Славутин, Евгений Иосифович
- 1 year ago
- 0
- 0
Евге́ний Ио́сифович Чуба́ров ( 11 декабря 1934 , с. , Башкортостан — 5 декабря 2012 , г. Мытищи, Московская обл.) — российский живописец , художник , скульптор и график.
Евге́ний Ио́сифович Чуба́ров родился 11 декабря 1934 года в селе Емаши, Белокатайского района Башкирии (отец Иосиф Григорьевич Чубаров, 1910 - 1943, русский, православный; мать Анастасия Павловна Ляшкова, 1916-1998, русская православная). С 01.10.1951 г. по 21.07.1954 г. обучался на дневном отделении ремесленного училища № 4 в г. Златоусте по специальности "гравер по металлу", по окончании училища ему была присвоена квалификация "гравер по металлу" 5 разряда, получил распределение на военный завод "почтовый ящик № 36", г. Златоуст. Челябинской области., где проработал до июня 1955 г. С 1955 г по 1958 г. работал на крупной " стройке коммунизма", затем служил на Краснознаменном балтийском флоте ориентировочно до 1961 г.
Точная дата переезда в г. Загорск (ныне — Сергиев Посад ) не установлена. Считается, что Чубаров наряду с другими молодыми учениками работал в реставрационной студии скульптора Дмитрия Цаплина, которая располагалась в г. Москве рядом с нынешним ГУМом. Вскоре Чубаров познакомился со своей будущей супругой Людмилой Гукович, работавшей в то время в Истре детским врачом-терапевтом и в 1961 году вступил с ней в брак.
В 1963 году картины Чубарова «Март» и «Заводской пейзаж» попадают на выставку молодых художников в Москву. «Заводской пейзаж» затем публикуют в журнале « Искусство », всего через несколько месяцев после того, как Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв посетил выставку «XXX лет МОСХ» в Манеже и раскритиковал художников, ориентированных на европейский авангард . В это же время Чубаров увлекается деревянной скульптурой, получая материал у знакомого инженера Загорского кирпичного завода. По воспоминаниям жены художника, это были ростовые портреты, напоминавшие фотографии жертв Освенцима.
Графические и живописные работы 60-х годов отчетливо трактуют интерес художника к эросу, как физическому, так и психологическому. Холст 1969 года изображает женщину, сидящую на коленях у мужчины, у которого вместо головы — темно-зеленый квадрат с небрежно набросанными глазами и ртом. Трактовка мужских фигур как геометричных теней встречается и в других работах этого периода. Мужское понимается Чубаровым как безличное, незавершенное, это базовая стадия оформления подсознательных импульсов.
В 1970—80-е Чубаров от простых композиций переходит к новой трактовке соотношения между живописной и телесной массой и много работает над своей серией мощных многофигурных композиций тушью на бумаге. Композиционно его работы наследуют «Несению креста» Босха (1515—1516), экспрессионизму Бориса Григорьева периода «Ликов России» (1920—30-е) и аналитическим опытам Павла Филонова . Если раньше Чубаров писал отдельные фигуры в легко читаемых взаимоотношениях, то теперь он создает ситуации максимальной тесноты, заполняя холст все новыми и новыми лицами и телами, редко связанными общим сюжетом.
В «Драке» (1982) Чубаров приравнивает поверхность холста к телу, кожному покрову, стирая границу между живописными и телесными массами. Позже такое понимание живописной поверхности поможет ему перейти к окончательной беспредметности. Мотивы «Драки» останутся у художника и в период занятий чистой абстракцией, но переедут в многочисленные рисунки.
Другие полотна 1980-х также полны отсылок к скрытой и демонстративной сексуальности — от образа могильщика до персонажей с обрубленными конечностями или следами трупного окоченения на лицах.
На протяжении нескольких десятков лет Чубаров работал над серией скульптур из камня. В московском парке скульптур « Музеон » располагается композиция из 283 каменных голов, помещенных в отдельно стоящую стену и забранных решеткой; эта структура, как и смысл работы — памятник жертвам сталинских репрессий — придумана не художником, а руководством парка, принявшим эти скульптуры в дар в середине 1990-х.
В 1986 году Чубарова принимают в Союз художников СССР .
Советская часть биографии Чубарова небогата внешними событиями и не свидетельствует о том, что художник старался закрепиться в андеграунде : его имя не фигурирует в списках художников, пытавшихся выставляться независимо [ источник не указан 1236 дней ] .
По приглашению арт-дилера Гари Татинцяна художник уезжает сначала в Берлин, где он живёт и работает в течение 8 лет, а затем и в Нью-Йорк. В это время происходит последняя трансформация его манеры. Из экспрессионизма Чубаров уходит в чистую абстракцию и добивается успеха — становится стипендиатом фонда (недоступная ссылка) , участвует в выставках наравне с крупнейшими художниками художниками послевоенного поколения . Чубаров приходит к абстракции в тот момент, когда она перестает быть политическим жестом эмансипации от официальных требований к искусству. Столь поздний шаг за пределы повествовательного искусства подчеркивает его внутреннюю независимость от художественного контекста, в котором ему приходилось работать. Чубаров смог сконцентрировать внимание на кропотливом изготовлении нефигуративной картины в первую очередь как вещи, предмета в разных измерениях, от орнаментального до психологического. Сам Чубаров считал себя наследником русской «архаической» культуры, проводя параллель своей техники с идеями «черного квадрата» Малевича, самобытно интерпретировал стиль русской парсуны, визуально запечатляя энергетику окружавшего его мира.
Главной задачей Чубарова в живописи с начала 1990-х становится переход к абстрактному письму в несколько слоев, лишенному «темных страстей», даже наоборот — оптимистичному по сравнению с работами советского времени. Опыт изображения анархической телесности в 1970—80-е позволил Чубарову отказаться от самопроявляющихся символов. Художник отказался от характерного для абстрактного экспрессионизма близкого контакта с холстом, превращающего картину либо в фиксацию жеста, как у Поллока , либо в умозрительное пространство чистого цвета, как у Ротко . Чубаров писал работы как для взгляда вплотную, так и для рассматривания издалека.
В конце 90-х Чубаров с супругой вернулись в Москву, поселившись в квартире в Мытищах , где часто гостили многие представители неофициальной и официальной культуры (в том числе Эрнст Неизвестный , Илья Кабаков и другие).
В 2013 году, после смерти художника, был основан .
Он объединил художественное наследие художника, предоставив возможность узнать больше о его жизни и творческих достижениях, а также познакомиться с коллекцией произведений искусства и архивными материалами.
Монументальные работы Чубарова были показаны на известных площадках Европы и США, а позже и в России. На групповых выставках работы Чубарова выставлялись наравне с картинами классиков XX века — Мела Бохнера, Фрэнка Стеллы, Сола Левитта, Дэмиена Херста, Питера Хелли и Стефана Балкенхола.
В 2015 году в Галерее Гари Татинцяна прошла персональная выставка Евгения Чубарова, посвященная 80-летию со дня рождения художника .
В августе 2016 года в немецком городе Хаген в Музее Карла Эрнста Остхауса открылась персональная выставка художника .
Стипендиат фонда Поллока-Краснер.
22 июня 2007 года на русских торгах аукционного дома « Phillip’s » картина Е. Чубарова «Без названия» 1994 года была продана за рекордную для здравствующего художника из России сумму — $ 1 198 500.