Накамура, Нобору
- 1 year ago
- 0
- 0
Синъитиро Накамура ( яп. 中村真一郎 Накамура Синъитиро: , 5 марта 1918 года — 25 декабря 1997 года ) — японский писатель , литературный критик, исследователь французской и классической японской литературы. Видный представитель первого послевоенного поколения писателей . В своих работах, отличающихся смелостью формы и глубоким психологизмом, шёл к синтезу классической японской традиции с европейским литературным модернизмом ( Пруст и др.).
Родился в Токио . В раннем детстве лишился матери. Воспитывался в преф. Сидзуока дедом по материнской линии. В среднюю школы поступил в Токио. В годы учёбы познакомился с будущим писателем , своим литературным единомышленником, дружбу с которым пронёс через всю жизнь. После смерти отца остался сиротой. Получал помощь от благотворительных организаций. В старших классах школы сблизился с Сюити Като (впоследствии видный литературный критик). Окончил филологический факультет Токийского университета (отделение французской литературы, выпускная работа посвящена Нервалю ). В университетские годы начал тесно общаться с писателем Тацуо Хори . В это принципиальное для своего литературного формирования время открыл для себя творчество Пруста и « Повесть о Гэндзи », два краеугольных камня своей собственной эстетики.
Пробовать себя в сочинении начал достаточно рано: в университетские годы экспериментировал с жанром драмы в стихах. В 1942 году вместе с Фукунага и Като создал литературную группу « » (マチネ・ポエティク), экспериментировавшую с устойчивыми формами рифмованной поэзии ( сонет и др.) и её декламацией . Несмотря на то, что опыты «Поэтического утренника» в послевоенные годы, когда они впервые были опубликованы, скептически были встречены поэтами того времени как апология арт-эскапизма, Накамура продолжал их до последних лет своей жизни. В военные годы приступил к переводам на японский произведений Нерваля, ради популяризации творчества которого продолжал состоять в заведомо политически ангажированном «Обществе литературы патриотов Японии».
Писать прозу начал также во время войны. После публикации в первые послевоенные годы пенталогии жизнеописания прошедшего войну интеллигента, открывавшегося романом потока сознания «Под сенью смерти» (死の影の下に, 1946), выдвинулся в число ведущих фигур современной японской литературы. В 1946 году, вновь вместе с Фукунага и Като, опубликовал книгу «Раздумья о литературе» (文学的考察), где авторы продемонстрировали впечатлявшее своей глубиной знание современной европейской литературы. Накамура также стоял у истоков серии «Библиотека апурэгэру» (от фр. «après-guerre», послевоенный), где публиковались произведения новых авторов. Само слово «апурэ(гэру)» прочно вошло в обиход того времени.
В работах своего раннего периода Накамура обращался к темам судеб интеллигенции, противоречивости между их довоенными идеалов и разочаровывающими послевоенными реалиями («Карусель», 回転木馬, 1957). Перелом наступил в 1957 году, когда скоропостижная кончина жены привела к стремительному развитию душевной болезни и госпитализации писателя. После курса лечения, включавшего использование электрошока , Накамура пережил частичную потерю памяти. Вернувшись к нормальной жизни, он неожиданно для многих обратился к поэзии канси эпохи Эдо, начал думать над возможными путями её синтеза со своей собственной эстетической программой, ранее бывшей во многом ориентированной на французский модернизм. Результаты этого стилистического и тематического поворота выражены в лучших произведениях Накамуры 1960-х: «Плывут облака» (雲のゆき来, 1966), «Далёкое прошлое» (遠隔感応, 1969), «Одиночество» (孤独, 1966). В том же десятилетии началось плодотворное творчество Накамуры-литературоведа. Он и раньше публиковал работы исследовательского характера (в частности книги об Акутагаве ), однако именно в этот период 1960-х — первой половины 1970-х смог полноценно реализоваться в этой сфере. В эти годы были написаны работы «Мир Повести о Гэндзи» (源氏物語の世界, 1968), «Литература императорского двора» (王朝文学論, 1963) « » (建礼門院右京大夫, 1972) «Взгляды на секс и любовь в японской классической литературе» (日本古典にみる性と愛, 1975) и др. Помимо литературных исследований, Накамура, вернувшись к своему раннему увлечению театром и поэзией, активно стал работать в качестве сценариста радиопьес , где проявил себя новатором, вышедшим далеко за рамки простого озвучивания текста в направлении создания звуковых ландшафтов. Опыты Накамуры на этом поприще оказали существенное влияние на последующие поколения японских авангардных писателей-драматургов ( Кобо Абэ и др.), а также до некоторой степени и на европейских авторов, работавших в этом жанре.
В 1971 году вышло во многом итоговое для Накамуры исследование, посвящённое эдоской поэзии канси, « Рай Санъё и его время» (頼山陽とその時代, в 3-х тт.), которое способствовало существенному пересмотру мнений, сложившихся в этой сфере японской филологии. В дальнейшем эта линия творчества была продолжена в капитальных трудах «Жизнь » (蠣崎波響の生涯, 1989, премия Ёмиури ) и «Салон » (木村蒹葭堂のサロン, 2000, изд. посмертно), а также в более доступных широкой читательской аудитории работах «Сад поэтов» (詩人の庭, 1976) и «Эдоская поэзия канси» (江戸漢詩, 1985).
Как писатель в свои зрелые годы Накамура сосредоточился на написании тетралогии «Четыре времени года» (四季, 1975—1984, премия Танидзаки и ). Также плодотворно работал в малой форме, обращаясь к разнообразным сюжетам, так или иначе раскрывающим порывы человеческой души. После завершения тетралогии вновь обратился к японской классике, развивая в многочисленных работах идею происхождения всей японской литературы из литературы императорского двора. В начале 1990-х были изданы полные собрания художественных произведений (1992—1993, « Синтёся », в 13 тт.), публицистики (« », в 7 тт.) и литературоведческих работ (« Синтёся », в 6 тт.).
Тетралогия «Квартет» (四重奏) и другие работы самых последних лет подчёркнуто эротичны . До конца своей жизни продолжал активно писать, оставаясь одной из ведущих фигур современной литературной жизни Японии.