Цемлинский, Александр фон
- 1 year ago
- 0
- 0
Симфония № 2 Си-бемоль мажор — третья симфония А. Цемлинского (иногда обозначается как № 3). Написана летом 1897 года (окончена 9 сентября), во время пребывания композитора в Пайербахе вместе с А. Шёнбергом . Именно там последний сочинил , первую свою раннюю работу, от которой впоследствии не отказался.
Эта симфония может рассматриваться и как последняя ранняя работа Цемлинского, и как первая его работа зрелая. В ней полно отражается его техническое мастерство и уже содержатся ясные намёки на произошедшие скоро изменения и недалёкое отступление от консервативного академизма, что приведёт композитора к созданию своего собственного стиля, необычайно сильного и богатого красками. Цемлинский представил партитуру на в 1898 году, и занял первое место вместе с , представившим свою симфонию Соль мажор. Оба призёра 5 марта 1899 года исполнили свои работы на специальном концерте Венского филармонического оркестра .
Больше Цемлинский ничего с симфонией не делал, получить приз было его целью — и он её достиг. Дальнейшую судьбу произведения он не считал своей личной заботой. Возможно, что А. Веберн , изучавший в 1904 году у Цемлинского оркестровку, намекает на финал этой симфонии в теме своей пассакальи op. 1 (1808), написанной для струнных пиццикато, октавами и pianissimo. Несомненно, симфонию хорошо знал А. Шёнберг , вариации для оркестра op. 31 (1926—1928) явно исходят из неё, хотя, может быть, и неосознанно. В сущности, внимание, уделённое Цемлинским сооношениям интервалом в cantus firmus , прямо претворяет додекафонию Шёнберга.
В симфонии четыре части, но скерцо и медленная часть переставлены местами (что, впрочем, не редкость).
Первая часть написана в сонатной форме , начинается с фанфар . В медленном вступлении (Sostenuto) излагается основная тема, своей хоральной торжественностью напоминающая произведения А. Брукнера . Она построена только на чистой квинте и её обращении, чистой кварте , объединённых уже упоминавшейся фанфарообразной ритмической фигурой. Изменённая, прерывистая, она становится темой главной партии Allegro. Тема побочной партии напевна, заключительная же своей танцевальностью напоминает музыку А. Дворжака , которая высоко ценилась в среде учеников И. Брамса . В разработке все три темы смешиваются, к ним добавляется и тема вступления. Это позволяет достичь сильных контрастов и скачков настроения. Реприза не содержит всей главной партии целиком, этим приёмом часто пользовался сам Брамс. В конце части поставлена короткая, но эффектная кода , музыка которой происходит из заключительной партии.
Темы скерцо снова напоминают Брукнера. Оно причудливо, несколько безумно, полно синкоп . Спокойно-идиллическое трио, в котором важнейшую роль играют деревянные духовые , в конце концов обрывается снова появившейся темой скерцо. Реприза укороченна, кода, напротив, длинная. Этим, как и неожиданными сменами ритма и сложностью метра, Цемлинский изо всех сил старается избежать симметричности обыкновенного трёхчастного построения.
Третья часть, Adagio, написана в Ми-бемоль мажоре. Она трёхчастна. Вступление аккордами у деревянных духовых напоминает начало Largo из девятой симфонии Дворжака. Сами аккорды явно написаны под влиянием мотива Грааля из вагнерова «Парсифаля» и мотив странника из его же «Зигфрида» . Основная тема этой части тиха и мечтательна. Вторая же тема силой напоминает гимн, она то поднимается, но опускается.
Финал в миноре Цемлинский задумывал как пассакалью в память Брамса, умершего за несколько месяцев до создания симфонии, в апреле 1897 года. В отличие от того, как это сделано в четвёртой симфонии самого Брамса, послужившей далёким образцом, тема не вводится в целиком гармонизированной форме, но как пиццикато без аккомпанемента в басу после нескольких вступительных тактов. Возможно, считалось, что участники должны демонстрировать свои способности в контрапункте . В таком случае, Цемлинский должен был удивить жюри, поставив вместо блестящей заключительной фуги пятиголосное фугато только для струнных , тихое и отстранённое, к тому же, скорее в середине части, а не в конце. Триумфом же и кульминацией он сделал последнюю вариацию, в которой тема пассакальи необыкновенно легко сочетается с основной темой, введённой ещё в Sostenuto первой части.
Год записи | Дирижёр | Оркестр | Фирма |
---|---|---|---|
1985 | Словацкий филармонический оркестр | — 8.220391 | |
Р. Шайи | Симфонический оркестр Берлинского радио (западный) | PolyGram — 421 644-2 | |
1996 | Гюрцених-оркестр | — 7243 5 56473 2 0 | |
2001 | Чешский филармонический оркестр | Nimbus Records |