Interested Article - Ёсимура, Кодзабуро

Кодзабуро Ёсимура ( яп. 吉村公三郎 Ёсимура Кодзабуро ), также известен как Кимасабуро Ёсимура , в «Кинословаре» 1970 года издания его фамилия написана как Йосимура. ( 9 сентября 1911 , Оцу , префектура Сига , Япония 7 ноября 2000 , Киото , Япония ) — японский кинорежиссёр и продюсер , представитель старшего поколения японских кинорежиссёров, работавший в «золотые годы японского кино». Обладатель престижнейших японских наград: императорского ордена Восходящего солнца , правительственной награды Ордена Культуры , кинопремий — журнала « Кинэма Дзюмпо » и « Майнити » .

Биография

Ранние годы

Кодзабуро Ёсимура родился в семье журналиста и писателя Тадаси Ёсимуры Коидзуми . Отец какое-то время был политическим обозревателем газеты « Асахи симбун », затем перешёл на работу в страховую компанию в Осаке , после чего служил заместителем начальника муниципалитета Осаки и наконец, продвинулся по служебной лестнице до должности 11-го мэра Хиросимы (с января 1915 г. по декабрь 1916 г.) . Кодзабуро, живший в младенчестве с матерью в Киото после назначения отца мэром в четырёхлетнем возрасте будет перевезён в Хиросиму. Когда мальчику исполнится одиннадцать, семья переедет в Токио , где пробудут недолго, ибо после знаменитого землетрясения Канто ( 1923 г .), превратившего Токио в руины семейство переберётся в родной город отца Саньдун в префектуре Сига . С 1924 года Кодзабуро с родителями обоснуются в соседней с Сига префектуре Гифу , в городе Огаки , где мальчик начнёт посещать среднюю школу с 4 класса (в настоящее время это школа Ogaki North High School). Проучившись в этой школе всего год, Кодзабуро будет отчислен за плохое поведение. Юноша переезжает в Токио, где будет посещать ещё год частную школу (в настоящее время это колледж Gakuen) .

Карьера в кино

По окончании высшей школы Nihon (Токио) в мае 1929 года Кодзабуро начинает работать в киностудии «Камата», принадлежащей компании « Сётику », ассистентом режиссёра Ясудзиро Симадзу . В 1932 году записался добровольцем в армию . Отслужив два года, он после демобилизации возвращается на студию «Камата», где ему сразу же доверяют первую самостоятельную постановку, короткометражную комедию с десятилетней Хидэко Такаминэ в главной роли «Потянув её сложенные вместе ноги» ( 1934 , англоязычное название — Sneaking / «Подлые»). Эта его работа была крайне низко оценена , вследствие чего Ёсимура ещё пять лет будет ждать своего полноценного дебюта в полнометражном кино. В 1936 году студия «Камата» прекратила своё существование и все работники перешли в новообразованную киностудию «Офуна» , где Ёсимура продолжил работать помощником режиссёра у всё того же Симадзу, также ассистировал другим режиссёрам: Хэйноскэ Госё , Ясудзиро Одзу , Сиро Тоёда и Микио Нарусэ . Вновь обратился к самостоятельным постановкам в 1939 году , дебютировав на этот раз полнометражной кинолентой «Женщина защищает дом». Снял за этот год пять фильмов, один из которых «Тёплое течение» пользовался заслуженным успехом, отличавшийся необычным для японского кино жизнеутверждающим колоритом. Фильм попал в десятку номинантов на премию журнала « Кинэма Дзюмпо », заняв по результатам голосования седьмое место .

Хотя первые работы Ёсимуры шли в русле драматических и комедийных традиций «Сётику» 1930-х годов , он постепенно проявил себя как амбициозный художник, который оторвался от этого наследия благодаря разнообразию выбора тем и сюжетов, и смелым использованием стилистики своих кинолент. Режиссёр последовательно, на протяжении многих лет показывал техническую зрелость, обращаясь ко всем жанрам: от мелодрамы («Тёплое течение») до социальной комедии («Парни, съевшие слона», 1947). Военная драма « Рассказ о командире танка Нисидзуми » ( 1940 ), становится одним из самых знаменитых фильмов военного времени и представляет собой отличный образец пропаганды в оккупированных странах, так как герой, японский офицер, был запечатлён братающимся со своими солдатами и помогающим китайской женщине и её ребёнку (в фильме показана оккупация Японией Китая). Большим успехом в национальном прокате военных лет пользовался фильм «Шпион ещё не убит» ( 1942 ) о сети американской разведки в Японии, действующей до нападения на Пёрл-Харбор .

С октября 1943 года Ёсимура работал на правительство и армию и был направлен в чине капитана на южный фронт. Его часть располагалась в Бангкоке ( Таиланд ) . После окончания Второй мировой войны в 1945 году Ёсимура был арестован и провёл год в тюрьме и лагере . Освободившись, Кодзабуро Ёсимура возвращается на студию «Офуна». В эти годы начинается его многолетнее плодотворное сотрудничество со сценаристом Канэто Синдо (впоследствии ставшем известным кинорежиссёром). Уже первый же фильм тандема Синдо—Ёсимура « Бал в доме Андзё » (с участием актрисы Сэцуко Хара ) будет отмечен премией журнала « Кинэма Дзюмпо » как лучший фильм 1947 года . Этот фильм удивил послевоенную японскую аудиторию не только свежестью подхода к материалу, но и показом поразительных контрастов новой социальной действительности тех лет. Другой фильм «Исумацу из Мори» ( 1949 ) считается одной из первых успешных лент послевоенного периода. На основе известной легенды Ёсимура сделал сатирическую комедию, критически показывающую менталитет современного гангстера.

Сотрудничество со сценаристом Канэто Синдо в значительной мере повлияло на творчество режиссёра. Вместе они поработают на протяжении многих лет над двадцатью двумя кинолентами. Вместе уйдут в 1950 году со студии «Офуна» из-за излишнего студийного давления на их творчество. В 1950 году они вместе с продюсером Хисао Итоя, режиссёром Тэнго Ямадой и актёром Тайдзи Тоноямой учредят собственную независимую кинокомпанию «Киндай эйга кёкай» («Общество современного кино»), что позволило этим кинематографистам свободно осуществлять свои художественные замыслы и таким образом создать множество шедевров, привлекших внимание критики . Первоначально у новообразованной компании не было павильонов и студийного оборудования, поэтому они арендовали производственные помещения кинокомпании «Дайэй» . И хотя Канэто Синдо с 1951 года сам дебютирует в кинорежиссуре, он всё же и в дальнейшем будет писать сценарии не только для своих постановок, но и для друга Ёсимуры. В 1952 году Кодзабуро Ёсимура будет удостоен кинопремии «Майнити» за лучшую режиссуру (фильм «Фальшивый наряд», 1951 ) .

Героями фильмов Ёсимуры часто являлись морально разложившиеся люди — убийцы, тёмные дельцы, расчётливые гейши (фильмы «Блестящие дни нашей жизни», 1948 ; «Фальшивый наряд», 1951 и другие). В фильмах «Перед рассветом» ( 1953 ), «Мыс Асидзури» ( 1954 , по Т. Тамия), «Земля» (в советском прокате — « На этой земле » , 1957 , по роману Сэйдзиро Симады) режиссёр обращается к социально значительным темам. В 1956 году Ёсимура поставил фильм «Ночная река» (в кинопрокате СССР — « Скрытые настроения ») , отличающийся поэтичностью повествования, тонким использованием цвета. Режиссёр умело раскрывал женские характеры и давал прекрасные возможности для самореализации японским киноактрисам, из-за чего его иногда сравнивали с Кэндзи Мидзогути . Поставленный в 1957 году режиссёром фильм «Осакская история» основан на нереализованном сценарии Кэндзи Мидзогути, не успевшего поставить его по причине смерти . В картинах Кодзабуро Ёсимуры блеснули популярные актрисы японского кино: Миэко Такаминэ , Кинуё Танака , Сэцуко Хара , Матико Кё , Нобуко Отова , Кэйко Киси , Фудзико Ямамото , Кёко Кагава , Аяко Вакао

Кодзабуро Ёсимура стал хорошо известен своими экранизациями литературной классики: « Повесть о Гэндзи » ( 1951 , по роману XI века писательницы и поэтессы Мурасаки Сикибу ), «Тысячекрылый журавль» ( 1953 , по роману Ясунари Кавабаты ), «Перед рассветом» ( 1953 , по роману Тосона Симадзаки ), «Дом спящих красавиц» ( 1968 , по повести «Спящие красавицы» Ясунари Кавабаты) и другие.

В 1956 году Ёсимура подписал контракт со студией «Дайэй», где будут поставлены фильмы, снятые до 1963 года , хотя их творческий союз с Канэто Синдо на этом не прервётся: в 1960-е годы многие из кинолент режиссёра будут сняты по сценариям Синдо . Одной из успешных работ этого периода будет фильм посвящённый трагической теме Хиросимы «Не забудь той ночи» ( 1962 , в советском прокате — « Камни Хиросимы ») . С 1960 года Кодзабуро Ёсимура будет работать режиссёром на телевидении . После ухода из «Дайэй» Ёсимура поставит несколько фильмов независимо от студийной системы, самостоятельно их продюсируя , в том числе и последнюю свою работу «Знамя из лохмотьев» ( 1974 ).

Личная жизнь

Кодзабуро Ёсимура состоял в браке с 1940 года с Томоко Оюти, с которой прожил многие годы вплоть до своей кончины .

Поздние годы жизни

В 1963 году Кодзабуро Ёсимура пережил кровоизлияние в мозг . В 1972 году Ёсимура вновь был на грани смерти, пережив серьёзное заболевание . После 1974 года Кодзабуро Ёсимура больше не выйдет на съёмочную площадку, хотя проживёт ещё четверть века.

В 1976 году японским правительством Кодзабуро Ёсимура был награждён Орденом Культуры , или как его ещё неофициально называют — орден «Фиолетовая лента». В 1982 году режиссёр был удостоен почётной императорской награды — ордена Восходящего солнца . Кодзабуро Ёсимура умер от острой сердечной недостаточности 27 ноября 2000 года в Киото , городе вдохновлявшем его на протяжении большей части его лучших работ. В 2001 году на церемонии вручения кинопремии « Майнити » режиссёр был отмечен специальной премией за вклад в кинематограф (посмертно) .

Награды, премии и номинации

Eiga Seikai-sha (1940)

  • Премия лучшему начинающему режиссёру .

Премия журнала «Кинэма Дзюмпо» (1940)

  • Номинация на премию за лучший фильм 1939 года — «Тёплое течение» .

Премия журнала «Кинэма Дзюмпо» (1948)

  • Премия за лучший фильм 1947 года — «Бал в доме Андзё» .

Кинопремия «Майнити» (1951)

  • Премия за лучшую режиссуру — «Фальшивый наряд» .

Каннский кинофестиваль (1952)

10-й Берлинский международный кинофестиваль (1960)

Международный кинофестиваль в Сан-Себастьяне (1963)

  • Премия OCIC Award — «Не забудь той ночи» (1962) .

Орден Культуры (1976)

Орден Восходящего солнца 4 класса (1982)

Кинопремия «Майнити» (2001)

  • Специальная премия за вклад в кинематограф (посмертно) .

Фильмография

Серым цветом выделены утерянные фильмы

Комментарии

  1. В советском прокате фильм демонстрировался с августа 1959 года, р/у Госкино СССР № 1025/59 (до 1 февраля 1964 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 200-201.
  2. В советском прокате фильм демонстрировался с июля 1959 года, р/у Госкино СССР № 1021/59 (до 31 января 1964 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда: Художественные фильмы», М.: «Искусство»-1963, С. 303.
  3. В советском прокате фильм демонстрировался с февраля 1965 года, р/у Госкино СССР № 1218/64 (до 1 ноября 1971 года) — опубликовано: «Аннотированный каталог фильмов действующего фонда. Часть III: Зарубежные художественные фильмы», М., «Искусство»-1972, стр. 66-67.
  4. В советском прокате фильм демонстрировался с января 1958 года — опубликовано: журнал для работников кинопроката «Новые фильмы», 1958. Выпуск 1: Ориентировочный план выпуска новых художественных фильмов в 1 квартале 1958 года.

Примечания

  1. (яп.)
  2. от 9 августа 2015 на Wayback Machine (англ.)
  3. (кит.)
  4. International Dictionary of Film and Filmmakers (fourth edition) volumes 1-4 (volume 2: Directors), editors Tom Pendergast & Sara Pendergast; St.James Press, 2000, P. 1094-1095. (англ.)
  5. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine (англ.)
  6. от 18 мая 2017 на Wayback Machine на форуме киноклуба «Феникс» (рус.)
  7. от 26 июня 2018 на Wayback Machine (яп.)
  8. от 9 августа 2015 на Wayback Machine (англ.)
  9. «Кинословарь» / Под редакцией С. И. Юткевича. — М.: Советская энциклопедия, 1986-1987. — С. 138. — 640 с.

Ссылки

Литература

  • Акира Ивасаки , «Современное японское кино», 1958, (русский перевод 1962, Переводчики: Владимир Гривнин, Л. Левин), — М.: Искусство, 1962.
  • «Кинословарь» / Под редакцией С. И. Юткевича. — М.: Советская энциклопедия, 1986-1987. — С. 138. — 640 с.
  • International Dictionary of Film and Filmmakers (fourth edition) volumes 1-4 (volume 2: Directors), editors Tom Pendergast & Sara Pendergast; St.James Press, 2000, P. 1094-1095. ISBN 1-55862-449-X
  • Mellen, Joan , Voices from the Japanese Cinema, New York, 1975.
  • Mellen, Joan , The Waves at Genji ’s Door, New York, 1976.
  • Jacoby Alexander A Critical Handbook of Japanese Film Directors. — Berkeley, California: Stone Bridge Press, 2008. — P. 268-273. — ISBN 978-1-933330-53-2
  • Anderson, Joseph , and Donald Richie, The Japanese Film, expanded edition, Princeton, 1982.
Источник —

Same as Ёсимура, Кодзабуро