deutsch and M. Franco. // Jewish Encyclopedia (англ.) . — New York : , 1903. — Vol. IV (Chazars—Dreyfus Case). — P. 420—421.
Ссылки
- (jewishgates.com)
- 2020-08-29
- 1