Св. Григорис родился в Кесарии
Каппадокийской
(совр.
Кайсери
,
Турция
) и был в раннем возрасте
рукоположён во епископы своим дядей,
св. Аристакесом
(по другой версии — дедом,
св. Григорием Просветителем
). В начале IV века он распространял
христианство
в двух близких к Армении странах на Кавказе — в
Грузии
и в
Албании
(Алуании)
. Служение там и привело его к мученической гибели. По приказу языческого царя прикаспийских областей (традиция
Мовсеса Хоренаци
называет его Санатруком, правителем
Пайтакарана
; по
Фавстосу Бузанду
это был царь
Маскута
, по имени Санесан
) св. Григориса схватили, привязали к лошади и волокли по прибрежным камням, пока он не умер. Хоренаци и Бузанд сообщают, что Григорис принял мученическую смерть на поле, именуемом Ватнеан
, на берегу Каспийского моря. Его ученики перевезли тело святого в монастырь
Амарас
, построенный по указанию
св. Григория Просветителя
, и похоронили его там
.
Место захоронения св. Григориса
Во избежание надругательства со стороны язычников, точное место захоронения не было отмечено, и оно со временем забылось. В Амарасе, где по легенде захоронен св. Григорис, имелась надпись: «здесь захоронен святой Григорис, Католикос Алуанка, внук Григория Просветителя, что он был предан мученической смерти в лето 348 года в Дербенте царем маскутов Санесаном, а святые мощи его были привезены в Амарас его питомцами — диаконами из Арцаха»
. Мощи святого были
обретены
в Амарасе в 489 году алуанским царем Вачаганом III Благочестивым из династии
Аршакидов
.
В 1992 году в ходе Карабахской войны
монастырь Амарас
был захвачен азербайджанскими войсками, и гробница св. Григориса была разрушена
. В настоящее время в этом монастыре ведутся восстановительные работы.
Место гибели св. Григориса
Историки склоняются к мнению, что место мученической гибели св. Григориса, которая датируется 30—40-ми годами
IV века
, находится на территории современной Республики Дагестан, южнее
Дербента
и
Белиджи
, у села
Нюгди
(Молла-халил)
. На этом месте была воздвигнута часовня, точная дата постройки которой неизвестна. Известный в своё время публицист и исследователь истории и быта народов Дагестана Ростом-бек Ерзинкян осенью 1857 года, будучи офицером российской армии, посетил часовню святого Григориса у села Молла-Халил (совр. с.
Нюгди
). Об этом он написал в статье «Гора Абасова и часовня святого Григориса», опубликованной в 1859 году в выходившей в Тифлисе армянской газете «Мегу Айастани»
. Дагестанский историк-краевед Евгений Козубский в «Истории Дербента» 1906 года пишет, что Григорис был убит на Ватнианской (Ватнийской) равнине, «которая, по преданию, находилась в 30-ти верстах к югу от Дербента, близ села Молла-Халил, где стоит часовня во имя Григориса». Дербентские армяне, по свидетельству Козубского, раз в год ходят на поклонение к часовне Григориса, он пишет, что и «мусульмане чтут это место за святыню»
. По данным современного исследователя истории религии в Дагестане К. М. Ханбабаева (1956—2011), место гибели св. Григориса «локализуется недалеко от Дербента (вблизи современного поселка Белиджи Дербентского района)<…>здесь была сооружена часовня для многочисленных паломников»
.
Возведённая на предполагаемом месте гибели св. Григориса часовня была заменена на церковь, о чём свидетельствует надпись на армянском языке над входом: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, отреставрирован на средства родных братьев Ванецянц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господень 1916»
. Каменные стены стоят до сих пор, однако внутреннее убранство храма не сохранилось. В советский период церковь была признана памятником истории, однако внутри церкви многие десятилетия государственного атеизма царило запустение. В то же время жители села Нюгди не разрушили памятник, наоборот, они почитали его
.
Последние несколько лет работы по восстановлению святыни возглавил председатель дагестанского регионального отделения «Союза армян России» и лидер армянской общины Дербента Виктор Данилян при поддержке местных властей и группы единомышленников. Были укреплены стены, крыша и купол церкви, восстановлены двери и окна. Завершаются внутренние отделочные работы
.
Возродилась традиция, по которой армянская община Дербента и армянские семьи из других местностей Дагестана, юга России и зарубежья ежегодно приезжают к церкви поклониться св. Григорису в предпоследнее воскресенье августа (в советское время поклониться святому приходили лишь отдельные семьи дербентских армян). Участие в этом поклонении принимают духовные представители Епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви.
В 2008 году был снят документальный фильм «Дорога к храму» (Дагестанское телевидение, авторы: Карен Арзуманов и Гуллер Камилова), посвящённый истории св. Григориса и возрождению его церкви у села Нюгди в контексте истории армянского этноса в Дагестане.
В 2010 году в газете «
Ноев ковчег
» была опубликована обзорная статья «Храм у истоков нашей веры»
, в которой рассказывается об истории св. Григориса и его церкви в Дагестане.
Легенды и версии
Настоятель церкви
(г. Ростов-на-Дону) прот. Тадеос Авагян 36 лет хранил у себя два древнейших Евангелия на армянском языке, изданных в Венеции в 1661 году. В 1975 году Евангелия ему передала на хранение неизвестная женщина. В камне, инкрустированном в обложку одного из них, по легенде находятся мощи святого Григориса — внука св. Григория Просветителя. В 2011 году о. Тадеосу было видение, в котором ему явился св. Григорис и указал, что пришло время вернуть книги. Тогда он привёз святые книги в Эчмиадзин и передал их Святейшему Католикосу
Гарегину Второму
как подарок в дни празднования его рождения и интронизации
.
Toumanoff C.
(фр.)
: Tables généalogiques et chronologiques
— Rome: 1990. — P. 243.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 января 2015.
29 марта 2015 года.
↑
Christopher J. Walker
.
The Armenian presence in mountainous Karabakh
// Transcaucasian Boundaries / John Wright, Richard Schofield, Suzanne Goldenberg. — Psychology Press, 2004. — С. 91. — 248 p. —
ISBN 9780203214473
.
Титул «католикос албанский» применяется по отношению к св. Григорису в следующих источниках:
Каланкатуаци М.
История страны Алуанк.— Кн. 3, Гл. 9, 14, 20, 27. (пер. Ш. В. Смбатяна)
— Ряд источников полагает, что титул появился в VI в., см. напр.:
Петрушевский И. П.
Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI — начале XIX вв. —
Л.
, 1949. — С. 28.
«
Титул католикоса албанского известен с 552 года н. э.
»
↑
Бузанд Ф.
от 14 октября 2013 на
Wayback Machine
/ Пер. М. А. Геворгяна.— Кн. 3. Гл.5.
«…Потом старший сын Григорис, обладавший прекрасной наружностью, исполненный духовных добродетельных достоинств и сведущий в божественном знании, получил епископство стран Иверии и Албании. Он не женился и
уже в пятнадцатилетнем возрасте
достиг степени епископа над иверской и албанской странами…»
↑
Хоренаци М.
от 19 октября 2021 на
Wayback Machine
/ Пер. Г. Саркисяна.— Кн. 3, Гл. 3.
«…Блаженный Трдат соглашается и дает им в епископы
юного
Григориса, старшего сына Вртанеса. Хотя у царя и были сомнения в правильности этого шага, вызванные
несовершеннолетним возрастом
(Григориса)…»
Поле Ватнеан (Ватнеан дашт) — находилось в долине низовьев Аракса и Куры. См.
Хоренаци М.
История Армении / Пер. Г. Саркисяна.— Кн. 3, Гл. 3.,
от 19 октября 2021 на
Wayback Machine
Шнирельман В. А.
(неопр.)
. / В.А.Шнирельман // Войны памяти. Мифы, идентичность и политика в Закавказье.— М.: ИКЦ, «Академкнига», 2003. Дата обращения: 14 марта 2013.
4 апреля 2013 года.
Шихсаидов А. Р.
О проникновении христианства и ислама в Дагестан // Ученые записки Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР.— Т. III.— Махачкала, 1957.— с. 54-76.
Гаджиев В. Г., Григорян В.
Дагестан в армянской дореволюционной литературе. Ростом-бек Ерзинкян о стране гор // Историография истории Дагестана досоветского периода. Сборник статей.— Махачкала, 1986.— С.132.
Козубский Е. И.
История Дербента. Темир-Хан-Шура, 1906. С.12.
Ханбабаев К. М.
Христианство в Дагестане в IV—XVIII вв. // Собрание трудов Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИСПИ РАН. Южнороссийское обозрение, 2004.— Вып. 20.
Арутюнян К.
Евангелия для его Святейшества // «Веруем». Газета армянской общины Санкт-Петербурга, 2011.— № 11 (221).— С. 1
Термин «
фолк-хистори
» по отношению к произведениям Аджиева применяется в следующих работах:
Олейников Д.
//
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История России в мелкий горошек. —
М.
: ЗАО «Мануфактура», ООО «Издательство „Единство“», 1998. — 256 с.
Переизд. в сборнике:
Володихин Д., Елисеева О., Олейников Д.
История на продажу. Тупики псевдоисторической мысли.— М.: Вече, 2005.
Лаушкин А. В.
Ложь «новых хронологий»: как воюют с христианством А. Т. Фоменко и его единомышленники.— М.: Паломник, 2001.— 173 с.—
ISBN 5-87468-011-X
,
ISBN 978-5-87468-011-4
.
// Международный исторический журнал. — 1999. —
№ 6
.
5 апреля 2009 года.
Ажгихина Н.
Терминатор мировой истории //
НГ
-Наука, 19.01.2000.—
(неопр.)
. Дата обращения: 3 октября 2017. Архивировано из
4 апреля 2011 года.
Бисенбаев А. К.
Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.—
ISBN 9965-25-049-9
Юрченко И. Ю.
Казачество как феномен в жанре «фолк-хистори» постсоветской псевдоисториографии // Сборники конференций НИЦ «Социосфера», 2012.— № 15.
«
Отдельного упоминания заслуживают произведения в жанре фолк-хистори Мурада Аджи (М. Э. Аджиева)…
»
— По отношению к сочинениям Аджиева или к его гипотезе термины «лженаука (лжеистория)», «псевдонаука (псевдоистория)», «квазинаука (квазиистория)», «паранаука» и аналогичные применяются в следующих работах:
Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М.
Глава III. Мифы о «великих предках»
// История в зеркале паранауки: Критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. —
М.
: Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2006. — С. 61—100. — 300 с.
Семёнов Ю.
15 апреля 2013 года.
Петров В. Б.
от 21 августа 2018 на
Wayback Machine
//
Найдыш В. М., РУДН.
Наука и квазинаучные формы культуры.— М.: МПУ Сигналъ, 1999.— 306 с. (автор — кандидат философских наук, доцент РУДН, см.
(неопр.)
. // Учебный портал РУДН. Дата обращения: 21 декабря 2011. Архивировано из
2 февраля 2012 года.
)
Кошеленко Г. А., Маринович Л. П.
от 22 июля 2011 на
Wayback Machine
// Мифы «новой хронологии». Материалы конференции на историческом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова 21 декабря 1999 года.— М.: Русская панорама, 2000.
ISBN 5-93165-046-6
,
ISBN 5-93165-046x
(ошибоч.)
Бисенбаев А. К.
Глава XI. Центральноазиатский феномен фольк-хистори // Другая Центральная Азия.— Алматы: Аркасс, 2003.— 300 с.—
ISBN 9965-25-049-9
— Версия Аджиева о могиле св. Григориса вблизи Дербента и отождествление Григориса и Георгия Победоносца встречается, например, в следующих публикациях:
Аджиев М. Э.
Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков.— М., 1997.— 150с.
Аджиев М. Э.
Европа. Тюрки. Великая Степь.— М.: «Мысль», 1998.— 334 с. (см. главу «Григорис — Георгий» в
от 10 мая 2012 на
Wayback Machine
)
Меликов В.
от 4 марта 2016 на
Wayback Machine
// Республиканское информационное агентство «Дагестан», 7.03.2008.
— См. также критику данной версии:
Гаджиев М. С.
Могила Святого Георгия Победоносца в Дагестане — миф, а не открытие // Новое дело, 07.06.1996.
Гаджиев М. С.
Блеф о Святом Георгии // Дагестанская правда, 22.05.1997.
Гаджиев М. С.
Блеф о святом Георгии, или Христос — сын Тенгри-хана (об очередной фальсификации истории и культуры тюрков) // Этническая история тюркских народов Сибири и сопредельных регионов.— Омск, 1998.— С. 132—137.
Гаджиев М. С., Кузнецов В. А., Чеченов И. М.
Глава III. Мифы о «великих предках»
// История в зеркале паранауки: Критика современной этноцентристской историографии Северного Кавказа. —
М.
: Ин-т этнологии и антропологии РАН им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 2006. — С. 61—100. — 300 с.