Interested Article - Дестгях

Дестгя́х , дастгях , дастгах ( перс. دستگاه ‎, dastgāh) — основная форма (жанр) традиционной музыки исторической Персии и современного Ирана , типологически родственная арабскому макаму , азербайджанскому мугаму , таджикскому и узбекскому шашмакому и другим региональным феноменам макамо-мугамной традиции (называемой иногда словом макамат ). Этимологию слова «дестгях» возводят к позиции (gāh) руки (dast) на грифе струнного инструмента. Предположительно азербайджанского происхождения.

Общая характеристика

Обозначение формы (жанра) дестгяха традиционно даётся по ладу , которым начинается и заканчивается (ладопеременная) музыкальная композиция. Таким образом, слово дестгях относят и к модальному ладу (который современные теоретики музыки обычно представляют в виде таблички-звукоряда) и к целостной композиции на основе данного лада. Основные дестгяхи (формы):

  • сегях ( перс. سه‌گاه ‎, segāh; букв. «третья позиция»)
  • чааргях, чахаргях ( перс. چهارگاه ‎, čahārgāh; букв. «четвёртая позиция»)
  • раст-панджгях ( перс. راست‌ پنج‌گاه ‎, rāst-panjgāh; букв. раст «пятой позиции»)
  • шур ( перс. شور ‎, šur; букв. «волнение», «страсть», «любовь»)
    • баят-е торк ( перс. بیات ترک ‎, bayāt-e tork; от тюркского этнонима Баят )
    • абу-ата ( перс. ابو عطا ‎, abu ʿaṭā)
    • дашти ( перс. دشتی ‎, dašti; букв. «пустынный»)
    • афшари ( перс. افشاری ‎, afšāri; от тюркского этнонима Афшар )
  • махур ( перс. ماهور ‎, māhur)
  • хомаюн ( перс. همایون ‎, homāyun; букв. «счастливый», «царственный», см. Хумайя )
    • баят-е исфахан ( перс. بيات اصفهان ‎, bayāt-e esfahān; по названию города и исторической области Исфахан )
  • нава ( перс. نوا ‎, navā; букв. «мелодия», «напев»)

По наиболее распространённой классификации дестгяхи баят-е торк, абу-ата, дашти и афшари трактуются как подклассы (т.наз. ава́зы , ед.ч. ава́з , перс. آواز ‎, āvāz) дестгяха шур , а дестгях баят-е исфахан — как аваз дестгяха хомаюн .

В ходе развёртывания (sayr) каждого из дестгяхов наряду с обычными для монодико-модальных ладов категориями (аналогичными западноевропейским финалису , реперкуссе , амбитусу , метаболе и т. д.) исключительно важную роль играет категория мелодической модели — от характерной формульной фразы вплоть до характерной формульной мелодии, гуше́ ( перс. گوشه ‎, guša). По некоторым подсчётам, основных моделей-гуше 365, которые для профессионального исполнителя выполняют функцию «словаря» в ходе развёртывания (варьирования, орнаментирования, импровизации) дестгяха, то есть непосредственно в момент исполнения. Такой словарь мелодических моделей, систематически привязанных к отдельным дестгяхам, в Иране традиционно называют словом радиф (или редиф, перс. ردیف ‎, radif, букв. «значимый порядок») .

Мугамный дастгях

Мугамным дастгяхом является развёрнутая многочастная вокально-инструментальная форма мугамной композиции. Является классической формой азербайджанской профессиональной музыкальной устной традиции. Мугамный дастгях получил распространение с середины XIX века.

Мугамный дастгях представляет собой совокупность всех традиционно входящих в состав данного мугама разделов — шобе, гюше, авазов, теснифов, рянгов, диринги. Мелодический материал основывается на нескольких родственных мугамных ладах, разворачивающихся последовательно и образующих определённую [ какую? ] систему. Каркас всего цикла составляет шобе Майе, который является самым развёрнутым импровизационным разделом. Части, составляющие цикл, объединяются по принципу контраста: импровизационные метрически свободные шобе чередуются с мелодически стабильными ритмичными частями — песенными теснифами, танцевальными частями, маршеобразными частями; инструментальные части дают возможность певцу-ханенде отдохнуть перед исполнением следующего шобе.

Текстовая основа мугамного дастгяха — классические стихи, написанные в системе аруза , в основном газели . Выбор стихов в первую очередь зависит от эмоционального строя мугама, а также обусловлен чувством поэтического и музыкального ритма ханенде, его художественно-эстетическими предпочтениями.

Продолжительность звучания мугамных дастгяхов варьируется от 10-15 минут до нескольких часов.

Иранский дастгях

Иранский дастгяхом является вид иранской классической музыки, это развёрнутая многочастная вокально-инструментальная композиция . В композиции использцются стихи персидских поэтов-классиков. Она включает ряд разделов: пишдарамед- вступление перед дастгяхом, дарамед- сольная начальная часть дастгяха, иногда в одном дастгяхе бывает 2–3 дарамеда, ренг- танцевальная инструментальная пьеса, чахар-мизраб- виртуозный сольный вокальный или инструментальный эпизод, тесниф- сольный песенный эпизод .

Примечания

  1. Lucas, Ann E. "Ancient Music, Modern Myth." Music of a Thousand Years: A New History of Persian Musical Traditions, 1st ed., University of California Press, 2019, pp. 1–22. JSTOR, от 5 марта 2023 на Wayback Machine . Accessed 5 Mar. 2023.
  2. Laudan Nooshin (1998) The song of the nightingale: Processes of improvisation in dastgāh Segāh (Iranian classical music), British Journal of Ethnomusicology, 7:1, 69-116, DOI: 10.1080/09681229808567273
  3. Другое значение слова редиф в современном Иране — правило связывания различных моделей-гуше, регулирующее форму и ладовую структуру дестгяха как целостной композиции.
  4. Дата обращения: 21 февраля 2019. Архивировано из 21 февраля 2019 года.
  5. Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

Нотные транскрипции

  • Répertoire-modèle de la musique Iranienne: radif de tar et de setar de Mirza Abdollah, edd. Jean During, Pirouz Sayar etc. Teheran, 1991.

Литература

  • Ella Zonis. Classical Persian music: an introduction. Cambridge (Massachusetts): Harvard University Press, 1973.
  • Owen Wright. The modal system of Arab and Persian music, AD 1250—1300. Oxford, New York: Oxford University Press, 1978.
  • Jean During. La musique iranienne, tradition et évolution. Paris, 1984.
  • Bruno Nettl . The radif of Persian music. Studies of structures and cultural context. Champaign (Illinois), 1987 (сб. статей под ред. Б.Неттля).
  • Hormoz Farhat . The dastgāh concept in Persian music. Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1990.

Ссылки

Источник —

Same as Дестгях