Кавасима, Эйдзи
- 1 year ago
- 0
- 0
Юдзо Кавасима ( яп. 川島雄三 Кавасима Юдзо ), англ. Yûzô Kawashima . ( 4 февраля 1918 , Муцу , префектура Аомори , Япония — 11 июня 1963 , Токио , Япония ) — японский кинорежиссёр и сценарист . Когда уважаемый японский журнал о кино « Кинэма Дзюмпо » в 1999 году опубликовал список лучших японских фильмов XX века , в нём было много фильмов неоспоримых классиков, таких как Акира Куросава , Кэндзи Мидзогути , Микио Нарусэ и Ясудзиро Одзу . Тем не менее, многие западные наблюдатели были в недоумении от фильма, который занял почётное 5 место — « Солнце в последние дни сёгуната » режиссёра Юдзо Кавасимы . Этот фильм, выпущенный кинокомпанией «Никкацу» в 1957 году был практически неизвестен за пределами Японии, как и его постановщик Кавасима. Хотя теперь его фильмы начали выходить на Западе на DVD и Blu-ray, и по мнению одного из ведущих западных знатоков японского кинематографа критика Александра Джейкоби, работы Кавасимы являются недостающим звеном между классикой японского кино 1950-х и модернизмом 1960-х .
Родившийся в 1918 году в купеческой семье, Юдзо Кавасима ещё с юных лет заинтересовался литературой и кинематографом. Фильмы великого американского кинорежиссёра Дэвида Уорка Гриффита произвели на молодого Кавасиму неизгладимое впечатление, и он просто загорелся мечтой о работе в кино . После окончания средней школы юноша поехал в Токио, где он становится членом киноклубов Eigashudan и Nihon Eiga Kenkyukai , поступает в университет Мэйдзи , где будет изучать литературу. Когда студия «Офуна» кинокомпании «Сётику» в 1938 году объявила очередной конкурсный набор на вакантные должности ассистентов режиссёра, двадцатилетний Кавасима успешно прошёл трудный экзамен и попал в восьмёрку избранных, которых студия отобрала из 2000 претендентов.
После того, как Юдзо Кавасима поработал ассистентом у таких мэтров режиссуры, как Ясудзиро Симадзу и Ясудзиро Одзу , а также у только недавно начавших свой путь в профессии, а впоследствии ставших классиками Кодзабуро Ёсимуры и Кэйсукэ Киноситы , он в 1944 году получил возможность дебютировать самостоятельной постановкой, сняв фильм «Человек, который вернулся» . Эта дебютная его работа не имела успеха у зрителя, поэтому в двух последующих своих картинах он был только сорежиссёром. Первые успешные в коммерческом прокате киноленты Кавасимы, фильмы снятые в 1948 году , «Последователь» и «О, граждане!» показали элементы будущего стиля режиссёра . В своих постановках того периода Кавасима обращался преимущественно к комедийному материалу, став к середине 1950-х одним из признанных мастеров кинокомедии компании «Сётику», хотя он сам был крайне не удовлетворён и своими работами тех лет и жёстким диктатом студийных боссов.
В 1951 году состоялось знакомство Кавасимы с Сёхэем Имамурой , пришедшем тогда на студию также как и он когда-то в 1938-м, по конкурсному набору и получившему место ассистента режиссёра. Общие взгляды на жизнь и бунтарский дух объединило и сдружило этих двух художников. Они вместе покинули «Сётику» в 1954-м , перейдя в кинокомпанию «Никкацу», взбунтовавшись против пресловутого «духа студии «Офуна» — духа умеренности и конформизма . Имамура был его главным ассистентом по киноленте «Бремя любви» ( 1955 ), социальной сатире, в которой показана история министра правительства, выступающего за контроль над рождаемостью, но не способного контролировать рождаемость в собственной семье. Кавасима продемонстрировал мастерство в умении манипулирования большим количеством персонажей в фильме «Наш город» ( 1956 ), рассказе о жизни в пригороде Осаки периода Мэйдзи в 1930 году . В то же самое время в кинолентах «Двадцать четыре вида Гиндзы» ( 1955 ) и «Рай Сусаки: Район красных фонарей» ( 1956 ), где действие по большей части происходит в барах и борделях ночного Токио, продемонстрирован интерес Кавасимы к неприглядным сторонам жизни японского общества.
В 1957 году Юдзо Кавасима поставил по сценарию бывшего ассистента и лучшего друга Имамуры свой лучший фильм « Солнце в последние дни сёгуната » (в главной роли — Фрэнки Сакаи), придав новую глубину традиционной комедии. В этой киноленте остроумно и непристойно изложены события в борделе времён Реставрации Мэйдзи , где внимание режиссёра сконцентрировано на показе сексуальных и финансовых проблем героев. И хотя сотрудничество Кавасимы и Имамуры было не столь долгим, тем не менее, каждый из них обогатился совместным опытом. Комедии Кавасимы, их чёрный юмор и несколько бурлескный дух произвели сильное впечатление на молодого Имамуру и отразилось затем в первых его самостоятельных постановках . Кавасима же, в свою очередь, стал больше обращаться к низам общества и социальным проблемам, что привил ему друг Имамура. В то время как Имамура начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, Кавасима ушёл из компании «Никкацу» и его дальнейшие работы сняты в павильонах студий «Токио фильм» и « Тохо » .
Успех фильма «Солнце в последние дни сёгуната» способствовал появлению ряда сатирических и фарсовых комедий, снятых Кавасимой на рубеже 1950-х — 1960-х годов , где главную роль неизменно играл актёр Фрэнки Сакаи. Наиболее характерной из этих комедий была «Сдаётся комната» ( 1959 ), весёлый портрет жизни низов общества в Осаке.
Режиссёр также успешно работал с более традиционным драматургическим материалом: « Храм Диких Гусей » ( 1962 ), основанная на романе Цутому Мицуками — мастерски созданная мелодрама о неоднозначных взаимоотношениях между коррумпированным священником, его возлюбленной и его псаломщиком; в то время как «Тень цветка» и «Женщина рождается дважды» (оба фильма 1961 года ) были нежными и трогательными исследованиями жизни хозяйки бара и гейши , отмеченные тонким психологическим рисунком характеров героинь и сочувственным отношением к падшим женщинам. «Изящное чудовище» ( 1962 ) — один из последних фильмов режиссёра был снят с использованием необычных ракурсов в условиях замкнутого пространства и очень близок к лентам «новой волны».
Режиссёр умер в 45 лет от сердечного приступа, вызванного довольно редким заболеванием, — лёгочным сердцем . За 19 лет карьеры Юдзо Кавасима снял 51 фильм .
В 1991 году режиссёр и близкий друг Кавасимы, Сёхэй Имамура представил четыре его фильма на ретроспективе в Роттердаме . Это были четыре основных его работы: «Рай Сусаки: Район красных фонарей» ( 1956 ), «Солнце в последние дни сёгуната» ( 1957 ), «Женщина рождается дважды» ( 1961 ) и «Изящное чудовище» ( 1962 ) . В 2003 году Дом культуры Японии в Париже отдаст дань памяти Юдзо Кавасиме, устроив его ретроспективный показ . В феврале 2012 года мини-ретроспективу фильмов Юдзо Кавасимы устроили в рамках 62-го Берлинского международного кинофестиваля . С 19 февраля по 11 марта 2020 года ретроспектива из восьми фильмов Юдзо Кавасимы прошла в Москве (в кинозале Инженерного корпуса Государственной Третьяковской Галереи).
Фильмография Юдзо Кавасимы | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Русское название | Японское название | Название на ромадзи | Английское название в международном прокате |
1940-е годы | ||||
1944 | « » | 還って来た男 | Kaette kita otoko | The Man Who Came Back |
1946 | « » | ニコニコ大会 | Nikoniko taikai | Smiling Competition |
« » (к/м) | お笑い週間 | Owarai shukan | Comical Week | |
1947 | « » | 深夜の市長 | Shin’ ya no shicho | Mayor at Midnight |
1948 | « » | 追跡者 | Tsuisekisha | The Follower |
« » | シミ金のオオ!市民諸君 | Shimikin no Ci Shimin shokun | O Citizens (lit. Shimikin’ s O Citizens) | |
1949 | « » | シミ金のスポーツ王 | Shimikin no Supotsu-o | King of Sports (lit. Shimikin the King of Sports) |
1950-е годы | ||||
1950 | « » | 夢を召しませ | Yume o meshimase | Just Dream |
« » (к/м) | 女優と名探偵 | Joyfi to meitantei | The Actress and the Detective | |
1951 | « » | 天使も夢を見る | Tenshi mo yume o miru | Even Angels Dream |
« » | 適齢三人娘 | Tekirei sannin musume | Three Nice Nubile Girls | |
1952 | « » | とんかつ大将 | Tonkatsu taisho | Fried Pork General |
« » | 相惚れトコトン同志 | Aibore tokoton doshi | A Couple Very Much in Love | |
« » | 娘はかく抗議する | Musume wa kaku kogi suru | Girls Claim Their Rights | |
« » | こんな私じゃなかったに | Konna watashi ja nakatta ni | I Wasn' t Like That | |
« » | 明日は月給日 | Asu wa gekkyubi | Tomorrow Is Payday | |
1953 | « » | 学生社長 | Gakusei shacho | Student President |
« » | 花吹く風 | Hana fuku kaze | Flowers in the Wind | |
« » | 新東京行進曲 | Shin Tokyo koshinkyoku | New Tokyo March | |
« » | 純潔革命 | Junketsu kakumei | Sexual Revolution | |
« » | 東京マダムと大阪夫人 | Tokyo madamu to Csaka fujin | Madame Tokyo and Lady Osaka | |
« » | お嬢さん社長 | Ojosan shacho | Miss President | |
1954 | « » | 真実一路 | Shinjitsu ichiro | The Road of Truth |
« » | 昨日と明日の間 | Kino to asu no aida | Between Yesterday and Tomorrow | |
1955 | « » | 愛のお荷物 | Ai no onimotsu | Burden of Love |
« » | あした来る人 | Ashita kuru hito | Till We Meet Again | |
« » | 銀座二十四帖 | Ginza nijfiyonjo | Ginza / Twenty-four Views of Ginza (lit.) | |
1956 | « » | 風船 | Fusen | Balloon |
« » | 洲崎パラダイス 赤信号 | Suzaki Paradaisu: Akashingo | Suzaki Paradise: Red Light District | |
« » | わが町 | Waga machi | Our Town | |
« » | 飢える魂 | Ueru tamashii | Hungry Souls | |
« » | 続・飢える魂 | Zoku ueru tamashii | Hungry Souls 2 | |
1957 | « Солнце в последние дни сёгуната » | 幕末太陽伝 | Bakumatsu taiyoden | The Sun Legend of the End of the Tokugawa Era |
1958 | « » | 女であること | Onna de aru koto | Being a Woman |
« » | 暖簾 | Noren | The Shop Curtain | |
1959 | « » | グラマ島の誘惑 | Gurama-to no yuwaku | Temptation on Glamor Island |
« » | 貸間あり | Kashima ari | Room to Let | |
1960-е годы | ||||
1960 | « » | 人も歩けば | Hito mo arukeba | If a Man Could Walk |
« » | 接吻泥棒 | Seppun dorobo | The Thief of Kisses / The Dangerous Kiss | |
« Ночной поток » (сорежиссёр — Микио Нарусэ ) | 夜の流れ | Yoru no nagare | Evening Stream | |
« » | 赤坂の姉妹 夜の肌 | Akasaka no shimai: Yoru no hada | The Akasaka Sisters: Skin of Night / Soft Touch of Night | |
1961 | « » | 縞の背広の親分衆 | Shima no sebiro no oyabunsho | Pin-Stripe Bosses |
« » | 特急にっぽん | Tokkyu Nippon | Japan Express | |
« » | 女は二度生れる | Onna wa nido umareru | A Woman Is Born Twice / A Geisha’ s Diary | |
« » | 花影 | Kaei | Shadow of a Flower | |
1962 | « Храм Диких Гусей » | 雁の寺 | Gan no tera | Temple of Wild Geese |
« » | 青べか物語 | Aobeka monogatari | The Story of Aobeka / This Madding Crowd | |
« » | 箱根山 | Hakoneyama | Hakone Mountain | |
« » | しとやかな獣 | Shitoyakana kemono | Elegant Beast | |
1963 | « » | 製作=東京映画 配給=東宝 | Kigeki: Tonkatsu ichidai | A Life in the Fried Pork Business |
« » | イチかバチか | Ichi ka bachi ka | Take a Chance |