Interested Article - Симфониетта (Цемлинский)

Симфониетта, op. 23 — близкое к симфонии, но значительно более краткое (его исполнение занимает не более 20 минут; отсюда жанровое обозначение симфониетта ) произведение Александра Цемлинского . Написана в марте—сентябре 1934 года, после вынужденного возвращения композитора из Берлина (куда он переехал в 1927 году) в Вену . Музыка отражает связанные с этим и с ещё более зловещими предчувствиями волнения. Действительно, в 1938 году, после аншлюса , Цемлинский с женой и дочерью бежал в Нью-Йорк . Приход нацистов к власти стал и началом заката его известности. Симфониетта впервые была исполнена 19 февраля 1935 года в Праге , дирижировал бывший помощник Цемлинского Г. Яловец . Несколько позднее, в том же году, Альбан Берг слышал по радио исполнение Цемлинского с Венским симфоническим оркестром . Он был в восторге от произведения, отметив вторую часть как наиболее выражающую музыкальную манеру Цемлинского.

Музыка

В симфониетте три части.

  • I. Sehr lebhaft (Presto die Viertel), ganze Takte.
  • II. Ballade. Sehr gemessen (poco adagio), doch nicht schleppend.
  • III. Rondo. Sehr lebhaft.

Внешние части — это вместе и праздник жизни, и пляска смерти. Музыка стремительна, бравурна (это наиболее виртуозное произведение Цемлинского). Две эти части связываются «мотивом радостного сердца» — маленькими фанфарами из восходящих кварт , придуманным Э. В. Корнгольдом . Цемлинский ввёл в него разрушительный полутональный поворот. Первая часть открывается мотивом 2—3—5 (B—Ces—E), но его задиристый порыв вверх сразу же получает ответ в виде вопросительной фразы «Wohin gehst du?» нем. «Куда ты идёшь?» — песня об изгнании) из последней песни на стихи Метерлинка (op. 13). Во второй части (по форме это двойные вариации ) в эту фразу добавляются квинты (F—B), использованные Цемлинским уже в Симфонии Си-бемоль мажор . Это создаёт основу для построения некоего подобия похоронного марша. Почти перед самой кульминацией у скрипок и трубы взлетает обрывок мелодии из написанного несколькими годами ранее , будто бы страстный крик о свободе.

Записи

Год записи Дирижёр Оркестр Фирма
Б. Клее Симфонический оркестр Берлинского радио (западный)
1995 Гюрцених-оркестр
1997 Т. Даусгор Симфонический оркестр Датского радио Chandos — 9601
2001 Чешский филармонический оркестр Nimbus Records
2006 Новозеландский симфонический оркестр — 8.570240

Примечания

Источники

  • Paul Banks. — Комментарии к диску Chandos с записью с Т. Даусгором, 1998.
  • . — Комментарии к диску Chandos с записью с Чешским филармоническим оркестром и Э. Бомоном, 2004.
  • Erik Levi. Zemlinsky remembered and revived. — Комментарии к трёхдисковому собранию произведений Цемлинского в записях с Дж. Конлоном, 2008.
Источник —

Same as Симфониетта (Цемлинский)