Interested Article - Москва — Петушки

«Москва́ — Петушки́» постмодернистская поэма в прозе Венедикта Васильевича Ерофеева . Написана в автобиографической манере.

Поэма появилась на свет осенью 1969 года (по словам автора, за пять недель «на кабельных работах в Шереметьево — Лобня», прокладывался кабель телефонной связи ). Впервые была опубликована летом 1973 года в Израиле в журнале «АМИ», вышедшем тиражом в 300 экземпляров ; затем — в 1977 году в Париже .

В СССР издана только в эпоху перестройки в 1988 1989 годах , сначала в сокращённом виде в журнале « », а затем — в более полном виде в литературном альманахе « Весть » и, наконец, почти в каноническом виде в 1989 году в издательстве «Прометей».

Сюжет

Лирический герой поэмы — интеллектуальный алкоголик Веня (Веничка) Ерофеев, едущий на электричке по 124-километровому железнодорожному маршруту из Москвы в Петушки к любовнице и ребёнку. Петушки — цель поездки — описываются рассказчиком как некое утопическое место.

Веничка был уволен с поста бригадира монтажников за «внедрение порочной системы индивидуальных графиков», где были представлены данные о количестве выпитого работниками спиртного перед работой и в рабочее время. В начале поэмы он, в глубоком запое, просыпается в неизвестном подъезде, после очередной неудачной попытки найти в Москве Кремль , и решает отправиться с Курского вокзала в Петушки, где его ждёт любовница и трёхлетний сын. Веничка, в муках дождавшись открытия магазина, тратит последние деньги на спиртное и садится в электричку .

В поезде он пускается в длинные монологи об алкоголе , истории , философии , культуре и политике , беседует с попутчиками и непрерывно пьёт с ними всё, что содержит спирт и хоть как-то проходит в желудок. Выпитое приводит к погружению в мир грёз, где Веничка становится предводителем революции в Петушинском районе .

Когда Веничка время от времени просыпается, ему являются странные галлюцинации, вроде Сфинкса — существа без ног, без хвоста и без головы, который, тем не менее, дерётся именно хвостом и головой, обладает, как сказано в книге, «бандитскою рожей» и задаёт Веничке абсурдные с позиций здравого смысла, но с точки зрения математики правильно поставленные загадки (например, подсчитать, сколько раз в год знаменитый ударник Алексей Стаханов ходил по малой и по большой нужде, если учесть, что он трезвым ходил два раза в день по малой нужде и один раз в два дня — по большой, а пьяным — четыре раза в день по малой и ни разу — по большой, и что у него 312 дней в году был запой), причём Веничка их воспринимает на свой счёт. Он не может разгадать загадки, и Сфинкс говорит, что не пустит Веничку в Петушки. Сфинкс волочет Веничку в тамбур , где на запотевшем стекле чьим-то пальцем выведено неприличное слово , и Веничка, выглядывая из окна, по направлению движения поезда начинает понимать, что едет из Петушков в Москву — пока он спал, электричка успела побывать в Петушках и начать путь назад. В итоге он снова попадает в Москву, где за ним гонятся четверо неизвестных (не исключено, что они тоже Веничкины галлюцинации ). Они настигают героя в одном из подъездов и вонзают ему шило в горло (сам автор поэмы в 1990 году умер от рака горла ). «С тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду».

Художественные особенности

Поэма имеет циклическую структуру.

Лексика произведения включает смесь из библеизмов, советских газетных штампов , скрытых и прямых цитат из русской и мировой литературы и классиков марксизма-ленинизма . Присутствует немало нецензурной лексики . Коктейли («Ханаанский бальзам», «Сучий потрох», «Поцелуй тёти Клавы», « Слеза комсомолки »), рецепты которых приводятся в главах «Электроугли — 43-й километр» и «43-й километр — Храпуново»), исследователи склонны относить к вымышленным. Эти напитки отмечены литературной игрой, многочисленными отсылками к литературным произведениям и советским бытовым деталям .

Исследователи отмечают связь поэмы с идеями М. М. Бахтина о карнавале (см., напр., Зорин А. Опознавательный знак // Театр , 1991, № 9).

По мнению историка и религиоведа Алексея Муравьёва , поэму Ерофеева можно понять как апокалиптическое повествование о путешествии к Богу : «герой Ерофеева едет к Богу, но доехать он может, только опустошив, выпотрошив себя и, в конце концов, пройдя через смерть. Четыре человека, о которых говорится в этом трактате, — это четыре Всадника апокалипсиса » .

Место действия

Горьковское направление Московской железной дороги

Интересный факт: Попытка провести эксперимент - Ехать в электропоезде Москва-Петушки с книгой Ерофеева, пытаясь читать или слушать главы поэмы в соответствующих пунктах маршрута - оканчивается неудачей. Поезд едет гораздо быстрее, чем читатель успевает прочесть и тем более прослушать произведение.

Отзывы

Памятник Веничке на площади Борьбы в Москве

«Москва — Петушки» читал с большим удовольствием. Замечательная книга. <…> Творчество, причём самого высокого полёта. Как « Шинель » Гоголя , или « Скучная история » Чехова .

Одиссея Венички Ерофеева оказалась пророческой… В России вечно живёт мечта о правильной России, о том, что надо выделить себе некую территорию, на которой уж всё будет как надо: там мы будем власть! «Москва — Петушки» с пугающей точностью осуществилась в Новороссии

Памятник произведению

Памятник «Москва — Петушки» установлен в сквере на площади Борьбы в Москве в 2007 году .

Экранизация

Спектакли

Сцена из спектакля «Беги, Веничка, беги!» театра « Манекен »
  • Первый спектакль по поэме «Москва — Петушки» был поставлен в московском Экспериментальном театре под рук. Вячеслава Спесивцева . Режиссёр — Виталий Мозгалин. В 1989 году Венедикт Ерофеев присутствовал на премьере спектакля и в интервью программе « Взгляд » сообщил, что спектакль ему не понравился, а Веничка (актёр Василий Стоноженко) такой же, как и он в молодости, раз….й.
  • Спектакль «Москва — Петушки». Поставлен в Театре на Таганке (Москва). Режиссёр: Валентин Рыжий. Сценическая адаптация, сценография, режиссура — Валентин Рыжий, хореограф — Владимир Сажин. Актёры: Александр Цуркан (Веничка) и Ирина Линдт , певица — Татьяна Федотова, фортепиано — Алексей Воронков, фонограмма — Василий Немирович-Данченко, сценическая музыка — Сергей Летов .
  • Режиссёр: Ирина Зубжицкая (Санкт-Петербург). Оформление: Наталья Белова. Актёры: актёрский дуэт «Zooпарк», Юлия Косарева. Авторы инсценировки — Л. Харламов и О. Шапков.
  • Инсценировка: Beate Heine и Joachim Meyerhoff, Театр Гамбурга ( нем. Schauspielhaus Hamburg ).
  • Инсценировка: Театр Кана, Щецин (Польша). Режиссёр: Зыгмунт Дучиньский. Актёр: Яцек Завадский. Премьера: 14 мая 1989.
  • Спектакль «На кабельных работах осенью 69 года». Режиссёр: Георгий Васильев. Петербургский камерный театр « Белый театр ».
  • Спектакль «И немедленно выпил…». Режиссёр Владимир Тарасов . Русский драматический театр Литвы ( Вильнюс ).
  • Спектакль «Ерофеев. Похмельный ангел». Режиссёр: Алексей Курилко. ТО «Чёрный квадрат», Киев.
  • Спектакль «Беги, Веничка, беги». Режиссёр: Юрий Бобков , художник: Сергей Александров. Театр «Манекен» ( Челябинск ) .
  • Спектакль «Москва — Петушки». Режиссёр: Наталья Семёнова, в главной роли . Премьера состоялась 9 ноября 2010 года в д/к имени Зуева.
  • Моноспектакль «Москва — Петушки, 14 станица» в галерее Spider&Mouse. Режиссёр: Срдьжан Симич. Сценическая адаптация, сценография — Срдьжан Симич. Премьера состоялась 14 ноября 2007 г. в Культурном центре Нови Сада, Сербия.
  • Спектакль «Москва — Петушки» в постановке Сергея Женовача , « Студия театрального искусства », Москва. В главной роли — Алексей Вертков Золотая маска » 2014 года за «лучшую мужскую роль»). Премьера состоялась 15 сентября 2012 года
  • Спектакль «Москва — Петушки». Режиссёр: Олег Онищенко. Театр на Юго-Западе (Москва). Премьера состоялась 24 октября 2013 года.
  • Моноспектакль «Морок». Автор и режиссёр: Александр Курц, театральная мастерская «Следы» (Белоруссия). Премьера состоялась 17 апреля 2021 года в городе Орёл.
  • Спектакль «Москва — Петушки», режиссёр-постановщик И. Казаков, « », премьера 29 апреля 2022 года.

Издания

  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. — М.: Изд-во «Прометей», МГПИ им. В. И. Ленина, 1989, 128 с. 200 000 экз.; 1990, 128 с. Тираж 125 000 экз.
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. Поэма. — М.: Изд-во СП «Интербук», 1990. — 128 с. Тираж: 200 000 экз. Цена 3 р. 62 коп. (Воронеж. обл. тип.); 250 000 экз. Цена 4 р. 12 коп. (М., тип. «Красный пролетарий»)
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. С иллюстрациями Сергея Семёнова. — СПб.: Невская книга, 2000. — 99 с. ISBN 5-93783-001-6
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. С комментариями Э. Власова. — М.: Вагриус, 2002. — 575 с. Тираж 3000 экз. ISBN 5-264-00198-7
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки. Поэма. — М.: Захаров, 2007. — 144 с. Тираж 7 000 экз. ISBN 978-5-8159-0725-6
  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки / Илл. В. Голубев. — СПб.: Вита Нова, 2011. — 520 с. — ISBN 978-5-93898-351-9
  • Ерофеев В. Москва — Петушки : поэма / Венедикт Ерофеев. — СПб. : Азбука, Азбука-Аттикус, 2014. — 192 с. — (Азбука-классика). ISBN 978-5-389-03119-7

Посвящения

В 1990 году британская студия BBC Films посвятила писателю и поэме документальный телевизионный фильм «From Moscow to Pietushki: A Journey with Benedict Yerofeyev», который снял польский кинорежиссёр Павел Павликовски .

Примечания

  1. . Дата обращения: 9 февраля 2021. 31 июля 2019 года.
  2. . Дата обращения: 1 марта 2014. 8 февраля 2014 года.
  3. .
  4. Карпов М. от 18 июня 2016 на Wayback Machine // Lenta.ru , 17.06.2017
  5. от 11 апреля 2012 на Wayback Machine OFF-LINE интервью с Борисом Стругацким Октябрь 2000
  6. от 17 ноября 2019 на Wayback Machine « Дилетант », № 11, ноябрь 2015 года
  7. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  8. . Дата обращения: 28 сентября 2009. 19 апреля 2012 года.
  9. . Театр «Манекен». Дата обращения: 28 сентября 2009. Архивировано из 25 января 2012 года.
  10. . Дата обращения: 11 апреля 2011. 18 декабря 2010 года.
  11. (англ.) на сайте Internet Movie Database

Литература

  • Ерофеев В. В. Москва — Петушки: с комментариями Эдуарда Власова. — СПб. : Азбука , 2018. — 668 с. — (Русская литература. Большие книги). — ISBN 978-5-389-15205-2 .
  • Кобринский А. А. Семиотика Венедикта Ерофеева. Поэма «Москва — Петушки» // Тыняновский сборник. Выпуск 12: X-XI-XII Тыняновские чтения. Исследования. Материалы. — М. : Водолей Publishers , 2006. — С. 339—352 .
  • Конрад И. С. / Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.01. — М. , 2004. — 160 с.
  • Красильникова, Татьяна. Коктейли в поэме Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки»: к интерпретации рецептов // Русская филология / Составление: Отделение славянской филологии Тартуского университета. — 2019. — Вып. 30 . — С. 154—170 . — ISSN .
  • Курицын В. Н. // Октябрь . — 1996. — № 8 .
  • Левин Ю. И. Комментарий к поэме «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева. — М. : Мартис, 1996. — 95 с.
  • Туманов В. А. « .» 39: 95-114, 1996.

Ссылки

  • — сайт, посвящённый Венедикту Ерофееву
  • — сайт из Германии на нескольких языках
  • — о спектакле «М-П» театра «Zooпарк»
  • Лазарис В.
  • Алексей Плуцер-Сарно // Энциклопедический словарь-справочник поэмы В. В. Ерофеева «Москва — Петушки»
  • — неофициальный сайт города Петушки Владимирской области
Источник —

Same as Москва — Петушки