Interested Article - Пер Гюнт (балет Шнитке)

«Пер Гюнт» ( нем. Peer Gynt ) — трёхактный балет с эпилогом русско-немецкого композитора Альфреда Шнитке на либретто Джона Ноймайера по одноимённой пьесе Генрика Ибсена . Премьера балета состоялась 22 января 1989 года в постановке Джона Ноймайера и исполнении танцовщиками в Гамбурге . Новая постановка во второй редакции Джона Ноймайера впервые была представлена труппой Гамбургского балета 28 июня 2015 года в Гамбурге.

История создания

Свой второй балет Альфред Шнитке создавал по просьбе хореографа Джона Ноймайера и в тесном сотрудничестве с ним. Работа началась во время первого приезда балетмейстера Москву и знакомства с композитором в 1985 году . Ранее Ноймайер уже использовал музыку Шнитке в постановках балетов «Трамвай „Желание“» (1983) и «Отелло» (1985, Кончерто гроссо для двух скрипок и камерного оркестра) . Пер Гюнт заинтересовал Шнитке бесконечным количеством неисчерпаемых реализаций, что напоминало ему сюжет о докторе Фаусте. Образы Фауста и Пер Гюнта привлекали композитора своей загадочностью: «Пер Гюнт — странный персонаж, ключа не имеющий, быть может, ещё более странный, нежели Фауст» . При этом в беседе с Александром Ивашкиным Альфред Шнитке провёл аналогию с Александром Пушкиным : «У меня ощущение, что Пушкин тоже не имеет единого окончательного решения. О нём столько уже написано, а эта фигура открывает все новое и новое, не искажаясь» .

Создание музыки к балету было прервано болезнью композитора — инсультом, от которого он чудом остался в живых. На сайте немецкого нотоиздательства «Сикорский» ( Sikorski ) датой завершения сочинения указан 1987 год .

Внешние изображения
Балет «Пер Гюнт» в Большом театре
Эдвин Ревазов в партии Пер Гюнта на сцене Большого театра , 2016

В балете действие пьесы Ибсена перенесено в современность. Напряжённая, мрачная и жёсткая музыка Шнитке значительно отличается от лёгких романтических сюит Грига . Балетовед Наталия Зозулина писала: «Важной хореографической идеей являлось „многоголосие“ героя, чей сольный образ Ноймайер вписал в ансамбль двойников» . В трёх актах балета Шнитке отразил три различные ипостаси личности героя: «Весь спектакль — это как бы три круга реальности. Низменный, детский; показушный — начиная с театра и кончая сумасшедшим домом, вершина второго акта. И наконец, третий акт — возвращение на новом уровне реальностной ситуации. <…> А концом третьего акта является Эпилог, это — четвёртая реальность. Здесь опять проходит, проживается всё, что было, но на новом уровне» . Для Эпилога Ноймайер просил Шнитке сочинить весьма продолжительное adagio , которое «создаёт ирреальную картину» .

Либретто

Краткое содержание приводится по второй редакции балета. В изначальном варианте пролог отсутствовал.

  • Пролог. Появление на свет

Пер предстаёт в различных ипостасях.

Юному Перу грезится полёт по воздуху со своей матерью Озе. Танец на свадьбе в Хэгстеде, где Пер встречает Сольвейг и похищает невесту Ингрид. Полёт над горами. Пер обладает Ингрид, но мечтает о Сольвейг, которая разыскивает его. Мать зовёт Пера. Реальность или фантастика мира троллей . Пер встречает Зелёного тролля (Женщина в зелёном из пьесы) и позволяет себе слабость не противиться её соблазнам. Пытаясь спасти Пера, Сольвейг звонит в колокола. На полпути к ней Пер решает идти своей собственной дорогой, предпочтя одиночество. Высоко в горах он строит себе жилище, куда приходит Сольвейг. Пер решается на разрыв, ибо не может оставаться с ней. Пер приходит к умирающей матери и после её смерти начинает свои скитания.

  • Второй акт. Скитания по миру и иллюзии

Пер проходит пробы в театре ревю «Шесть цветов радуги» ( Rainbow Sextet ), его выделяют среди других и принимают в качестве начинающего артиста. Перу удаётся находиться в центре внимание и добиваться успехов. Следующая ступень в построении карьеры — мюзик-холл «Работорговец» ( The Slave Handler ). Новый успех в фильме в паре с кинозвездой Анитрой. Пер привлекает к себе внимание Анитры, обхаживает её и добивается взаимности. Пер становится восходящей звездой кинематографа. Его слава растёт. Со временем в фильме «Царь мира» ( Caeser of the World ) играет роль мегаломаньяка, теряет над собой контроль. Изгнание, бегство от себя самого, кошмары приводят к потере личности.

  • Третий акт. Возвращение

Пер возвращается в родные края, вспоминает похороны Ингрид. Сольвейг все ещё ждёт его. Пер пытается обрести себя и находит в каждом человеке.

  • Эпилог. За пределами мира

Сольвейг узнаёт Пера. Пер узнаёт Сольвейг .

Действующие лица

  • Пер Гюнт
  • Озе, мать Пер Гюнта
  • Ингрид из Хэгстеда
  • Сольвейг
  • Зелёный тролль ( The Green One )
  • Анитра, кинозвезда

Постановки

  • 1989 — 22 января мировая премьера балета в постановке Джона Ноймайера в Гамбургском балете в Гамбурге. Первая постановка была показана на гастролях в Париже , Москве и Ленинграде в 1990 году .
  • 2015 — 28 июня премьера второй редакции Джона Ноймайера на сцене Гамбургского балета в Гамбурге, сценография Юргена Розе ( Jürgen Rose ), Гамбургский филармонический оркестр . Новая версия постановки балета была представлена в 2016 году в Москве и Санкт-Петербурге . Главную партию исполнял Эдвин Ревазов . По словам Джона Ноймайера, хореография в новом «Пер Гюнте» изменена «более чем на половину» . Число alter ego главного героя сократилось с семи до четырёх: невинность, провидец, честолюбие и сомнение, а персонажи Ингрид , Анитра и Зелёная были сведены в единый собирательный образ Другой

Примечания

  1. .
  2. .
  3. .
  4. , с. 170—171.
  5. , с. 171.
  6. (англ.) . Sikorski. Дата обращения: 12 июня 2017. 6 ноября 2018 года.
  7. , с. 172.
  8. , с. 173.
  9. .
  10. . Государственный академический Большой театр России. Дата обращения: 12 июня 2017. 10 июня 2017 года.

Литература

  • . Телеканал «Россия — Культура» (23 января 2016). Дата обращения: 12 июня 2017. 14 июня 2017 года.
  • Зозулина, Наталия. . Государственный академический Большой театр России. Дата обращения: 12 июня 2017. 28 июля 2017 года.
  • Ивашкин А. В. Беседы с Альфредом Шнитке. — 1-е. — М. : РИК «Культура», 1994. — 304 с.
  • . «Сноб» . ООО «Сноб Медиа» (2 февраля 2016). Дата обращения: 17 июня 2017. 24 марта 2016 года.
  • (англ.) . Theater Hamburg. Дата обращения: 12 июня 2017. (недоступная ссылка)

Ссылки

  • на YouTube — трейлер новой постановки балета во второй редакции 2015 года
  • на YouTube — трейлер второй редакции балета к гастролям Гамбургского балета в Москве 20—24 января 2016 года
Источник —

Same as Пер Гюнт (балет Шнитке)