Interested Article - Кшесинский, Иосиф Феликсович

Иосиф-Михаил Феликсович Кшесинский ( 5 [17] февраля 1868 , Санкт-Петербург август 1942 , Ленинград ) — характерный танцовщик и балетмейстер Мариинского, позднее Кировского театра. Заслуженный артист РСФСР (1927) .

Биография

Сын и продолжатель дела характерного танцовщика Мариинского театра Феликса Ивановича Кшесинского и Юлии Доминской. Имел двух родных сестёр, также балерин Мариинского театра. Старшая сестра — , в замужестве Зедделер (1866—1969). Наиболее известна, как выдающимися достижениями на сцене, так и скандальными связями с членами императорской семьи младшая сестра Матильда (1872—1971). У матери Иосифа Феликсовича было ещё пять детей от первого брака.

После окончания театрального училища был зачислен в балетную труппу корифеем первого разряда , где прослужил до 1928 с перерывом с 1905 по 1914 год . В 1905 году на волне революционных событий он выступил как один из лидеров группы, предъявившей дирекции императорских театров требования по организации труда и жизни актёров. За это он был досрочно отправлен на пенсию и взят назад на службу только в 1914 году .

В 1896—1905 годах преподавал в Петербургском театральном училище , а в 1918 1927 годах вёл класс пантомимы в Ленинградском хореографическом училище . Среди его учеников — А. П. Павлова , Л. Г. Кякшт и др.

Автор статьи «1905 год и балет» («Жизнь искусства», 1925, No 51).

Как и его отец, Кшесинский-младший долго выступал на сцене. В 1927 году он получил звание Заслуженного артиста Республики. В марте 1928 года состоялся прощальный спектакль, для чего был возобновлен балет Дочь фараона . Однако и выйдя в отставку, он не прекратил активной деятельности. В частности он поставил балет Красный мак на сцене Выборгского дома культуры Ленинграда, где выступал в роли советского капитана. В 1928—1930 году он руководил молодёжной гастрольной группой, в которой выступали Ф. И. Балабина , К. М. Сергеев , Р. И. Гербек и др. В театральном музее имени А. А. Бахрушина сохранились написанные им воспоминания.

Иосиф Феликсович и его супруга скончались во время блокады Ленинграда , в августе 1942 года . Дата смерти и место захоронения неизвестны. После окончания войны его старшая сестра Юлия приезжала из эмиграции в Москву, но посетить Ленинград ей не разрешили и узнать какие-либо подробности его смерти ей не удалось .

Личная жизнь

В 1896 году женился на балетной выпускнице Императорского Театрального училища( ныне - Академия русского балета имени А. Я. Вагановой) Серафиме Александровне Астафьевой ( 1876 1934 ), в 1898 году у них родился сын Вячеслав . Разошлись супруги видимо через несколько лет.

Второй раз был женат также на танцовщице, выпускнице ИТУ 1900 года Целине Владиславовне Спрышинской ( 1882 1930 ). Дети:

Кшесинский был женат в третий раз.

Творчество

На сцене Мариинского театра Иосиф Кшесинский следовал по стопам своего отца. Он прекрасно выступал в характерных танцах. Как и отец был лучшим исполнителем мазурки . Выступал в мимических ролях, причем во многом копировал манеру исполнения отца. Александр III однажды заметил Кшесинскому-старшему, что принял сына за него. В те годы стабильность исполнения считалась большой заслугой. Исполнительской манере Кшесинского-младшего были свойственны схематизация образа и сгущение красок, вероятно даже в большей мере, чем его отцу. В начале XX века эта манера уже воспринималась частью критики как устаревшая .

Его сценический дебют состоялся в балете Пахита в роли злодея Иниго, которая стала одной из основных его ролей .

Как и его отец, Кшесинский был лучшим исполнителем мазурки . Ещё в возрасте 12 лет он танцевал мазурку в балете Конёк-горбунок . Этот польский танец пользовался большой популярностью и включался в состав дивертисментов многих балетных и оперных спектаклей. Апломб и горделивость, свойственная рисунку этого танца, соответствовали творческой манере танцовщика. В этом танце становились достоинствами характерные черты его творчества, такие как чрезмерная пафосность, которые в других случаях смотрелись, как недостаток. Выступления в мазурке были настолько характерны для него, что он, вопреки общей традиции, получил специальное разрешение носить усы .

Репертуар

(*) — первый исполнитель партии

Примечания

  1. // Балет24
  2. В. М. Красовская. Русский балетный театр начала XX века. Часть 2 Танцовщики. — Ленинград: Искусство, 1972. — 456 с. — 30 000 экз. , стр. 374—377
  3. Ю. А. Бахрушин. История русского балета. Москва, Просвещение, 1977. стр.239.
  4. , с. 258.
  5. . Дата обращения: 24 апреля 2022. 14 марта 2016 года.
  6. А.А.Ильин. // Школа Карла Мая : сайт. — 05.01.2021. 8 февраля 2023 года.
  7. . Дата обращения: 26 октября 2014. 1 сентября 2016 года.
  8. . Дата обращения: 29 февраля 2016. 5 марта 2016 года.
  9. Дата обращения: 29 февраля 2016. 6 марта 2016 года.
  10. . persona.rin.ru. Дата обращения: 23 сентября 2017. Архивировано из 4 марта 2016 года.
  11. . из оригинала 23 сентября 2017 . Дата обращения: 23 сентября 2017 .
  12. . РИА Новости . 20170922T1208+0300Z. из оригинала 23 сентября 2017 . Дата обращения: 23 сентября 2017 . {{ cite news }} : Проверьте значение даты: |date= ( справка )
  13. . ТАСС . из оригинала 23 сентября 2017 . Дата обращения: 23 сентября 2017 .

Литература

  • Гречук Н. В. Петербург. События и лица. История города в фотографиях Карла Буллы и его современников. — М. : Центрполиграф ; СПб. : Русская тройка, 2015. — С. 255—258. — 480 с. — ISBN 978-5-227-05075-5 .

Ссылки

  • .
Источник —

Same as Кшесинский, Иосиф Феликсович