Виктория (парк)
- 1 year ago
- 0
- 0
Томáс Луис де Виктория ( исп. Tomás Luis de Victoria , лат. Thomas Ludovicus Victoria Abulensis , 1548 , Авила — 27 августа 1611 , Мадрид ) — испанский композитор и органист , крупнейший испанский музыкант эпохи Контрреформации . Один из ведущих представителей Римской школы , прозванный «испанским Палестриной ».
Точная дата рождения Виктории неизвестна. До 18 лет он пел в хоре кафедрального собора Авилы. В 1567 году был послан в римскую иезуитскую коллегию Collegium Germanicum изучать богословие. Работал капельмейстером и органистом в церкви Санта-Мария де Монсеррат. Есть предположения, что он занимался в Римской семинарии у Палестрины , в 1571 году занял вслед за Палестриной и, как говорят некоторые источники, по его рекомендации место руководителя семинарской капеллы. В 1572 году опубликовал в Венеции первую книгу своих мотетов . Принял сан в 1575 году, став священником церкви Санто Томас де лос Инглесес. В 1576 году опубликовал второй сборник своих музыкальных сочинений. В 1578 году вошёл в конгрегацию ораторианцев .
Вернулся в Испанию в 1586 году , был назначен личным капелланом императрицы Марии Испанской (вдовы императора Максимилиана II , сестры короля Филиппа II ) и органистом обители босоногих в Мадриде , где Мария в затворничестве жила и которой покровительствовала. В 1592 году вернулся в Рим, присутствовал на погребении Палестрины, в 1595 году окончательно возвратился в Испанию. Несколько раз отказывался от предлагаемых ему почётных постов в кафедральных соборах страны ( Севилья , Сарагоса ). На смерть императрицы (1603) написал заупокойный оффиций (реквием). В последние годы жизни продолжал работать органистом.
Писал только церковную музыку. Композитору принадлежат 20 месс (из которых «O quam gloriosum» написана в технике пародии ) и обработки молитвословных текстов оффиция самых разных жанров/форм (в том числе большой сборник распевов Страстного оффиция — Officium Hebdomadae Sanctae), многие из которых традиционно причисляют к жанру мотета . Виктория первым в Испании использовал аккомпанемент (орган, струнные или духовые) в церковной музыке, а также стал писать (на манер композиторов венецианской школы ) многохорные сочинения.
Уже при жизни был известен не только в Италии и Испании, но и в Латинской Америке, его сочинения хорошо, по тем временам, расходились: так сборник, вышедший в 1600 году, сверх обычного тиража в 200 экземпляров, был напечатан в количестве ещё ста. В XX веке исследователем и активным пропагандистом творчества Виктории был Фелипе Педрель , наследие Виктории высоко ценили Мануэль де Фалья , Игорь Стравинский . Сегодня его сочинения широко исполняются и записываются лучшими исполнителями и самыми престижными фирмами мира. Именем композитора названа музыкальная консерватория в его родном городе. В 1996 году учреждена ибероамериканская музыкальная премия имени Томаса Луиса де Виктория ( ; ).
Четырёхсотлетие кончины композитора ( 2011 ) широко отмечалось музыкальными коллективами мира.