Сигиберт I
- 1 year ago
- 0
- 0
Ламбер-Сигиберт Адам, Ламбер-Сигисберт Адам , Адам Старший ( фр. Lambert Sigisbert Adam, Adam l'Aîné ; 10 октября 1700 , Нанси — 12 мая 1759 , Париж ) — французский скульптор эпохи барокко и один из зачинателей стиля рококо во Франции и фридерицианского рококо в Пруссии .
Родился в герцогстве Лотарингия , происходил из старинной лотарингской семьи скульпторов и мастеров бронзового литья . Старший из трёх сыновей известного скульптора . Художественное образование получил под руководством отца в его мастерской в Меце и затем, с 1719 года, в Париже, у своего дяди по линии матери Клода Мишеля ( Клодиона ), а после его ранней смерти — в парижском ателье скульптора Франсуа Дюмона . После получения престижной Римской премии в 1723 году молодой скульптор вместе с Э. Бушардоном уехал в Италию, где оставался десять лет, продолжал обучение во Французской академии в Риме , изучал античную скульптуру, в том числе по оригиналам знаменитых римских коллекций и слепкам Французской академии в Риме, а также произведениям великих мастеров эпохи Возрождения . Кроме того, он был очарован римским барокко в лице выдающегося скульптора Джованни Лоренцо Бернини . В эти годы Ламбер Сигиберт был протеже посла Франции при Папском престоле , кардинала Мельхиора де Полиньяка , для которого выполнял копии античных статуй. Занимался также реставрацией античных скульптур, которые в то время извлекали при раскопках на Виа Латина и в других районах Рима. По правилам Французской академии в Риме, студенты должны были сделать мраморную копию с выбранной ими античной скульптуры для французского короля. С помощью Мельхиора де Полиньяка, Ламбер Сигиберт получил разрешение копировать скульптуру Ареса из коллекции Людовизи , в то время как его коллега Бушардон выбрал Фавна Барберини . Обе работы прибыли в Париж в 1732 году.
Ламберт Сигиберт по заказу папы Климента XII между 1732 и 1734 годами выполнил один из рельефов для капеллы Орсини в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано (проект архитектора Алессандро Галилея ). В 1732 году был принят в члены Академии Святого Луки . В Риме к нему присоединились его братья в 1726 году и Франсуа-Гаспар в конце 1729 года. В августе 1730 года Папа Климент XII распорядился составить новый проект фонтана Треви в Риме после того, как работа была прервана из-за смерти Бенедикта XIII. Адам и Бушардон представили каждый свой проект, но строительство в октябре 1732 года было официально поручено архитектору Николо Сальви .
Ламберт Сигиберт Адам покинул Рим 23 января 1733 года, по пути домой посетив Флоренцию, Болонью и Венецию. 25 апреля 1733 года Адам был принят в Королевскую академию живописи и скульптуры в Париже и стал скульптором короля. Он получил свой первый заказ от герцога Людовика Орлеанского на скульптуры водного каскада в парке Сен-Клу , для которого он создал аллегорические фигуры Сены и Марны (1733—1734, уничтожены прусскими войсками во время Франко-прусской войны 1870—1871 годов). Адам соперничал с Бушардоном, который также делал скульптуры для фонтанов, например на улице Гренель в Париже .
После возвращения во Францию Ламбер-Сигиберт работал вместе со своими братьями Никола-Себастьяном и Франсуа-Гаспаром. Братья получали заказы от Двора на создание скульптур для королевских парков. Их наиболее известной совместной работой является группа «Триумф Нептуна и Амфитриты» (1735—1740) для бассейна Нептуна Версальского парка .
В 1737 году завершился процесс приёма скульптора в Королевскую академию, по этому случаю он создал статую «Нептуна, касающегося трезубцем океанских волн» (хранится в Лувре ). В том же году он выставил в Салоне четыре бюста, представляющие «Четыре стихии». В 1730-х годах Адам был приглашен архитектором Жерменом Бофраном вместе с Жаном-Батистом Лемуаном Младшим для украшения барельефами интерьеров отеля Субиз в Париже (ему принадлежат четыре барельефа для Овального салона).
Ламбер-Сигиберт и его брат Франсуа-Гаспар выполняли заказы для короля Пруссии Фридриха II Великого , обустраивавшего в то время парк Сан-Суси в Потсдаме, чем внесли свой вклад в формирование оригинального художественного стиля фридерицианского рококо . Людовик XV передал Фридриху две скульптурные группы на темы охоты, аллегории воздуха и воды из Версаля работы старшего Адама. Младший из братьев Франсуа-Гаспар Адам был назначен придворным скульптором прусского короля. Остальные скульптуры для Сан-Суси выполнены в мастерской Франсуа-Гаспара Адама, руководившего основанным Фридрихом Великим французским скульптурным ателье в Берлине . Дополнения скульптур и рельефов в так называемую «Французскую рондель» (Französischen Rondells) в южной части партера парка вносили до 1764 года.