Interested Article - Трио для кларнета, виолончели и фортепиано (Цемлинский)
- 2020-03-16
- 1
Трио ре минор для кларнета (скрипки), виолончели и фортепиано, соч. 3 — раннее сочинение Александра фон Цемлинского , единственное его завершённое трио. Написано, очевидно, в 1896 году. Его исполнение в декабре этого года принесло Цемлинскому третье место на конкурсе, устроенном Венским обществом музыкантов по настоянию И. Брамса . Входит в число наиболее часто исполняемых сегодня его произведений.
История создания
К форме трио композитор уже обращался в марте 1888 года, от сочинявшегося им тогда трио a-moll сохранилась лишь одна часть, но то было стандартное фортепианное трио. Введение кларнета можно объяснить влиянием учителя Цемлинского Брамса, написавшего за пять лето до этого (в 1891 году) . Одновременно в этом просматривается будущая тяга Цемлинского к необычным тембрам и ярчайшей палитре.
Венское общество музыкантов благодаря Брамсу, покровительствовавшему начинающим композиторам, устроило в 1896 году конкурс, и трио Цемлинского заняло на нём третье место. Брамс почти сразу же предложил ему издать сочинение (вместе со ) у своего друга и издателя Зимрока . Именно Зимрок настоял на том, чтобы Цемлинский приложил и скрипичную партию, поскольку сочинение для стандартного трио, конечно, раскупалось бы намного лучше. Цемлинский подошёл к поставленной задаче серьёзно и не просто переписал партию кларнета под скрипку, но значительно обработал её, исходя из качеств нового инструмента. В сущности, получились почти что два разных произведения.
Музыка
Трио состоит из трёх частей.
- I. Allegro ma non troppo.
- II. Andante.
- III. Allegro.
Большая, длящаяся 12—13 минут первая часть построена на открытой, широкой, певучей, даже героической теме. Здесь, как и вообще в музыке Цемлинского этого периода, демонстрируется вся мощь позднего романтизма. Влияние Брамса очевидно, но, как и в написанном чуть позже , Цемлинский уже во многом выражает себя. Экспозиция повторяется полностью, таким образом составляя около половины длительности этой части. Разработка использует все выразительные свойства каждого инструмента, продвигаясь к развёрнутой кульминации, основанной на первой теме. Затем следует тонко, со вкусом изменённая реприза, в которой для уравновешивания формы на этот раз второй теме предоставляется больше места для развития. Кода остро выказывает меланхоличность основной темы.
Вторая часть написана для кларнета в A, скрипке же предлагается играть в высоком регистре. Она начинается с соло фортепиано, уже содержащего тематический материал, который предстоит развивать в страстных излияниях двум другим инструментам. Мрачноватая последняя фраза темы становится основой для более оживлённой средней части, в которой инструменты как бы общаются с помощью богатого контрапункта , приходя в конце концов к выразительнейшей паузе. Начальная музыка повторяется с некоторыми изменениями, приходя к заключению, написанному, несомненно, с оглядкой на Брамса.
Финал — это удивительно короткая рондо-соната , лёгкая главная партия которой постоянно контрастирует с беззаботной, успокаивающей побочной партией. Напряжение поддерживается плотностью контрапункта, которая разрывается лишь в коде, включающей в себя все темы. Равновесие последних тактов сокрушают три безапелляционных заключительных аккорда.
Записи
Год записи | Ансамбль или исполнители | Кларнет или скрипка | Фирма |
---|---|---|---|
1985 |
Э. Бруннер
(кларнет)
(виолончель) (фортепиано) |
кларнет | — ODE 760-2 |
1990? |
(кларнет)
Д. Герингас (виолончель) (фортепиано) |
кларнет |
LP
:
73053
CD: 717 |
1992 | кларнет | ||
1992 | скрипка | Philips | |
1993? | кларнет | Summit Records | |
1993? | скрипка | Largo Records — LARGO 5111 | |
1994? |
(кларнет)
(виолончель) Р. Грослот (фортепиано) |
кларнет | — 1901371 |
кларнет | — TACET058 | ||
1998? | кларнет | Paula Records — Pacd 52 | |
1998? | кларнет | Bella Musica Edition | |
2004 | скрипка | MDG Gold — MDG3421354 | |
2005? |
(альт)
(виолончель) (фортепиано) |
альт | Edition Hera — HER2119 |
2006? |
(кларнет)
(виолончель) (фортепиано) |
кларнет | Preiser Records |
2007 |
(кларнет)
(виолончель) (фортепиано) |
кларнет | — (недоступная ссылка) |
2011 | кларнет | Melba Recordings — MR301132 |
Источники
- к изданию нот трио Edition Silvertrust.
- Richard Whitehouse . (недоступная ссылка) — Комментарий к диску Naxos (недоступная ссылка) .
Примечания
- Диск 1991 года.
- ↑ Диск января 1994 года.
- Диск 1995 года.
- ↑ Диск 1999 года.
- Диск 2006 года.
- Диск 2007 года.
Ссылки
- 2020-03-16
- 1