Соната для фортепиано № 1 (Шопен)
- 1 year ago
- 0
- 0
Сона́та для виолонче́ли и фортепиа́но ля мино́р ( нем. Sonate für Violoncello und Pianoforte a-moll ) — раннее (1894) сочинение Александра фон Цемлинского , единственная его законченная соната и одно из немногих произведений для виолончели с фортепиано.
Соната принадлежит к числу самых ранних произведений Цемлинского. Впрочем, за его спиной уже была оконченная и исполненная публично ре-минорная симфония . В области камерной музыки он уже пытался написать фортепианное трио и два струнных квартета (ото всех них сохранились лишь отдельные части либо наброски). Окончив консерваторию, Цемлинский стал членом Венского общества музыкантов ( нем. Wiener Tonkünstlerverein ). В качестве вступительного «взноса», подтверждающего, что композитор достоин этого, он написал два произведения: фортепианный квартет Ре мажор и виолончельную сонату . Квартет был впервые исполнен 20 ноября 1893 года , но до нашего времени от него сохранились лишь фрагменты. Соната, как явствует из надписи на титульном листе, писалась в январе — марте 1894 года. К дуэту виолончели и фортепиано Цемлинский уже обращался, по крайней мере, в Трёх пьесах 1891 года, написанных для Фридриха Буксбаума , австрийского виолончелиста, члена , бывшего при Малере и много позже, до 1938 года, первой виолончелью в Венской придворной опере . Ему посвящена соната, и он же стал её первым исполнителем 23 апреля 1884 года в Венском обществе музыкантов.
Уже с 1971 года о сонате было известно. Но долгое время она считалась утерянной. Таковой она обозначена в статье Л. Онкли и даже в каталоге . Её рукопись хранилась в семье Буксбаума. Они дали фотокопию , известному музыканту, юмористу и коллекционеру. Тот, в свою очередь, ближе к концу XX века передал её пианисту Питеру Уоллфишу (отцу известного виолончелиста ). Фотокопия была с трудом читаемая, и никто за неё не брался, пока не появился Энтони Бомон, «расшифровавший» её. Также он получил возможность справляться с оригиналом рукописи, который теперь хранится в , где одновременно с этим открыл три ранее не известных пьесы Цемлинского для виолончели и фортепиано, датированных летом 1891 годом. Бомон же осуществил первое издание сонаты и этих пьес.
Соната написана в традиционной трёхчастной форме:
Время её создания (январь — март 1894 года) совпадает со временем начальных набросков к первой опере Цемлинского — « ». Отголоски изображаемых в ней кавказских страстей можно без труда найти и в сонате, в этом уже сказывается любовь композитора к экзотике. Вместе с тем, главная партия первой части выдержана в духе И. Брамса . Она перетекает в страстную перекличку виолончели с фортепиано и плавно выливается в побочную партию, более спокойную и расслабленную. Экспозиция повторяется. Разработка построена преимущественно на материале главной партии, её порывы повторяются со все большей силой, накатываются на более спокойную тему побочной партии. Затем все утихает и наступает реприза, за которой следует быстро вырастающая до эмоционального пика кода .
Вторая часть написана в трёхчастной форме. Её тема — светлая, полная лиризма и спокойствия. Романтизм Цемлинского предстаёт здесь с другой, недраматической, стороны. Средняя часть (эпизод) — короткая, но бурная. Кода достаточно длинна и призвана завершить умиротворённое впечатление. В финале в сонатной форме используются две темы: первая — строгая, снова напоминающая Брамса, а вторая из-за своей широты и вызываемого ею ощущения тепла и света имеет несомненную связь с музыкой А. Дворжака . Интересна связующая партия: она начинается маленьким фугато на тему главной партии и упирается вдруг в тему побочной. В основу разработки положена первая тема, в варианте, использованном в связующей партии ( стаккато , канон , напоминающий бывшее недавно фугато). В репризе, к которой ведут лёгкий фортепианный пассаж стаккато и виолончельный пиццикато , побочная партия проводится уже в миноре, что особенно подчеркивает её прозрачность и хрупкость, своеобразную «хрустальность». Не отделённая резко кода использует темы всех трёх частей, тихо, почти шёпотом разрешая все конфликты сонаты.
Год записи | Виолончель | Фортепиано | Фирма |
---|---|---|---|
2006 | Hänssler Classic — | ||
2006 | — NI 5860 | ||
2007 | Naxos — (недоступная ссылка) |